Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа
Актуальность темы совершенствования организации рабочих мест персонала определяется поиском эффективных решений в области управления персоналом в России и в мире, в целом, с одной стороны, и недостаточностью внедрения имеющихся зарубежных и отечественных управленческих идей и практики, с другой.
Цель курсового проекта: выявление и обоснование актуальных направлений по совершенствованию организации рабочих мест персонала в контексте рационального отношения к человеческим ресурсам.
Объект исследования: организация рабочих мест персонала.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 3
1 Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии . . … .5
1.1 Сущность организации рабочих мест ее элементы и их
характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . ...5
1.2. Классификация рабочих мест и особенности их организации в
сельском хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . ..9
2. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии . . . . . . . . .14
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . .. . . 14
2.2. Виды рабочих мест и их специализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 20
2.3. Планировка рабочих мест и его оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . 27
2.4. Оснащение рабочих мест и его оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 34
2.5. Обслуживание рабочих мест и его оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . .41
2.6. Оценка труда на рабочем месте…………………………………………..49
3. Предложения по совершенствованию организации рабочих
мест на предприятии . . . . . . . . . . . . ... . . ……………………………………..55
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ….. . 56
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . .58
При выборе рабочей мебели необходимо считаться с антропометрическими данными и полом работников, иметь регулируемые по высоте сидения и регулируемые по углу наклона спинки сидений. Высота рабочей поверхности столов выбирается с учетом характера работы и пола работников. Например, для женщин, выполняющих очень тонкие зрительные работы, высота поверхности стола рекомендуется в размере 930 мм, а при сборке крупных деталей - 630 мм. Для мужчин эта высота будет равна соответственно 1020 и 680 мм.[10,c63]
Мебель
по своим габаритам не должна загромождать
рабочее место, а ее количество нуждается
в обосновании, при этом следует
руководствоваться
Количество полок в шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках и столах должно быть достаточным для размещения технологической оснастки, рабочей документации, предметов хозяйственного обихода. Если полы в помещении не имеют деревянного или линолеумного покрытия, то в местах, где непосредственно выполняют свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.
Большое значение имеет выбор средств освещения. При освещении рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень общего освещения, специальное освещение рабочей поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствие слепящего действия света.
Работа
мастера цеха переработки молока
требует хорошее освещение
Значительный
удельный вес в работе мастера
занимает общение с другими
участниками трудового
Выбор
средств связи и сигнализации
определяется спецификой
Рабочая тара при соответствующем ее устройстве может существенно облегчить труд и учет выпушенной продукции. В качестве тары предпочтительно использовать специально сконструированные контейнеры, приспособленные к форме и размерам изделий, подлежащих накапливанию и транспортировке. Тара должна быть легкой и прочной, позволять быстро укладывать и извлекать предметы, она может отличаться цветом для раздельного учета выпущенной продукции работниками разных смен.
Технологическая оснастка должна быть разделена на предметы постоянного и временного пользования, иметь строго определенные места хранения и располагаться в определенном порядке. Предметы постоянного пользования следует размещать в непосредственной близости от работника, на уровне его рук. При этом то, что берется правой рукой, должно быть справа от работника, а то, что берется левой рукой - слева.
Технологическая оснастка должна соответствовать требованиям технологии производства по своему составу и количеству. Режущие инструменты должны быть удобными в работе, легко устанавливаться на оборудовании и легко сниматься с него. Рабочие ручные инструменты помимо функциональной пригодности также должны быть удобны в использовании, приспособлены к руке человека и к его физическим возможностям. Немалое значение имеет и их эстетичный вид, образуемый формой, окраской или полировкой. Эти же требования применимы к ручным мерительным инструментам.
Организационная оснастка призвана обеспечивать эффективное выполнение работником своих обязанностей. Задачи научной организации труда состоят в формулировании требований к комплексности оснащения, чтобы не были упущены такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание необходимых условий труда. НОТ предъявляет также требования к качеству каждого из элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к антропометрическим, физическим и психическим характеристикам человека.
При выборе технологической оснастки руководствуются тем, что ее конструктивные особенности должны соответствовать характеру выполняемых работ и операций, обеспечивать максимальное использование технологических возможностей оборудования. Она должна быть удобна в использовании, безопасна в работе, должна обеспечивать минимальные затраты времени при монтаже на рабочем месте.
2.5.Обслуживание рабочих мест и его оценка.
Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:
• своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;
•
бесперебойное снабжение
• ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.[8,c79]
Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих перечисленные функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.
Система
обслуживания рабочих мест базируется
на функциональном разделении труда на
предприятии, в результате которого основные
рабочие максимально высвобождаются от
выполнения вспомогательных работ, а каждая
функция обслуживания осуществляется
определенными профессионально-
Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:
•
производственно-
• инструментальная — обеспечение инструментом и приспособлениями;
• наладочная — наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования и оснастки;
• контрольная — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;
• транспортно-складская — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;
• поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание и ремонт;
• энергетическая — обеспечение рабочего места всеми видами энергии;
• ремонтно-строительная — текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;
• хозяйственно-бытовая — систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.
Все эти функции могут выполняться по различным системам — централизованной, децентрализованной и смешанной.
При централизованной
системе обслуживание осуществляется
едиными функциональными
Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).
При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализовано.
Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, как показала практика, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.
На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.
С этой точки зрения в основу построения любой из перечисленных систем должны быть заложены следующие принципы:
• планово-предупредительный, профилактический характер;
• гибкость;
• комплексность;
• высокое качество обслуживания;
• экономичность.
Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.
Гибкость системы означает возможность ее оперативной перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.
Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.
Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих при оптимальной их численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.
Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.
Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.
В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.
Информация о работе Совершенствование организации рабочих мест персонала