Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 324.00 Кб (Скачать)
  1. Проблемы совершенствования систем уп-я на соврем этапе.

 

2. Технология  подготовки и принятия управленческих  решений, ее элементы.

3. Исторический  подход к изучению менеджмента.

4. Сущность  и методы мотивации.

5. Школа научного  управления.

6.Основные  принципиальные модели организации СМ

7. Эволюция  развития управленческой мысли.

8. Сущность  и виды коммуникаций в системе  менеджмента.

9.Цель как  важнейшая харак-ка в м-те. Классификация  целей.

10. Принципы  построения организации.

 

11.Экономические  методы управления.

12.Понятие управленческого  решения. Основные подходы к  классификации управленческих решений.

 

13. Менеджмент  как тип рыночного управления.

14. Роль коммуникаций  в системе менеджмента.

15. Состав и  содержание основных функций  менеджмента.

16. Системный подход в менеджменте.

17.Понятие стратегич  мен-та. Упр-е портфельной стратегией.

18. Типы организационных  структур и их характеристика.

19. Организация  как сложная, кибернетическая  система, ее элементы и сущность

  1. Технология подготовки и принятия управ решений, ее эл-ты.

21.Менеджмент  качества, сущность и содержание.

22. Полномочия  и ответственность в системе менеджмента (СМ)

23.Цель как  важнейшая характеристика менеджмента.  Классификация целей. Понятие  «дерева целей

  1. Понятие деловой стратегии и ее знач в повышении конкурентоспособности организации.

25.Системный  подход в менеджменте.

 

26. Человеческие  ресурсы и их роль в системе  менеджмента. Управление человеческими  ресурсами в вашей организации.

  1. Менеджер и предприниматель. Имидж менеджера.

 

28. Процесс  управления и его характеристики.

 

29. Миссия организации  (понятие, определение, примеры).

30.Виды организац.  структур в системе мен-та. Методы  их проектирования.

31.Функции управления  в системе менеджмента, их классификация.

32. Конфликт, его  сущность. Классификация конфликтов.

33.Понятие стиля  руководства. Хар-ка осн стилей  руководства.

 

34. Методы управления  конфликтами.

35.Руководитель  в системе мен-та (функции, имидж  рук-ля).

36.Основные  принципиальные модели организаций  в менеджменте. Классическая бюрократическая модель.см.56!

37. Понятие  лидерства в менеджменте.

38.Содержание  организационных полномочий.

39. Процедура  подготовки и принятия управленческих  решений.

40. Основные  принципиальные модели организации и их краткая характеристика

41.Понятие и  значение организации в системе менеджмента.

42. Основные  типы коммуникационных сетей и их роль в системе менеджмен

 

43.Принципы  построения организационных структур  управления. Понятие нормы управляемости.

44.Стрессы и  их роль в мен-те. Классификац  и упр-е стрессами.

45. Понятие  функциональной стратегии и ее  значение для эффективной работы  подразделений.

 

46.Процесс управления  и его характеристики.

47. Планирование  как важнейшая функция в менеджменте.  Виды планов.

48. Понятие  внешней и внутренней среды  организации.

  1. Науч. подходы к исследованию орг-ции, как сложной системы.
  2. Бизнес-планирование и его роль в рыночной экономике.

51. Мотивация  как важнейшая функция в менеджменте.  Классификация потребностей.

52.Показатели  эффективности системы менеджмента.

  1. Основные принципиальные модели организации. Ситуационная модель.
  2. Понятие стратегического менеджмента. Разработка концепции и стратегии развития организации.
  3. Процедура подготовки и принятия управ решений и ее эл-ты.

56.Основные  принципиальные модели орг-ции.  Модель участия.

 

57.Формальная  и неформал. стр-ры и их роль  в системе мен-та.

58. Понятие  основных и специфических функций  в менеджменте.

59.Основные  направления интеграции в системе  менеджмента.

60.Понятие глобальной  цели и целей функционирования.

 

1/Проблемы совершенствования систем уп-я на соврем этапе.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития, находящая все большее признание в мире, требует пересмотреть и систему ценностей, которые лежат в основе целеполагания, и тем больше, чем выше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т. п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Концепция социально-этического маркетинга уже провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического,   экономического,   организационного   и социального характера,  не только  фактором,  регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой. Современный менеджмент характеризуют следующие положения. 1)Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации. 2)Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т. е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать,  система должна  приспосабливаться  к изменениям  во внешней среде. 3)Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, ,т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели. 4)Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации; коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации; создание атмосферы открытости, честности, доверия людям; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы организации. Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к по строению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.


 

 

2. Технология подготовки  и принятия управленческих решений,  ее элементы.

Управленческое решение – это  концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. В процессе принятия управленческих решений различают два подхода:

- Интуитивный, для решения не  сложных проблем. Субъект решения  держит всю проблему в голове, по мере развития проблемы  подходы к ее описанию могут  радикально меняться, и возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов.

- Рациональный. Используется для  решения сложных проблем и  заключается в реструктуризации  процесса принятия решения. Этапы  принятия решения рациональным  способом: а) постановка задачи, решение  проблемы (восприятие и признание проблемы; интерпретация и формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы); б) разработка вариантов решения (определение вариантов; оценка альтернатив; выбор альтернатив); в) выбор решения и его реализация (организация выполнения решения; контроль выполнения решения; обратная связь и корректировка).

 

 

3. Исторический подход  к изучению менеджмента.

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Выделил 14 принципов управления:  дисциплина, единоначалие, порядок, инициатива, корпоративный дух, стабильность персонала и др. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности. Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

Школа человеческих отношений  и поведенческих наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Маслоу, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Она определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Макгрегор разработал два подхода к управлению: теория Х (авторитарный стиль управления) и теория У (демократический стиль управления).

Школа количественных методов  и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, что дает возможность применить ЭВМ к обработке данных. Три подхода к управлению: процессный (планирование, мотивация, контроль); системный (вход-преобразование-выход); ситуационный ()принятие решения должно базироваться на анализе внешних и внутренних переменных организации).

 

 

4. Сущность и методы мотивации.  

В современном  менеджменте все большее значение приобретают мотивация. Мотивация  персонала является основным средством  обеспечения оптимального использования  ресурсов. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения. В теории выделяют следующие главные методы мотивации: принуждение (основано на страхе подвергнуться наказанию); вознаграждение (материальное и нематериальное стимулирование труда); солидарность (развитие у работников ценностей и целей).

 

5. Школа научного управления.

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

 

6.Основные  принципиальные модели организации СМ

Модели организаций  как предприятия:

  1. Классическая или бюрократическая. Бюрократ – человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
  2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
  3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
  4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.

 

 

7. Эволюция развития  управленческой мысли.

Хотя организации существуют почти  столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался  над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни один из них не последовал его примеру. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Маслоу, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Школа количественных методов и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, что дает возможность применить ЭВМ к обработке данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"