Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:18, курсовая работа
Объектом исследования является персонал организации МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ».
Предмет работы – методы мотивации персонала МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ».
Цель курсовой работы: проанализировать методы мотивации персонала МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ» для разработки предложений по их совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………….……..... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………………………………….………....... 5
1.1Сущность и содержание мотивации персонала…………………………....... 5
1.2 Классификация методов мотивации ………………………………………..... 8
1.3 Методы и подходы к немонетарной мотивации………………………….......12
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В МУП «РКЦ»…………………………………..…………………………..….. 18
2.1 Характеристика предприятия………………………………………….…… 18
2.2 Анализ методов мотивации персонала ………………………………….… 25
2.3 Рекомендации по совершенствованию методов мотивации персонала.......35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
……………………………………………………….……….....
1.1Сущность и содержание мотивации персонала…………………………....... 5
1.2 Классификация методов мотивации ………………………………………..... 8
1.3 Методы и подходы
к немонетарной мотивации………………………….......12
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В
МУП «РКЦ»…………………………………..………………
2.1 Характеристика
предприятия………………………………………….……
2.2 Анализ методов мотивации персонала ………………………………….… 25
2.3 Рекомендации
по совершенствованию методов мотивации
персонала.......35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………….
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
..............................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой темы. Без глубокого изучения таких явлений, как потребности и мотивы, невозможно говорить об эффективном подходе к решению проблем управления, развитии современной организации в условиях конкуренции.
Выявление закономерностей формирования эффективной системы мотивации персонала, является серьезной задачей не только для теоретиков, но и значительным экономическим ресурсом для практиков, поскольку создание систем нормирования и мотивации труда с учетом установленных связей позволит повысить эффективность деятельности организаций.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Путь
к эффективному управлению каждым работником
лежит через понимание мотивов, которые
им движут, побуждают его к деятельности.
Поэтому, безусловно, серьезного внимания
заслуживают вопросы создания на предприятиях
и в организациях современной мотивационной
системы управления персоналом, которая
должна быть направлена как на
достижение максимальных экономических
результатов, так и на развитие потенциальных
возможностей каждого сотрудника, что
делает исследуемую тему особенно актуальной.
Объектом исследования является персонал организации МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ».
Предмет работы – методы мотивации персонала МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ».
Цель курсовой работы: проанализировать методы мотивации персонала МУП «Расчетный кассовый центр ЖКУ» для разработки предложений по их совершенствованию.
- Раскрыть сущность и значение мотивации персонала;
-
Рассмотреть классификацию
- Ознакомиться с методами и подходами к немонетарной мотивации;
- Охарактеризовать предприятие МУП «РКЦ ЖКУ»;
- Исследование персонала организации;
- Проанализировать мотивацию персонала МУП «РКЦ ЖКУ»;
-
Предложить рекомендации по
Проблемами мотивации персонала занимался ряд российских и зарубежных ученых: А.Маслоу, К.Альдерфер, Ф.Герцберг, Д.МакКлелланд, В.Врум, С.Адамс, Л.Портер, Е.Лоулер (авторы теорий мотивации), Каверин СБ., Кочеткова А.И., Логвинов С.А., Маслов Е.В., Сидоренко Е.В., Уткин Э.А., Федосова Р.Н., Шекшня СВ., Энкельман Н.Б. и другие. В работах этих авторов отражены различные теории мотивации персонала, приведено множество классификаций мотивов по различным признакам, показана важность роли мотивации персонала в системе менеджмента.
Цели и задачи определили логику и структуру курсовой работы. Она
состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
используемых источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1
Сущность и содержание мотивации персонала
Руководство организации может разработать хорошие планы, найти оптимальные производственные и организационные структуры, использовать самое современное оборудование и самые лучшие технологии. Однако все это не даст желаемых результатов, если члены организации не будут должным образом работать, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организацией намеченных целей [1, с.94].
Готовность человека хорошо выполнять свою работу является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Человек - не машина, его нельзя «включать», когда требуется его работа, и «выключать», когда необходимость в его труде отпадает.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практических работников. Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах этого вопроса [2, с.77].
Рассмотрим
ряд определений с точки зрения
экономистов.
В словаре-справочнике менеджера понятие
мотивации трактуется как состояние предрасположенности
или готовности, склонности действовать
(поступать) определенным образом. В основе
поведения человека значительное место
занимают ценностные ориентации личности,
под которыми в социологии понимают устойчивые
установки на те или иные социальные ценности
[3, с.127].
Золотарев В.Г. считает, что мотивация — это побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей [4, с.94].
Экономическая
энциклопедия трактует мотивацию персонала
как побуждение к деятельности для
достижения личных целей или целей фирмы.
В краткой экономической энциклопедии
дается следующее определение. Мотивация
- это побуждение к активности и деятельности
субъекта (личности, социальной группы,
общности людей), связанное со стремлением
удовлетворить определенные потребности
[5, с.185].
Уткин Э.А. формулирует мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Наиболее характерная черта перечисленные выше трактовок этого термина - это побуждение к какой-либо сознательной деятельности [6, с.71].
Исходя
из выше рассмотренных сущностных характеристик
проанализирует и сформулируем понятие
мотивации труда.
В отечественной экономической литературе
под трудом понимают целенаправленную,
легитимную, сознательную, востребованную
деятельность человека.
Таким образом, мотивация труда — это внутреннее побуждение к определенному трудовому поведению, ограниченному умственными и физическими способностями людей. Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда — мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда.
В
механизме мотивации труда
Первый этап и движущая сила процесса мотивации труда - возникновение потребностей. Потребности - это то, что находится внутри человека. Это что-то общее для разных людей, но одновременно имеет индивидуальное проявление у каждого человека. Это то, от чего человек всегда хочет освободиться. Так как, поскольку потребность есть, она постоянно о себе напоминает и требует удовлетворения. Люди по-разному устраняют свои потребности: удовлетворяют их, подавляют или не реагируют на них.
Потребности
возникают осознанно и
Комплексно и наиболее полно совокупность
потребностей отразил в своей теории американский
социолог А. Маслоу. Его теория базируется
на иерархии человеческих потребностей.
Всю обширную совокупность потребностей
А.Маслоу объединил в две группы: базовые
(первичные) и социальные (вторичные) [7,
с. 153].
По теории А. Маслоу, прежде всего человек стремится удовлетворить свои первичные (физиологические) потребности. Вслед за полным или частичным их удовлетворением его внимание переключается на потребности следующего уровня и т.д. Для целей практической мотивации конкретных работников следует выяснить, какая потребность в данный момент для каждого из них является главной.
Момент
выявления потребности в
Формой реализации потребности является
интерес, то есть конкретная форма, в которой
может выражаться потребность (деньги,
звание, одобрение, новая должность и т.д.).
Этот этап процесса мотивации совпадает
с этапом психологического объяснения
процесса удовлетворения потребности.
Д.Узнадзе
считает наличие ситуации, соответствующей
потребности, необходимым условием
появления установки. Место ситуации
в формировании установки аналогично
роли интереса в формировании мотива.
Как наличие ситуации, в которой
потребность принимает вполне определенный,
конкретный характер, необходимо для возникновения
установки, так и наличие интереса является
связующим звеном между формированием
потребности и мотива. Интерес может быть
материальным (в виде заработной платы,
премии, путевки в санаторий и т.д.), или
моральным (в форме благодарности, занесенной
в трудовую книжку, фотографии на доске
почета, устной благодарности от руководства
компании и т.д.) Интерес может сочетать
элементы морального и материального
свойства [8, с.114].
1.2
Классификация методов мотивации
Методы
стимулирования персонала могут
быть самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы
Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.