Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной организации.

Напр, сложилась ситуация, когда  в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значит потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую сферу деятельности  по оказанию услуг;

2) совершенствовать действующую  структуру управления, упразднив  отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных результатов в достижении поставленных целей.

 

 

54. Понятие стратегического  менеджмента. Разработка концепции  и стратегии развития организации.

Стратегия – это определение  основных долгосрочных целей и задач  предприятия. Стратегическое управление – это процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. В процесс формирования стратегии включается 3 этапа: этап общей стратегии, определение деловой или конкурентной стратегии, формирование функциональной стратегии. 1) разрабатывается высшим руководством фирмы и сводится к выбору одного из 3 этапов общей стратегии (стратегия стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения, которая включает стратегию разворота и стратегию ликвидации). 2) нацелена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ каждому предприятию, входящему в корпорацию. Разновидности деловой стратегии: преимущество в издержках или «война цен», стратегия дифференциации, стратегия сегментации. 3) разрабатывается специально для каждого функционального подразделения организации. Бывает: а) стратегия НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) делится на инновационную и имитационную. б) производственная стратегия. в) маркетинговая стратегия. г) финансовая стратегия. д) стратегия управления персоналом.

 

55.Процедура подготовки  и принятия управ решений и  ее эл-ты.

Управленческое решение - это трудоемкая и ответственная решения основывается на анализе деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия. Разработка решения основывается на анализе сложившейся ситуации, в процессе которого выдел проблемные области. В данном процессе опред содержание проблемы, расположение ее во времени и пространстве, ее последствия, степень важности и лица, причастные к ней. Итог анализа - формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. После этого разрабатываются критерии, на которые должно опираться решение. На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений, из которых составляется база данных. Этот процесс позволяет найти наиболее оптимальное и объективное решение. Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления , направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его выполнения Процесс принятия решений состоит из следующих этапов: 1.Диагностика проблемы . Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение , или диагноз. Правильно сформулировать проблему – значит, наполовину решить ее. Проблема – расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом было минимальным. 2.Формирование ограничений и критерий принятия решений. Прежде, чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет произ-ся сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. 3.Определение альтернативы 4.Оценка альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. 5.Выбор альтернативы.  Выбор альтернативы следует согласовать с непосредственными исполнителями и людьми, напрямую заинтересованными в успешном исходе дела. После выработки и принятия решения оно реализуется. Для этого составляется детальная программа по реализации решений, в которой определяются сроки, средства, источники этих средств, ответственные за выполнение, а также способы контроля. Контроль позволяет отслеживать процесс исполнения и вносить в него коррективы. Для максимизации его эфф необходима четкая обратная связь между руководящим звеном и исполнителями. Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значит, но с учетом сложившейся ситуации и конечного рез-та наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их. Методы принятия решений: 1.Метод анализа: - метод сравнения - позволяет оценить работу предприятия. - индексный метод – применяется при изучении сложных явлений. - балансовый метод – предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хоз. деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния. - метод цепных подстановок – в получении ряда корректируемых значений в, обобщающего показателя , путем последовательной замены базисных значений. 2.Метод прогнозирования: - метод экстраполяции - по уравнению регрессии- экспертные методы.

 

56.Основные принципиальные  модели орг-ции. Модель участия.

Ранее отмечалось, что под организацией понимается объединение людей совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Рассмотрим, что же собой представляет модель. В самом общем виде под моделью понимается представление предмета, если речь идет о деталях или изделиях; представление системы, если объектом рассмотрения является структура управления организацией, фирмой; представленные идеи, если делается попытка сконцентрировать наше внимание на какой-либо новой технической, экономической, социальной проблеме. Модели не всегда можно видеть, трогать, держать в руках, нередко они в нашем воображении. Скажем, мы решили открыть торговую фирму. Не обязательно сразу на бумаге выстраивать ее модель. Часто она представляется в нашем воображении, в наших мыслях.

Все это указывает на то, что  модели имеют позитивное значение, они упрощают реальное представление  о них, дают возможность увидеть их внутренние отношения, их взаимосвязь между собой.

На практике применяют различные  модели.

Модели линейного программирования, которые можно использовать, например, для распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребителями или распределения земельных участков среди потенциальных застройщиков с учетом их финансовых, трудовых и иных возможностей.

Модели массового обслуживания, которые используются для определения оптимального числа фирм обслуживания с учетом необходимой потребности в них.

Модели потребительских ожиданий, суть которых сводится к прогнозу, основанному на изучении потребителей организации. На практике различают также модели принятия решений, когда из нескольких альтернатив надо выбрать одно наиболее оптимальное решение.

Модели управления запасами когда, имея материальные и финансовые запасы, возникает необходимость более рационально, более эффективно их использовать при достижении стратегических целей организации. Следует иметь ввиду, что модели организаций имеют ряд разновидностей. Среди них классическая бюрократическая модель участия, ситуационная и предпринимательская. Наиболее прогрессивной моделью, имеющей большой практический и теоретический опыт, принято считать классическую — бюрократическую модель. Основной характерной ее чертой является четкое разделение труда. При этом, как правило, все категории работающих должны знать свои обязанности, права, формы поощрения и наказания, условия труда и отдыха. Все это дает реальную возможность подготовки высококвалифицированных специалистов в каждой должности, профессии и специальности.

В бюрократической модели организации четко соблюдается иерархичность уровней управления, когда нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется только ему.

Бюрократической системе присуще  наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, которые излагаются в виде должностных инструкций, правил по технике безопасности, стандартам качества и т. д. Все они призваны обеспечить однородность выполнения сотрудниками своих должностных, профессиональных и специальных заданий, а также координированность различных задач.

Для бюрократической модели характерна формальная обезличенность, при которой официальные должностные лица выполняют свои обязанности. При указанной модели организации, как правило, ведется прием на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями и на основе коллективных договоров между профсоюзами и администрацией организации, и на основе действующих законодательных актов обеспечивается социальная защищенность работающих членов коллектива от произвольных увольнений со стороны работодателя.

В обыденной жизни часто под бюрократией понимается канцелярская волокита, плохая работа чиновников, бесполезная трата времени и сил. Однако негативные явления — это не бюрократия сама по себе, а результат неорганизованности в конкретной системе управления, отсутствие должного учета и контроля, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. Принято считать, что концепция бюрократии, сформулированная впервые в начале 1900-х гг. немецким социологом Максом Вебером, это одна из наиболее полезных идей того времени.

Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной орг-ции.

Например, сложилась ситуация, когда в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значительные потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую сферу деятельности  по оказанию услуг;

2) совершенствовать действующую  структуру управления, упразднив отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных рез-тов в достижении поставленных целей.

Предпринимательская модель является наиболее мобильной, демократичной и легко управляемой. Как правило, структура управления в предпринимательстве небольшая по численному составу и функционирует в рамках четко очерченных направлений. Любой предприниматель стремится в своей деятельности иметь такую модель или ряд моделей, которые бы обеспечили ему максимальную прибыль. Одной из таких моделей является разработка модели снижения налоговых выплат, не конфликтуя с действующими законодательными актами.

 

57.Формальная и неформал. стр-ры и их роль в системе  мен-та.

Работник в любой организации  общается с другими, вступает в те или иные группы людей, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на другого и испытывает его влияние. По размерам различают большие и малые группы. По времени деятельности группы бывают формальные и неформальные, постоянные и временные. Группы, которые создаются официально, называются формальными. Формальные группы создаются на основе законодательства, инструкций, положений. В них четко регламентируются структура, иерархия, полномочия и ответственность. Существует 3 типа формальных групп:

1.Командная группа состоит из руководителя и его подчиненных.  2.производственная или целевая группа создается для достижения определенной цели, имеет определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности 3.комитеты – группа, состав которой определен другими группами. Комитетами называют советами, комиссиями. Они могут быть временными и постоянными. Временные комитеты создаются для выполнения определенной задачи. Постоянные комитеты руководят, консультируют, планируют, помогают и т.д. Неформальные группы – это группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений и т.д. Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, служат потребности помощи, защиты и т.д. Не учитывать роль неформальных отношений в исследовательских, научных организациях, в сфере творческой деятельности Формальные и неформальные группы тесно взаимосвязаны , поэтому важно найти относительную меру сочетания формального и неформального.

 

58. Понятие основных  и специфических функций в  менеджменте.

Планирование —  это  процесс  обработки  информации  по обоснованию  предстоящих действий, определение  наилучших способов  достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Необходимо заранее составить план экономической деятельности  предприятия.  Важно  экономически  грамотно  разработать  план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и  полуфабрикатов. Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на  две   основные   стадии:   разработка   стратегии   деятельности   фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации  выработанной стратегии (оперативное, или, что-то же самое, тактическое планирование). Стратегия фирмы  —  это  совокупность  ее  главных  целей  и  основных способов достижения данных целей. Обычно стратегическое планирование  бывает  рассчитано  на  длительный период. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое   планирование   обычно   охватывает    краткосрочный и среднесрочный периоды. Основной вопрос стратегического планирования  —  чего  хочет  добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как  организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между  стратегическим  и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.

 

 

59.Основные направления интеграции в системе менеджмента.

Новая черта современных рыночных отношений, предпринимательства определяется переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельность предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развивается экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной межгосударственной экономической политики, базирующийся на разделении труда, развитии производственного и научно-технического сотрудничества, кооперации и т.д. Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему как целостное образование. Необходимость в интегрированной теории руководства увеличивается с ростом конкуренции на рынках сбыта, с усложнением структуры предприятия, в связи с новыми усилиями в области инновационной деятельности

 

60.Понятие глобальной  цели и целей функционирования.

Показателем устойчивости функционирования организации относительно поставленной цели принимается вероятность ее достижения, учитывая непредсказуемые изменения состояния внешней среды. Миссия орг-ции - глобальная цель, ради которой организована и сущ орг-ция, смысл существования; основной внутренний фактор, определяющий все задачи, которые ставятся перед мен-том фирмы. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования орг-ции. Философия орг-ции опред ценности, верования и принципы, в соотв с кот орг-ция намеревается осущ. свою деят-ть.  В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине сущ орг-ция, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл сущ орг-ции, в кот проявл отличие данной орг-ции от ей подобной.  Миссия явл более конкретным ориентиром, чем видение. В отлич от видения у миссия есть своя финишная черта - период времени, по истечение кот она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в орг-ции с опред риском деят-ти. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего до 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть рез-ты своего труда. Содержание миссии может включ в себя след осн пункты:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"