Система управления персоналом и ее функциональные подсистемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение анализа эффективности использования персонала на примере муниципальных учреждений здравоохранения Наро - Фоминского района Московской области.
Основными задачами исследования являются:
- изучение теоретической основы принципов и методов кадрового анализа;
- оценка уровня обеспеченности больничных учреждений кадрами.
- анализ текучести кадров;
- выявление факторов и причин отклонений фактических показателей состояния штатов от нормативов, оценка негативных тенденций
- изучение полноты использования рабочего времени и загрузки каждого работника, характеристика уровней совместительства и совмещения
- анализ формирования и рационального использования фонда заработной платы, оптимальности его структуры
- выявление резервов повышения эффективности расходования средств на оплату труда, разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные понятия и методология анализа персонала организации
1.2. Система управления персоналом и ее функциональные подсистемы
1.3. Кадровый учет персонала. Основные подходы оценки кадровой политики
1.4. Методы анализа в здравоохранении и прогнозирования кадровых потребностей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (по материалам Комитета по охране здоровья населения Aдминистрации Наро-Фоминского района)
2.1. Социально-экономическая характеристика кадрового состава здравоохранения Наро-Фоминского района Московской области
2.2. Анализ движения и укомплектованности медицинских кадров района
2.3. Оценка профессионального состава работников здравоохранения Наро-Фоминского района
2.4. Анализ использования рабочего времени и эффективности труда персонала
2.5. Анализ использования фонда заработной платы
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО СОСТАВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Проблемы кадрового ресурса и пути их решения
3.2 Совершенствование организации труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом карина анализ персонала нара.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

Относительная экономия в целом по роддому составила 2750,00 тыс.р. Это нельзя однозначно считать положительным явлением, так как экономия получена за счет недоукомплектации штатов и не может не сказаться на качестве медицинского обслуживания населения.

Анализ эффективности использования фонда заработной платы также предполагает сопоставление темпа роста средней заработной платы и темпа роста производительности труда. В нашем случае производительность труда целесообразно представить в виде показателя «среднегодовой уровень обслуживания», отражающего количество рожениц в расчете на одну штатную должность.

Таким образом, использование фонда заработной платы характеризуется наличием относительной экономии фонда за счет недоукомплектованности штатов в размере 6768,33 тыс.р. и относительного перерасхода фонда за счет необоснованного (исходя из темпа роста производительности труда) повышения среднего уровня заработной платы.

Делая выводы о полноте и эффективности расходования фонда заработной платы, необходимо отметить, что:

  • наблюдаемый абсолютный прирост фонда оплаты труда стал следствием увеличения размера дополнительной заработной платы, тогда как удельный вес основного оклада снизился;
  • значительное влияние на размер среднего основного оклада и ряда других выплат оказало изменение структуры персонала;
  • повышение среднегодового уровня обслуживания при одновременном уменьшении показателя сети (количества со держащихся коек) обеспечило относительную экономию по фонду заработной платы;
  • темп роста средней заработной платы превысил темп роста среднегодового уровня обслуживания, что повлекло относительный перерасход по фонду оплаты труда.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО СОСТАВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

3.1. Проблемы кадрового ресурса и пути их решения

 

Среди основных проблем обеспечения здравоохранения кадровыми ресурсами  можно выделить:

• несовершенство системы управления обеспечением здравоохранения медицинским персоналом;

• выраженную диспропорцию в обеспечении медицинских учреждений врачами в регионах РФ;

• отсутствие четкой системы планирования кадровых ресурсов в регионах;

• недостаточную эффективность мероприятий по улучшению качества подготовки медицинских кадров.

По данным органов управления здравоохранением субъектов РФ, в 2010-2011 гг. будет сохраняться спрос на врачей практически всех специальностей, особенно в первичном звене здравоохранения и в медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности. Кроме того, технологическое развитие отрасли требует участия в системе здравоохранения немедицинского персонала, его значение в оказании качественной медицинской помощи возрастает с каждым днем.

Для системы кадрового обеспечения в России в настоящее время характерен существенный кадровый дисбаланс. "Диспропорции в кадровой структуре между врачами первичного звена и врачами-специалистами, между врачами лечебного и диагностического профиля, между врачами и средним медицинским персоналом свидетельствуют о необходимости упорядочения структуры кадров здравоохранения на основе использования прогрессивной нормативной базы, отвечающей требованиям повышения эффективности использования кадровых ресурсов", - сообщила И.Л. Андреева.

Уровень обеспечения врачебными кадрами в целом по России в последние годы возрастал, но по субъектам РФ наблюдается более чем двукратная диспропорция. Отмечена несбалансированность подготовки кадров: рост численности врачей-специалистов узкого профиля и уменьшение - врачей терапевтического, педиатрического, хирургического профилей, санитарных врачей, врачей скорой медицинской помощи.

Численность специалистов со средним медицинским образованием уменьшилась как в городах, так и в сельской местности, врачей - преимущественно в сельской местности, общая тенденция к сокращению численности врачебного и среднего медицинского персонала наблюдается в более чем в половине субъектов РФ.

Проблемой остается и возраст медицинских работников. По оценке органов управления субъектов РФ, доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии, составляет от 10 до 30%, до 20% специалистов - работники предпенсионного возраста.

Среди мер, предпринимаемых Минздравсоцразвития России для решения кадровых проблем, И.Л. Андреева отметила создание федерального регистра медицинских работников. России внесены соответствующие дополнения и изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закрепляющие обязательность и доступность федерального регистра и обеспечивающие новому информационному ресурсу соответствие нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Создание кадрового регистра позволит обеспечить мониторинг кадровых ресурсов в здравоохранении благодаря регулярной аналитической оценке динамики кадров, разработать методы кадровой политики, направленные на оптимизацию численности специалистов с высшим и средним медицинским образованием.

Следующей мерой, предпринятой Минздравсоцразвития России с целью решения проблемы кадров, стало создание образовательных стандартов в сфере здравоохранения. Разработаны государственные федеральные стандарты среднего профессионального образования - они вводятся в действие в федеральных учреждениях среднего профессионального образования в 2010 г.; в стадии разработки находятся стандарты высшего профессионального образования, их внедрение планируется в 2011 г. Особенностью этих стандартов является право выпускника на самостоятельную профессиональную деятельность в первичном звене здравоохранения на определенных должностях сразу по окончании учебного заведения. Данная мера направлена на реализацию, в первую очередь, программы целевой контрактной подготовки, изменение квалификационной структуры первичного звена здравоохранения.

Также в настоящее время Минздравсоцразвития России рассматривается необходимость изменения функций врача и среднего медработника в целях рационального перераспределения функциональных обязанностей этих специалистов.

"Важно улучшить качество  подготовки преподавателей, чтобы они могли на всех этапах обеспечить подготовку специалистов с использованием современных форм и методов обучения, электронных информационных образовательных систем, в т. ч. дистанционных, для реализации на практике современных подходов в системе здравоохранения, перехода на порядки и стандарты оказания медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения", - сказала в заключение И.Л. Андреева.

В настоящее время концептуальные подходы к укреплению экономики и социальной сферы ориентированы на стратегию активизации кадрового потенциала, от знаний, профессиональных навыков и мотивации которого, в конечном счете, зависят результаты деятельности, перспективы развития, а также итоги проведения реформ, целостность осуществляемых преобразований. Опыт реформирования здравоохранения в течение последних лет свидетельствует о недостаточном учете и недоиспользовании этого фактора.

Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов. В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов с накоплением профессионализма и опыта увеличивается. На протяжении нескольких десятилетий общей стратегической линией кадровой политики здравоохранения являлось неуклонное наращивание численности медицинских кадров. В результате этой политики наша страна вышла на одно из первых мест в мире по числу врачей и обеспеченности ими населения. В то время как качественный уровень специалистов имел стойкую тенденцию к снижению.

Отмечается несовершенство управления уровнем обеспечения здравоохранения медицинским персоналом, выраженная диспропорция в обеспечении врачами в регионах РФ, отсутствие четкой системы планирования кадровых ресурсов в регионах, недостаточная эффективность мероприятий по улучшению качества подготовки медицинских кадров. Решение кадровых проблем недостаточно подкреплено правовой поддержкой, имеет место недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения и др.

Отмечены явные проблемы в сестринской службе: снижение обеспеченности здравоохранения средним медицинским персоналом, ухудшение соотношения числа врачей и медсестер, медсестер и младшего персонала, тенденции уменьшения сестринского персонала общей практики, отток среднего персонала из отрасли и др. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельском здравоохранении.

Система последипломного образования в России является неотъемлемой частью отечественного здравоохранения, но требуется решение проблем и противоречий в подготовке и переподготовке медицинских кадров. Оценка уровня подготовки специалиста по наличию сертификата, аттестации на квалификационную категорию проводится не везде в регионах, уровень обучения не всегда соответствует современным требованиям. Особенно низкий уровень профессиональной подготовки отмечен среди руководящих кадров здравоохранения.

Решение задач системного развития здравоохранения должно быть направлено не только на оптимизацию использования имеющихся кадровых ресурсов, но и на изменение принципов работы в медицинских коллективах, формирование кадровой политики на уровне каждого учреждения, развитие систем подготовки специалистов и руководителей, создание действенного резерва руководящих кадров, продвижения работников по службе в зависимости от их профессионального и личностного потенциала. Все возрастающая роль человеческого фактора в качестве основы повышения эффективности системы здравоохранения предъявляет все большие требования к профессиональной подготовке специалистов в области экономики и менеджмента в медицине на всех этапах профессионального развития специалиста, начиная с додипломного периода.

Таким образом, сегодня становится очевидной острая необходимость возрождения на новом научном уровне организации кадровой работы по всем основным компонентам, обеспечивающим высокую эффективность труда, получение качественных результатов, рациональное использование потенциальных возможностей работников на основе непрерывного социального и профессионального развития коллективов.

С учетом вышеназванной стратегической цели предусматривается решить следующие тактические задачи:

• повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

• обеспечение доступности и качества медицинской помощи;

• улучшение состояния здоровья детей и матерей;

• обеспечение доступности качественных и безопасных лекарственных средств;

• предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Решение этих задач отразится на уровне удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Государством предпринимаются определенные шаги в решении кадрового вопроса в здравоохранении. Проводится повышение заработной платы, обновление оснащения учреждений здравоохранения, обучение работников первичного звена, разработка в рамках пилотного проекта механизмов экономического стимулирования труда, порядка финансирования учреждений, способствующего повышению их управленческой самостоятельности. Все это приводит к позитивным переменам в отрасли, однако масштаб предпринимаемых сверху действий остается несоразмерен огромным задачам, стоящим перед здравоохранением в период экономической стабилизации в стране и перехода ее на рельсы устойчивого развития экономики и социальной сферы.

Принципиальные изменения в России за последние годы происходят в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов, внедряется принцип "обучение через всю жизнь" в отличие от старой концепции "обучение на всю жизнь". Это связано с политикой встраивания российского образования в международную систему, основанную на принципах Болонской декларации. Однако этому процессу препятствуют в России отсутствие нормативно-правовой базы, рост числа новых специальностей, необходимость адаптации международной системы к российским условиям и т. д.

 

3.2. Совершенствование организации труда

 

Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные,  повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение высших потребностей человека – заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности  и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.

Расширение объема и обогащение содержания работы. Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда – это расширение объема работы и обогащение ее содержания.

Объем работы – это количество различных операций, выполняемых рабочим и частота их повторения. Объем называет узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Объем работы банковского кассира обычно шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета.

Содержательность работы – это относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении  ритма работы и участие в принятии решений. Работа лаборанта не будет считаться содержательной, если она сводится лишь к установке оборудования, загрузке химикатов и уборке лаборатории. Если же лаборант может заказывать химикаты и оборудование, проводить некоторые эксперименты и готовить отчеты о результатах работ, - содержательность будет высокой.

Информация о работе Система управления персоналом и ее функциональные подсистемы