Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа
Большинство российских холдингов создавалось в период быстрого накопления капитала без единой стратегии по принципу приобретения большого числа активов из самых разных отраслей. Первыми навели порядок в управлении активами крупные холдинговые структуры, однако до сих пор на рынке много средних компаний, в которых производство пищевых продуктов уживается с торговлей электротехникой, импортом автомобилей, обслуживаемых кэптивными банками и страховыми компаниями. Реорганизация таких холдингов позволит существенно повысить эффективность их работы.
Введение………………………..5
Глава 1. Роль структуры управления в эффективной работе предприятия.8
Понятие и принципы построения организационных структур.8
Типы организационных структур.……………………………….16
Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления.………………………………36
Глава 2. Анализ деятельности и структуры управления ОАО«Брянский машиностроительный завод»………………………………………………………………………………………39
Особенности управленческих структур в сложных производственных систем (холдингах).…………………………………………………………………39
Анализ хозяйственной деятельности ОАО «БМЗ».…………………………………..48
Характеристика структуры управления ОАО «БМЗ» и необходимость ее совершенствования.…………………………………………………………59
Глава 3. Анализ реструктуризации и перспективы развития ОАО «БМЗ».67
Процесс реструктуризации ОАО «БМЗ».…………………………………….67
Перспективы развития.…………………………………..75
Заключение…………………………….79
Список использованной литературы……………………………81
Приложения ………………………………83
б) Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению, объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59% .
в) Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия [2]. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс [16]. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG
создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов. (рис.5)
Рис. 5
д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива «Stella Artois» плюс 40 млн. долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке (Рис.6).
Рис.6
е) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий, в том числе и для ОАО «БМЗ», в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.
Путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
Путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу - хау (пример- компания «МакДональдс»).[16]
В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. «На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности». Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг. Авторитетный журнал «Эксперт» анализируя нынешнюю ситуацию делает следующий вывод - «Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности … и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…». [4]
Судя по публикациям «Эксперта» и «Коммерсанта» - в России это почти универсальный способ приобретения предприятий. [6]
Косвенно об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства. Например, последнее указание ЦБ РФ, регулирующее процедуру замены обязательств банков на их конвертируемые обязательства - владельцы этих обязательств могут обменять их на акции банка - должника, а потом продать его имущество.
Следует отметить еще один способ образований холдингов (как «сверху», так и «снизу») - объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по обьему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а «лишние» предприятия вынуждены были «сбросить». Так поступил банк «Менатеп», Онексим-банк» и др.
Образование «снизу» происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию (Рис.7). Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов.
Рис.7
Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое.
В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение.
Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.
Управление холдингом. В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы обьема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) обьем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.
В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры. Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот.
Чаще всего в сложном холдинге количество управляющих функций увеличивается по мере перехода на нижний уровень группы.
Формально процедура управления определена законодательством. Для многих холдингов основные акционеры управляющей компании холдинга имеют большинство, как на собрании акционеров, так и в советах директоров и могут провести все необходимые им решения в управлении.
В последнее время и в России стал использоваться популярный на западе метод повышения управляемости путем расстановки топ менеджеров на ключевые должности холдинга. Для обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии «Корпоративные финансы») в своей статье «Опционы против лимузинов». Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение «жестких» контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.
Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приёмы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов. [15]
Анализ деятельности ОАО «БМЗ».
Брянский машиностроительный завод был основан в 1873 году - через 5 лет после того, как на Брянщину пришла Орловско - Витебская железная дорога. Строительство и дороги, и завода финансировал московский купец Петр Губонин, а организовывал молодой инженер Виктор Голубев. Через год в заводской капитал внес долю князь Вячеслав Тенишев - вскоре он взял на себя руководство предприятием, а затем стал основным его владельцем.
Поначалу БМЗ создавался как рельсопрокатное предприятие, но, благодаря инициативам Тенишева, стал быстро расширять ассортимент продукции.
В 1993 году с января по февраль согласно программе приватизации завод преобразован в акционерное общество открытого типа. Производственное объединение переименовано в акционерное общество «Брянский машиностроительный завод».
Изделия с маркой "БМЗ" - локомотивы, грузовые и рефрижераторные вагоны, судовые и тепловозные дизеля, товары народного потребления. Наибольшую известность в бывшем Союзе среди разнообразной продукции завода получили маневровые тепловозы.
Производственная площадь завода – 1240000 км. Численность персонала 11500 человек (в доперестроечный период численность составляла 25000 человек). В состав ОАО “БМЗ” входят 16 дочерних обществ – ОАО “БМЗ-ЗТД”, ОАО “БМЗ-ПОЛИГРАФСЕРВИС”, ОАО “БМЗ-БЫТСЕРВИС”, ОАО “БМЗ-ОБЩЕПИТ”, ОАО СП “СЕМЕНОВКА”, ООО “БМЗ-ДИЗЕЛЬ”, ОАО “БМЗ-ВАГОН”, ОАО “МЕТАЛУРГ”, ООО “МЕТАКОН-В”, ОАО “БМЗ-ТЕПЛОВОЗ”, ООО “ТЕПЛОВОЗ-СЕРВИС”, ООО “ЗТД-ГИЛЬЗА”, ООО “ЗТД-ТУРБО”, ОАО “БМЗ-ЭНЕРГОСЕРВИС”, ОАО “БМЗ-РЕМОНТ”, ОАО “БМЗ-ИНСТРУМЕНТ И ОСНАСТКА”.
По данным Госкомстата в 1993 году уровень промышленного производства снизился на 22% против 18% в предыдущем году. Уровень цен за год увеличился в 10 раз, в то время как заработная плата возросла всего в 8 раз.
Экономическая нестабильность, инфляционные процесс, усиление налогового пресса, нарушение хозяйственных связей, отсутствие законодательной базы и другие негативные явления, естественно, не могли не отразиться на деятельности акционерного общества в 1993 году.
Экономическая реформа начала перерастать в экономический и политический кризис, что непосредственно затронуло предприятие. Если в 1992 году производственный потенциал позволил удержаться на плаву, то углубление экономического кризиса в 1993 привело уже к невыполнению экономических показателей, а точнее, к спаду производства на одну треть. Выполнение годового плана к объему производства товарной продукции составило 81,7 % с темпом роста 64,7 %. Объем выпущенной товарной продукции в 1993 году составил 44 млрд. рублей, реализованной - 29,6 млрд. рублей Разница осела на складах предприятия.
Основными причинами спада производства является экономический кризис и вытекающие из него последствия:
-непомерно высокий рост цен на потребляемые материалы, энергоносители, комплектующие и, как следствие, увеличение цены продукции;
-ухудшение платежеспособности потребителей, а иногда даже от ранее заключенных договоров;
-недостаток оборотных средств для приобретения материалов и комплектующих;
-сложности в обеспечении материалами и комплектующими стран СНГ из-за валютных и таможенных барьеров.
В этих непростых условиях отраслевые производства оказались по-разному подготовленными к рыночным отношениям. Поиск поставщиков и взаимоотношения с ними, то есть вопросы, которые при госзаказе не имели значения, вышли на первый план.
В марте 1994 года вышел приказ "О финансовом оздоровлении акционерного общества". В нем отмечалось, что переход предприятия к новой форме владения собственностью - акционерному обществу, требует соответствующих решений по финансовому оздоровлению предприятия и сохранению высококвалифицированных кадров, недопущению полной остановки всего производства.