Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:43, курсовая работа
В данной курсовой работе изложены основные понятия, проведен анализ состояния предприятия, анализ организационной структуры, выявлены проблемы по усовершенствованию организационной структуры, предложены возможные пути их решения.
Введение
1.Роль структуры управления в эффективной работе предприятия.
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур.
1.2.Типы организационных структур.
1.3.Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления.
2.Анализ деятельности и структуры управления ОАО «Оренбургский машиностроительный завод»
2.1. Особенности управленческих структур в сложных производственных систем (холдингах).
2.2.Анализ деятельности ОАО «БМЗ».
2.3.Характеристика структуры управления ОАО «БМЗ» и необходимость ее совершенствования.
3. Анализ реструктуризации и перспективы развития ОАО «БМЗ».
3.1 Процесс реструктуризации ОАО «БМЗ».
3.2.Перспективы развития.
Заключение
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует
предусматривать оптимальное
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением
полномочий
и ответственности каждого
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и
ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления. Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
Важный
фактор формирования управленческих структур
- уровень развития на предприятии информационной
технологии. Общая тенденция к децентрализации
"электронного интеллекта", то есть
к росту числа персональных компьютеров
при одновременном расширении использования
на уровне предприятия локальных сетей,
ведет к ликвидации или сокращению объема
работ по ряду функций на среднем и низовом
уровнях. Это относится прежде всего к
координации работы подчиненных звеньев,
передаче информации, обобщению результатов
деятельности отдельных сотрудников.
Прямым результатом использования локальных
сетей может быть расширение сферы контроля
руководителей при сокращении числа уровней
управления на предприятии. В этом контексте
стоит отметить, что современное развитие
информационных систем приводит к формированию
нового типа предприятий, которые в западной
литературе получили название "виртуальных"
компаний (организаций). Под ними понимают
совокупности независимых (чаще всего
небольших по размерам) предприятий, являющихся
как бы узлами на информационной сети,
обеспечивающей их тесное взаимодействие.
Единство и целенаправленность в работе
этих фирм достигаются благодаря гибкой
электронной связи на базе информационной
технологии, которая пронизывает буквально
все сферы их деятельности. Поэтому границы
между входящими в них организациями становятся
"прозрачными", и каждая из них может
рассматриваться представителем компании
в целом.
2.
Типы организационных
структур.
Организационная
структура предусматривает
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:
. установление
правильных взаимоотношений
. распределение
ответственности между
. выбор
конкретных схем управления и
последовательности процедур
. организация информационных потоков;
. выбор
соответствующих технических
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (мелкая, средняя, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология её производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный рынок, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).
Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с
изменяющимися условиями.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления. Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.
Два руководителя
не могут непосредственно
. Простое построение
. Однозначное
ограничение задач,
. Жесткое руководство органами управления
. Оперативность
и точность управленческих
Недостатки:
. Затруднительные связи между инстанциями
. Концентрация власти в управляющей верхушке
. Сильная
загрузка средних уровней
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами,
осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
. Сокращение звеньев согласования
. Уменьшение дублирования работ
. Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
. Неоднозначное распределение ответственности
. Затруднённая коммуникация
. Длительная процедура принятия решений
. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций.
При линейных
руководителях создаются
Эти штабы могут:
. Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
. Находиться
в нескольких уровнях
. Образовывать
штабную иерархию на всех
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит
вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами.
Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
. Возможность
получить высокую степень
сотрудников
. Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)
. Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием