Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:43, курсовая работа
В данной курсовой работе изложены основные понятия, проведен анализ состояния предприятия, анализ организационной структуры, выявлены проблемы по усовершенствованию организационной структуры, предложены возможные пути их решения.
Введение
1.Роль структуры управления в эффективной работе предприятия.
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур.
1.2.Типы организационных структур.
1.3.Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления.
2.Анализ деятельности и структуры управления ОАО «Оренбургский машиностроительный завод»
2.1. Особенности управленческих структур в сложных производственных систем (холдингах).
2.2.Анализ деятельности ОАО «БМЗ».
2.3.Характеристика структуры управления ОАО «БМЗ» и необходимость ее совершенствования.
3. Анализ реструктуризации и перспективы развития ОАО «БМЗ».
3.1 Процесс реструктуризации ОАО «БМЗ».
3.2.Перспективы развития.
Заключение
1. На
собраниях в подразделениях
Собрания начались 6 декабря.
2. Доверенные
соберутся на собрание
Первое собрание акционеров было проведено 28 января 1994 г. Повестка дня
включала 7 вопросов, которые в основном относились к организационным. Это утверждение Положений об общем собрании акционеров, Совете директоров, внесение изменений и дополнений в Устав АО БМЗ. На собрании был избран генеральный директор АО БМЗ Чебриков А.Н. и Совет директоров акционерного общества в количестве 4-х человек: Чебриков А.Н.- генеральный директор АО БМЗ; Красовский В.Н. –председатель профкома, представитель трудового коллектива; Грибов П.С. – председатель Госкомимущества по Брянской области; Карпов В.А. - Глава администрации Брянской области.
Годовое собрание акционеров по итогам работы общества в 1993 году было проведено 28 апреля 1994 года.
Среди наиболее важных вопросов были рассмотрены:
- утверждение
результатов деятельности
- о размере дивидендов за 1993 год;
- утверждение смет расходов на 1994 год.
Оценка деятельности и финансовое состояние общества в 1993 году признаны неудовлетворительными. Принято решение дивиденды не выплачивать.
В июне
по предложению руководства
уполномоченные представители фирмы "МАН Бурмайствр и Вайн" Был рассмотрен вопрос о продаже им 13% акций общества, как иностранному инвестору.
Переговоры продолжались до осени, но к положительным результатам не
привели.
Исполнительную власть в акционерном обществе БМЗ осуществляли генеральный директор , его заместители и члены правления, им назначенные.
Уже с первых месяцев перед членами Правления АО БМЗ встал вопрос, что действующая структура управления в условиях постоянного падения объемов производства, полной или частичной загруженности отдельных производств, цехов и других подразделелений, снижения численности работающих стала громоздкой и не отвечающей современным требованиям.
На начальном периоде был избран путь объединения родственных подразделений, исключение дубляжа и параллелизма в работе.
В марте объеденены внешнеторговая фирма "Брянскмаш", отдел сбыта, отдел
коммерческо-торговый и отдел маркетинга при производстве товаров народного потребления в единый коммерческий центр (КЦ)..
В мае утверждена новая структура Управления комплексной автоматизации производством (УКАП).
Упразднено Управление материально-технического снабжения. Отделы снабжения переподчинены непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Должности заместителя генерального директора объединены:
- по кадрам и режиму - с начальником отдела кадров;
- по капитальному строительству - с начальником УКСа. Упразднена должность помощника генерального директора по гражданской обороне. Его вопросы переданы начальнику штаба гражданской обороны.
Упразднена должность заместителя главного инженера по технике безопасности. Занимавший ее Понасов С.Н. назначен начальником вновь созданного отдела охраны труда, экологии и природопользования.
Восстановление отраслевых производств в 1995 явилось первым этапом пересмотра концепции управления. В дальнейшем предполагалось последующее расширение их самостоятельности и придание статуса юридического лица.
Принятое направление должно было развиваться в холдинговую компанию, где имеется головная (материнская) компания и сеть дочерних предприятий, которые работая самостоятельно делятся прибылью с материнской компанией.
В октябре Совет директоров принимает указанное решение и в ноябре оно начинает реализовываться.
В ноябре расформировывается производственное управление предприятия и назначаются директора отраслевых производств с непосредственным подчинением генеральному директору АО БМЗ.
Таким
образом, отраслевые производства заканчивали
свою деятельность по году самостоятельными
структурными единицами со сформированными
аппаратами управления, конструкторско-
Самой
серьезной перестройке
Жилищно-эксплуатационное управление АО БМЗ, как структурное подразделение, расформировано. Создано новое управление хозяйственного обслуживания и социальной сферы в составе цеха благоустройства и хозяйственного обслуживания и отдела организации отдыха и охраны здоровья, в состав которого введены детские дошкольные учреждения, оздоровительный комплекс «Деснянка», база отдыха «Ржаница» и др.
В1997 году было окончательно реализовано решение о разделении акционерного общества на материнскую компанию и 12 дочерних обществ, и это помогло решить многие проблемы.
Главным итогом реструктуризации явилось то, что удалось спасти основное акционерное общество от, казалось бы, неминуемого банкротства и, при этом не потерять ни одно дочернее предприятие. Погрязшее в долгах акционерное общество, чем могло, помогало своим работникам, но его возможности были крайне ограниченными.
Конечно,
чуда не произошло. Основное акционерное
общество все еще продолжает находиться
в тяжелом состоянии. Есть серьезные проблемы
и у дочерних обществ. Тем не менее, анализ
итогов реструктуризации ОАО "БМЗ"
дает нам основание заявить, что без реализации
стратегии разукрупнения предприятие
не удалось бы вывести из штопора. А сегодня
уже без сомнения можно сказать, что ОАО
"Брянский маштностроительный завод"
будет жить и развиваться.
3.2
Перспективы развития.
И теоретический менеджмент, и реальная практика убедительно доказывают, что одна из наиболее серьезных проблем, которая возникает при реструктуризации компании - подавление сопротивления существующей организационной структуры. И дело здесь не в отдельных ретроградах, препятствующих реформам, как принято считать. Все гораздо сложнее. Дело в столкновении интересов внутри коллектива. Почти на каждом предприятии, созданном во времена плановой экономики и имеющем иерархическую структуру управления, при переходе к рынку образуются значительные внутренние резервы. Это, во-первых, лишняя численность в цехах вспомогательных производств, возникающая при снижении объемов производства. Эти излишки практически невозможно полностью выявить традиционными административными методами. Во-вторых, это наличие подразделений, являющихся внутренними монополистами, на признаках которых мы также останавливались в предыдущих разделах. Довольно часто их услуги (например, транспортные) обходятся предприятию намного (порой в несколько раз) дороже реальной рыночной стоимости таких услуг. В-третьих, к резервам можно отнести наличие функциональных подразделений и отдельных работников, потребность в которых отпала (полностью или частично) в процессе перехода к рынку. В соответствии Первым законом С.Н. Паркинсона: "численность любого административного аппарата возрастает на определенный процент независимо от необходимого объема работы (если таковая вообще имеется)". Это высказывание во многом верно и для персонала хозяйствующих субъектов. Как показывает опыт, значительная часть таких резервов вскрывается при внедрении дивизиональной структуры управления. При этом сокращается количество рабочих мест. Кроме того, происходит замена руководящих кадров, не способных работать в новых условиях. Прибавим к этому наличие устойчивых, привычных стереотипов поведения практически у каждого работника и станет ясно, почему планы внедрения дивизиональной структуры управления почти всегда встречают открытое или скрытое противодействие значительных слоев трудового коллектива (и в первую очередь руководителей).
Случаи проведения реструктуризации отечественных предприятий по инициативе действующей команды менеджеров, осознавшей необходимость перемен, довольно редки, но в случае с ОАО «БМЗ» именно так и произошло.
Возникает масса управленческих, психологических, этических трудностей. Приходится резать по живому, причиняя боль своим. А это всегда тяжело. Реформы при этом, как правило, осуществляются осторожно, поэтапно. Приходится тщательнейшим образом выверять каждый шаг, находить ответы на массу вопросов, по возможности идти на компромиссы и как можно подробнее разъяснять Совету директоров, Правлению, профсоюзному комитету, всему коллективу сущность, цели и задачи проводимых преобразований. При этом правильно организованное информационное обеспечение реформ становится ключевым фактором успеха, поскольку качественно провести разукрупнение можно лишь при наличии социальной базы, представленной большинством трудового коллектива, а коллектив, чтобы определиться, должен сначала понять смысл принимаемых руководством решений. Руководство, в свою очередь, должно быть морально готово к появлению оппозиции и к долгой, кропотливой работе с ней, требующей немалого терпения и выдержки.
Не смотря на то, что преобразование структупы управления длиться уже в течении нескольких лет, множество перечисленных проблем актуальны и по сегодняшний день.
Основными
направлениями, способствующими
1. Повышение профессионализма в управлении.
Непрофессионально принятое решение ничуть не лучше слишком тесной обуви или неправильно назначенного лечения. Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников. Такая работа ведется и в 2000 году достигнуты следующие результаты: 1001 чел. Из числа руководителей и специалистов прошли обучение и повышение квалификации.
2. Применение
современных технологий
3. Информация требует должного внимания.
Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и
анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.
4. Принять
эффективное управленческое
Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможно без использования хорошо
проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.
Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.
5. Надо
пользоваться услугами
Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.
6.Выполнение
принятого решения надо
Совершенствование системы контроля повывсит эффективность принимаемых решений.
7.Управленческий процесс надо, по возможности, автоматизировать.
На столе
у каждого руководителя должен стоять,
по крайней мере, компьютер, который
он должен уметь эффективно использовать.
Заключение
Перемены, произошедшие внутри выведенных на орбиту самостоятельности
подразделений, невозможно представить при помощи одних лишь голых цифр. Со сменой правил игры произошли серьезные качественные изменения. Руководители подразделений, назначенные директорами дочерних обществ, в буквальном смысле слова преобразились. Заметно повысилась их экономическая грамотность. А приобретенный опыт самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях нашего рынка (здесь как на войне: год считается за два) трудно переоценить. О росте их управленческого уровня можно судить хотя бы по уровню проблем, при решении которых они просят помощи у высшего руководства ОАО “БМЗ”. Если до реформ затрагивались в основном текущие технические, производственные и социальные вопросы, то сегодня это проблемы финансирования бизнес-проектов, проблемы, связанные с выбором системы оплаты труда, с ценообразованием, с разработкой социальной и кадровой политики коллектива. Практически вся текучка решается на уровне руководителей “дочек”. Случаи, когда рабочие дочерних обществ обращаются с вопросами напрямую к руководству головного предприятия, крайне редки.
В условиях рыночной внешней среды руководители дочерних структур вынуждены были многое пересмотреть в своей деятельности. Со временем директора дочерних обществ стали самыми главными сторонниками самостоятельности. Достаточно сказать, что ни один из директоров дочерних обществ, какие бы трудности не испытывало его предприятие, не заявил о необходимости возврата в полую зависимость от материнской фирмы. Ощутив себя настоящими руководителями, директора научились ценить полученную самостоятельность, замечая, насколько возрос их статус в акционерном обществе, насколько более интересной и творческой стала их работа.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием