Совершенствование мотивации персонала организации на основе выявления его потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы мотивации персонала

1.1 Содержание понятия мотивации

1.2 Методы стимулирования персонала

1.3 Мотивационный менеджмент в организации: состояние и проблемы

2 История мотивации и особенности мотивационного менеджмента на современном этапе

2.1 Исторический очерк теорий мотивации

2.1.1 Содержательные теории мотивации

2.1.2 Процессуальные теории мотивации

2.2 Особенности современного мотивационного менеджмента

3 Совершенствование мотивации персонала организации на основе выявления его потребностей

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Выявление потребностей работников организации и способов ее укрепления.doc

— 234.00 Кб (Скачать)
  1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных.
  3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. К числу таких методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

   Отмечаемый  рядом авторов, рост роли экономических  методов управления в нашей стране связан, прежде всего, с формированием  и совершенствованием рыночной экономической  системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.

   Однако, акцентирование внимания на экономических  методах стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим  аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

   Приведенная схема классификации методов  стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида:

  1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
  2. Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
  3. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
  4. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
  5. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются  отдельные методики и системы  стимулирования персонала. 

1.3 Мотивационный  менеджмент в организации: состояние и проблемы

   Материальная  мотивация - достаточно спорный вид  мотивации в современном мире. Однако люди ходят на работу чаще всего  за зарплатой, остальные причины  и условия труда лишь показывают степень удовлетворенности трудом в данной организации, а также способствуют уменьшению текучести кадров, налаживанию постоянного коллектива, способного высокопродуктивно работать.

   Сопоставление наиболее распространенных систем заработной платы, используемых в развитых странах, по условиям, преимуществами и недостаткам их применения представлено в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 - Сравнительная  характеристика систем заработной платы

Система Условия Преимущества Недостатки
1. Повременная оплата труда Используется  там, где трудно измерить и контролировать качество, количество труда или где производительность далека от критической Проста, легко  реализуется и легко начисляется, обеспечивает хорошие отношения  с работниками Плохо стимулирует, терпима к плохим производственным результатам
2. Сдельная оплата Используется  для специфических видов работ, когда высоко связано значение денежного  вознаграждения с результатами Вознаграждение  непосредственно Источник конфликтов и недовольств, если не гарантирует  минимального дохода
3. Ставка + надбавка за высокие индивидуальные результаты (премии) Используется  там, где труд можно измерить, деньги мотивируют, система принимается  работниками и понятна им Хорошо мотивирует, так как непосредственно связана  с вознаграждением, способствует росту  производства Сложна в  использовании, способствует конфликтам, не способствует росту групповой отдачи
4. Ставка + надбавка на группу (за  показатели работы бригады, показатели  и где цеха, отдела) Используется  там, где трудно определить индивидуальные показатели и где хорошая атмосфера в рабочих группах Хорошая мотивация  при условии, что связь между  усилиями и надбавкой воспринимается на индивидуальном уровне Сложности в  использовании из-за неравных индивидуальных усилий, что может вызвать нетерпимость к слабым показателям
5. Ставка + надбавка по результатам работы всей фирмы (на основе общекорпоратив-ного критерия) Хороший климат в отношениях администрации с  работниками, стимулирующий сотрудничество Обеспечивает  перемены, способствует более широкой  вовлеченности работников в дела фирмы Нечеткая связь  между индивидуальным вкладом и  вознаграждением, возможно влияние  неучтенных факторов
6. Премиальная  надбавка в соответствии с  заслугами работника. Исчисляется  по единой методике (например, на  основе стажа или рейтинга) Используется  там, где трудно с оценкой конечного результата или ситуациях, когда на результат оказывает действие множество факторов Стимулирует не только производственные но и другие значимые для фирмы показатели, способствуют взаимодействию Трудно сформулировать общую методику, которая обеспечит сопоставимость неоднородных случаев, велика вероятность субъективности
7. Участие  в прибылях в соответствии  с оценками финансовых показателей  фирмы Используется  там, где публикуются показатели финансовой деятельности и где имеется  участие работников в делах фирмы Обеспечивает  идентификацию работников с делами фирмы, вознаграждение оказывается  связанным с конъюнктурой рынка Не существует четкой связи между вознаграждением  и индивидуальным вкладом, вознаграждение зависит от факторов, на которые работники не могут влиять
 

   Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются  под воздействием целого комплекса  внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального  положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.

   Мотивация как функция управления реализуется  через систему стимулов, т.е. любые  действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

   В настоящее время организация  эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:

    1. высокая текучесть кадров;
    2. высокая конфликтность;
    3. низкий уровень исполнительской дисциплины;
    4. некачественный труд (брак);
    5. слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
    6. отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
    7. сбои в производственном процессе;
    8. проблемы при создании согласованной команды;
    9. неудовлетворенность работой сотрудников;

и многие другие.

   Построение  эффективной системы мотивации  требует изучения теоретических  основ мотивации и применяемых  в настоящее время систем стимулирования.

   Таким образом, мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением  удовлетворить определенные потребности. Выявление этих потребностей и максимальное их удовлетворение на благо организации - вот основная задача мотивационного менеджмента, который в последнее десятилетие стал очень популярен.

   Основными видами мотивации являются материальная, социальная, психологическая. Тенденцией настоящего времени является акцент на социальные и психологические мотивы, материальное стимулирование становится лишь неотъемлемой частью «пакета заработка», который получает работник. 

2 История  мотивации и особенности мотивационного  менеджмента на современном этапе

2.1 Исторический  очерк теорий мотивации

   Самой древней теорией мотивации труда  может считаться теория мотивации  по принципу «кнута и пряника». Возникнув  еще до появления теории управления как науки, можно даже сказать, на бессознательном уровне, когда о  проблеме мотивации еще не было и  речи, эта теория воздействия на человеческий труд до сих пор заявляет о своих правах на существование. Суть ее проста: человек реагирует на поощрение (в основном, материальное) повышением производительности труда или, по крайней мере, закрепляет у себя уверенность в том, что тип поведения, который повлек за собой награду, желателен в организации. А наказание служит индикатором недопустимого результата или качества работы со стороны подчиненного.

   Эффективность этого способа мотивации подтвердила  себя за долгие годы существования. Однако имеются существенные недостатки, а точнее, определенные условия, необходимые для ее функционирования:

  • психологические (человек не всегда поступает одинаково);
  • организационные (такой способ мотивации должен быть под руководством и контролем отдельного квалифицированного органа);
  • экономические (действие закона убывающей полезности);
  • социальные (не все одинаково хорошо для всех).

   Что касается научных мотивационных  теорий, то их можно разделить на содержательные и процессуальные теории мотивации.

   Содержательные  теории мотивации основываются на идентификации индивидуальных потребностей. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Дугласа Мак-Грегора, Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида Мак-Клелланда.

   Немецкие ученые В. Зигерт и М. Ланг предложили модель индивидуальной и групповой мотивации, состоящей из пятнадцати мотиваторов, которая может эффективно воздействовать на поведение работника в процессе трудовой деятельности.

   К недостаткам содержательных теорий мотивации можно отнести: игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора; недооценка индивидуальности деятельности; невозможности установить четкую корреляцию между различными потребностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человеческой деятельности.

Информация о работе Совершенствование мотивации персонала организации на основе выявления его потребностей