1. результатов
анонимного анкетирования;
2. показателей
заинтересованности сотрудников
в конкретных программах (количество
пользователей; например, число сотрудников,
воспользовавшихся санаторно-курортными
путевками, их отзывы);
3. коэффициента
текучести кадров.
- Внедрить в отдел по работе с персоналом какой-нибудь отдел или центр "Молодой специалист", который должен реализовать программу обязательного обучения молодых специалистов, основными задачами которой являются:
1. адаптация
молодых специалистов, подготовка их к эффективному выполнению
поставленных задач;
2. развитие технических
навыков необходимых для работы;
3. подготовка
специалистов с лидерским и
творческим потенциалом; Отдел должен осуществлять
работу по нескольким направлениям:
- представлять интересы молодых специалистов перед руководством Общества;
- содействовать росту мотивации молодых специалистов к успехам в трудовой деятельности;
- помогать в решении социальных проблем, вопросов производственной деятельности;
- курировать молодых специалистов, испытывающих трудности с выполнением поставленных перед мини задач. Эта программа может состоять из трех этапов продолжительностью в 1 год каждый: 1 этап: знакомство с Обществом (с организационной структурой и производством, с коллективом предприятия, непосредственно с функциями и полномочиями структурного подразделения в котором будет проходить трудовая деятельность молодого специалиста, со своими должностными обязанностями, с рабочим местом и т.д.); 2 этап: углубленное изучение нормативной базы касающийся трудовой деятельности, закрепление практических и технических навыков, повышение уровня квалификации, ведь высокий уровень знаний и навыков специалистов - залог успешного решения задач и достижения стратегических целей, стоящих перед предприятием; 3 этап: выявление управленческого потенциала, проводится в форме деловой оценочной игры. В ходе игры участники оцениваются умение работать в команде и мотивация к развитию. Специальная комиссия наблюдая за ходом игры и оценивая результаты, выявляет участников наиболее проявивших себя, которые получают индивидуальные рекомендации и оценку профессиональных и личных качеств [4, с. 130-163]. Молодые специалисты, успешно применяющие полученные знания и демонстрирующие эффективность на рабочем месте, зачисляются а кадровый резерв ЗАО "Атлант". Для регистрации результатов работы с молодыми специалистами можно применять следующие методы:
1. анкетирование,
опросы, интервью;
2. участие в
конференции;
3. оценочные
процедуры (расчет экономической
эффективности);
4. Наблюдение. Эффективность работы отдела "Молодой
специалист" отразится на достижении
следующих результатов:
- отсутствие увольнения молодых специалистов в период испытательного срока;
- приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре, сплоченность коллектива;
- скорейшая адаптация молодых специалистов в освоении ими трудовой деятельности, приобретении практических навыков, способность к карьерному росту;
- уровень и стабильность количественных показателей: систематическое выполнение заданий, рост квалификации персонала, повышение уровня дисциплины;
- удовлетворенность условиями труда, социальными гарантиями и коллективом; рост мотивации молодых специалистов к успехам в трудовой деятельности;
- обеспечение преимущественного закрытия вакансий подготовленными внутренними ресурсами. Подсчет экономического эффекта от действий по снижению текучести кадров очень важный, но в то же время сложный этап, так как для его проведения необходимы специальные экономические данные [11, с. 113].
В третьей части
курсовой работы предложены мероприятия по усовершенствованию
системы управления персоналом.
Таким образом,
персонал считается ядром любой
организации, реальными ресурсами
в борьбе с конкурентами. Необходимо
способствовать развитию положительных
результатов деятельности каждого
отдельного работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
можно сделать следующие выводы.
Управление персоналом - область знаний
и практической деятельности, направленная
на обеспечение организации "качественным"
персоналом и оптимальное его
использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения
"управления персоналом" достигается
за счёт выявления положительных и отрицательных
мотивов индивидуумов и групп в организации
и соответствующего стимулирования положительных
мотивов и "погашения" отрицательных
мотивов, а также анализа таковых воздействий.
Эффективность системы управления персоналом
во многом определяется от успешно функционирующей
системы стимулирования и мотивации персонала.
ЗАО "Атлант" как объект нашего исследовании
на сегодняшний день является лидером
отрасли и стабильным предприятием. Предприятие
успешно конкурирует с другими производителями.
Основная задача предприятия - удовлетворение
запросов потребителей, что подразумевает
производство исключительно качественной
продукции, обновление ассортимента, удержание
стабильной цены. Рациональная организация
оплаты труда на предприятии позволяет
стимулировать результаты труда и деятельность
его работников, обеспечивать конкурентоспособность
на рынке труда и продукции, необходимую
рентабельность и прибыльность продукции.
Система обучения
персонала на ЗАО "Атлант" позволяет:
- определить профессиональные возможности
работника и спланировать процесс его
обучения; - оценить мотивацию работника
на дальнейшее обучение; - определить наиболее
востребованные профессии и вести процесс
подготовки персонала по данным профессиям
и, следовательно, обеспечивает создание
оптимальных условий для повышения квалификации
персонала и управления его карьерой.
Одной из наиболее эффективных форм оценки
успешного обучения в ЗАО "Атлант"
служит аттестация персонала. Целью аттестации
руководящих работников и специалистов
является: - периодическая проверка уровня
профессиональной подготовленности и
соответствия занимаемой должности; -
оптимизация использования кадров; - стимулирование
роста их квалификации; - повышения исполнительной
деятельности; - повышения ответственности
руководящих работников и специалистов
в области политики качества.
В процессе проведенного
нами анализа движения трудовых ресурсов
были выявлены следующие недостатки
в деятельности предприятия:
низкая заработная плата промышленно
- производственного персонала и как следствие,
высокий уровень текучести кадров среди
данной категории работников. Для решения
данной проблемы были предложены мероприятия
по внедрению в отдел работы с персоналом
Центра "Молодой специалист", который
будет заниматься обучением и адаптацией
молодых работников, также разработать
комплекс по усовершенствованию материального
и нематериального стимулирования, направленный
на нормализацию уровня текучести среди
промышленно-производственного персонала.
Рыночная экономика
современной Беларуси предъявляет
серьезные требования к найму, отбору,
повышению квалификации, аттестации
работников и руководителей предприятий,
фирм, организаций. В первую очередь
это относится к тем, кто принимает
стратегические управленческие решения,
кто несет ответственность за развитие
предприятия, за постоянное обновление
продукции и реализацию новых технологических
и организационных решений.
Опытный руководитель,
заинтересованный в профессиональном развитии
сотрудников, должен чутко уловить период
спада деловой активности человека, помочь
ему преодолеть разочарование при несоответствии
желаемого и действительного, а также
при потере профессиональной заинтересованности
на освоенном уже участке работ. Необходим
перевод, ротация сотрудника на новый
участок работы или направление его на
повышение квалификации, например, в стенах
своего предприятия.
Управление
персоналом на предприятии – это
вид деятельности, который позволяет
реализовывать, обобщить широкий спектр
вопросов адаптации индивида к внешним
условиям, учет личного фактора в построении
системы управлений персоналом предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Бабосов, Е. М. Социология управления: пособие для студентов вузов. – 5-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.
- Крымов А. А.
Управление
персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором. – СПб.: Питер,
2010. – 240 с.: ил. – (Серия «Практика менеджмента»).
- Тибилова Т. М., Кузьмин В. А.
Как качественно
оценить человека. Настольная книга менеджера
по персоналу (+СD). – СПб.: Питер,2010. – 208
с.: ил. – (Серия «Кадровый вопрос»).
- Турчинов А. И., Магомедов К. О., Кононенко Т. А.
Актуальные
проблемы кадровой политики и управления
персоналом: Материалы социологического опроса (сентябрь – октябрь
2007 года). – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 212 с.
- Бруковская О., Осовицкая Н.
Как построить HR-БРЕНД вашей компании. 53 способа
повысить привлекательность компании-работодателя.
– СПб.: Питер,2010. – 288 с.
- Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М. В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 390 с.
- Комаров, Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. 2002. №1. 450 с.
- Пиленцо, Л.Р. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании // Человек и труд. 2007. № 2. 190 с.
- Пошенина, А. Мотивация свободным временем // Управление персоналом. 2008. №1. с.
- Положение об оплате труда и премировании производственных работников ЗАО "АТЛАНТ". 2007г.
- Уварова, Г. Обучение на предприятии / Г. Уварова, В. Анташов // Национальная экономическая газета. - 2007. – 340 с.
- Основы управленческой деятельности: учебник / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - Минск: Высш. шк., 2000. – 304 с.
- Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.А. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2009. - 560 с.
- Брасс, А.А. Управление персоналом: от руководства к сотрудничеству / А. А. Брасс. – Минск: Регистр, 2006. – 248 с.
- Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика: учеб. пособие / С.Н. Князев. – Минск: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2002. – 512 с.
- Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2006. –67 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная
структура Минского завода холодильников
ЗАО “АТЛАНТ”
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Примерный список
документов, необходимых для организации профессионального
обучения, разработанный отделом подготовки
кадров ЗАО «АТЛАНТ»:
- Трудовой договор.
- Контракт на проведение обучения.
- Договор на практическое обучение учащегося.
- План подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
- Учебный план теоретического обучения.
- Анализ выполнения плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
- Приказ о подготовке и повышении квалификации кадров.
- Положение об инструкторе производственного обучения рабочих.
- Заявление-рекомендация с просьбой зачислить на курсы подготовки (повышения квалификации) рабочих.
- Распоряжение об организации курсов высококвалифицированных рабочих.
- Распоряжение о зачислении на курсы высококвалифицированных рабочих.
- Журнал учета теоретического обучения.
- Дневник учета производственного обучения.
- Протокол сдачи пробы (для присвоения более высокого разряда).
- Распоряжение о проведении выпускных экзаменов в группах подготовки высококвалифицированных рабочих.
- Распоряжение о присвоении разрядов рабочим предприятия.
- Распоряжение об отчислении с курсов высококвалифицированных рабочих за систематические пропуски занятий без уважительных причин.
- Свидетельство о прохождении полного курса теоретического и производственного обучения и сдачи квалификационного экзамена.
- Приказ технического директора об аттестации рабочих и присвоении им квалификационных разрядов.
- Удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда.