Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе изложены основные понятия, проведен анализ состояния предприятия, анализ организационной структуры, выявлены проблемы по усовершенствованию организационной структуры, предложены возможные пути их решения.

Оглавление

Введение
1.Роль структуры управления в эффективной работе предприятия.
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур.
1.2.Типы организационных структур.
1.3.Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления.
2.Анализ деятельности и структуры управления ОАО «Оренбургский машиностроительный завод»
2.1. Особенности управленческих структур в сложных производственных систем (холдингах).
2.2.Анализ деятельности ОАО «БМЗ».
2.3.Характеристика структуры управления ОАО «БМЗ» и необходимость ее совершенствования.
3. Анализ реструктуризации и перспективы развития ОАО «БМЗ».
3.1 Процесс реструктуризации ОАО «БМЗ».
3.2.Перспективы развития.
Заключение

Файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры управления предприятием.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном

разделении  труда, повышается ответственность  каждого работающего за общий успех.

К такому типу относится матричная структура (приложение 5) это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

При матричной  структуре управления при определении  горизонтальных связей необходимы:

- подбор  и назначение руководителя программы  (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы;

-  определение  и назначение ответственных исполнителей  в каждом

специализированном  подразделении;

-  организация специальной службы управления программой.

Для обеспечения  работы в рамках матричной структуры  требуется провести изменения в производственной структуре; создать в материнской компании

специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.

При матричной  структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда

должно  быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение

управленческих  процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.

Матричные структуры управления, дополнившие  линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъём творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение качества выпускаемой продукции.

Преимущества  матричной структуры управления:

. Значительная  активизация деятельности руководителей  и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений активно взаимодействующих        с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними.

. Разделение  функций управления между руководителями, ответственными за

обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений). Такие руководители совместно контролируют работы по составлению оперативных производственных планов и их выполнению.

. Вовлечение  руководителей всех уровней и  специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию

производства.

Матричная структура позволяет:

. Сокращать  нагрузки на руководителей высшего  уровня управления путём передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления при

сохранении  единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне

. Обеспечивать  гибкость и оперативность маневрирования  ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы

. Ликвидировать  промежуточные структурные звенья  при оперативном управлении программами

. Усилить  личную ответственность руководителя как за программу в целом, так и за её элементы

. Организовать  четкое взаимодействие на базе  перераспределения задач в системе управления

. Применять  современные методы управления

. Решать  такие задачи, как сокращение  сроков создания новой техники и технологии, уменьшение стоимости работ, улучшение качества создаваемых

технических систем, где сама специфика производства требует быстрого совершенствования выпускаемой продукции и технологии её производства.

Матричные структуры управления получили наиболее широкое применение и развитие прежде всего в аэрокосмической промышленности, где возникла объективная необходимость в координации деятельности большого числа отдельных промышленных фирм для осуществления уникальных крупномасштабных проектов и программ в пределах ограниченных временных рамок и выделенных финансовых средств.

Матричные структуры управления способствуют проведению частых перестроек, связанных с внедрением новейших технологических процессов и более производительного технологического оборудования, что ведёт к изменениям в организационной структуре управления фирмой в целом.

При переходе к матричным структурам управления наибольший экономический эффект достигается на крупных предприятиях и многозаводских промышленных комплексах, выпускающих сложную продукцию.

Матричная структура управления включает: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления. Типы матричных структур весьма разнообразны, что  позволяет выбирать наиболее подходящую структуру с учетом масштабов и особенностей производства. Это простейшие формы координации работ, получившие развитие в научно-исследовательских организациях; внутрифирменные и заводские проблемно-целевые формы управления, применяемые для решения локальных задач; сложные проектные и программные (по продукту) матричные структуры. Все они ориентированы на ускорение и эффективное решение поставленной конкретной цели.

Продуктовая структура. Один из распространенных способов развития фирм

– это  увеличение ассортимента производимой и реализуемой продукции. При

успешном  осуществлении управления несколько  продуктовых линий могут достигнуть столь высокого объема продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации. С этой проблемой столкнулись пионеры дивизионной структуры Procter & Gamble и General Motors. Они нашли решение путем создания дивизионально-продуктовой структуры организации, где отделения создавались по основному продукту. В настоящее время крупные производители потребительских товаров используют именно такую структуру.

При этой структуре полномочия по руководству  производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.

Продуктовая структура позволяет уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида продукции. По результатам исследований, фирмы с продуктовой структурой достигают больших успехов в производстве и реализации новой продукции. Это может происходить от того, что в продуктовой структуре очень четко определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее характерен контроль затрат и соблюдение графиков. Эти организации способны на более быстрое реагирование на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса.

Возможный недостаток структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. В

каждом  продуктовом отделении есть свою функциональные подразделения, но, возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся технические средства и оборудование.

Организационная структура, ориентированная на потребителя. Некоторые организации производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей.

Цель  такой структуры состоит в  том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.

Большие издательства, например, имеют подразделения, занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется на своего покупателя и действует как практически независимая компания. Следовательно, каждое из них имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов, производственный. Другой пример активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, - это  коммерческие банки. Основные группы пользующихся их услугами – это индивидуальные клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные фонды и университеты), трастовые фирмы, банки-корреспонденты, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых фирм, торгующих оптом и в розницу.

Преимущества  и недостатки структуры, ориентированной  на покупателя, в общем те же, что и у продуктовой  структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Соответствие структуры   управления предприятия современным

требованиям эффективного управления. 

Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

1) действительные  взаимосвязи между людьми и  их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

1) действующая  политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

2) полномочия  и функции работников организации  на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть

создана такая рациональная структура, при  которой существует реальная и

благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности

производства.

Для построения рациональной структуры управления необходимо чтобы она

соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным  структурам новыми условиями хозяйствования.

Одно  из них - ясность. Каждое подразделение  предприятия, каждый ее сотрудник (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением.

Ясность не следует путать с простотой. Простым структурам может не хватать ясности. И наоборот, очень сложные структуры могут быть очень ясными. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения. Тесно связано с ясностью требование экономичности. Контроль, надзор и стимулирование должны требовать минимума усилий. Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Чтобы удерживать  предприятие на ходу, минимально возможное количество людей (особенно высококвалифицированных и работоспособных людей)   должно посвящать  внимание  и  силы «управлению», «организации»,  «контролю», «коммуникации», «кадровым проблемам».

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием