Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

28. Процесс управления и его  характеристики.

Процесс управления – это последовательность выполнения общих функций управления. Функции  управления – это виды управленческой деятельности, с помощью которых  осуществляется  управляющее  воздействие на производство для реализации и достижения его целей. Функции распределяют  по  двум  основным признакам - по содержанию и конкретным видам управленческого воздействия. Функции управления,  которые  раскрывают содержание управленческой деятельности - общие. 1) Планирование - это процесс выбора целей  и  решений, необходимых для  их  достижения.  Это составление некоторой программы действий в ее желаемом виде. 2) Организация - процесс создания или выдачи управленческих заданий, что позволяет эффективно работать и достичь цели. 3) Координация - это форма проявления целенаправленного воздействия на людей,  предусматривающая обеспечение необходимой согласованности их действий. 4) Мотивация - принцип побуждения себя и других к действию для достижения поставленных  целей.  Это  система  мер, направленная на  стимулирование  работника,  на выполнение им управленческих заданий. 5) Контроль  - наблюдение за ходом деятельности людей для выявления  отклонений  от  установленных норм и правил, в процессе достижения поставленных целей. Функции управления, которые выделяются по критерию особенностей объекта управления - конкретные. Они определяют содержание задач, решаемых аппаратом управления: 1. управление подготовкой производства; 2. управление производством; 3. управление кадрами; 4. управление сбытом; 5. управление качеством и др. Для каждой функции есть свои объекты (рынок, потребители, спрос и т.д.).

 

29. Миссия организации  (понятие, определение, примеры).

Исходным  процессом создания стратегического плана обычно считается определение миссии и целей организации. Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается, как констатация философии предназначения, смысла существования организации. Если имеется узкое понимание миссии, это четкая формулировка причин по которым организация существует. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общей философский смысл, тем не менее, всегда несет в себе что-то, что делает её уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Наиболее устойчивое и сильное влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а так же показывает отличие организации от других ей подобных. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной сред, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности, даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.

 

30.Виды организац. структур  в системе мен-та. Методы их  проектирования.

Структура системы управления – описание количества, размера, взаимного расположения и правил взаимодействия элементов устройства управления. Выделяют следующие виды: 1.Линейная структура – руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. 2.Функциональная структура. В её основе лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. 3.Линейно – функциональная основана на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм. Данный подход обеспечил качественно новое разделение труда, при которой линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при участии и помощи функциональных служб. 4.Сущность программно-целевых структур заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель. 5.Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Последовательность задач организационного проектирования: 1.Фиксация состава и численность элементов системы. 2.Выбор конфигурации элементов системы в пространстве. 3.Проектирование структур системы 4.Разработка регламента проекта 5.Фиксация информационных взаимосвязей 6.Проектирование технологий управленческих процессов. Организационное проектирование представляет собой моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством, либо накануне значительных преобразований.

 

 

31.Функции управления  в системе менеджмента, их классификация.

Функция управления - это вид управленческой деятельности. Выделяют следующие функций: 1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены  ученым Анри Файолем. Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием). 2. Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления. Сейчас выделяют такие функции предприятия: планирование (используемый ресурс - время); маркетинг (используемый ресурс - потребитель); предпринимательство (используемый ресурс бизнес); финансы (используемый ресурс - деньги); организация (используемый ресурс - люди); производство (используемый ресурс - технологии); инновация (используемый ресурс - идеи); информация (используемый ресурс - данные); социальное развитие (используемый ресурс культура). В обще, сколько отделов, столько и функций на предприятии. Процесс реализации функции – это последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя. Процесс управления заключается в выполнении общих и специфических функций.

 

32. Конфликт, его сущность. Классификация конфликтов.

Конфликт – столкновение  противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или  субъектов взаимодействия. Конфликты  могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.  Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

 

33.Понятие стиля руководства.  Хар-ка осн стилей руководства.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнениюзаданий). Существует три стиля руководства: 1)авторитарный; 2)демократический; 3)либеральный. 1.Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма. 2.Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций. З.Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на «их дисциплинированность».Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии. Либеральный стиль управления применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики С 1985 до середины 1990-х гг. Существование данного стиля управления в современных условиях возможно, если официальный руководитель является. Выделяют 5 стилей руководства по соотношению  в них проблем человека и проблем производства: - невмешательство (главная забота руководителя сохранить свою должность); - теплая компания – высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению теплых отношений в коллективе, удобный темп работы. - производство – внимание и влияние руководителя сосредоточены только на производстве. - золотая середина – сочетание интересов коллектива организации и целей организации. - команда – руководитель эффективного сочетания.

 

34. Методы управления  конфликтами. 
Методы управления конфликтами делятся на: внутриличностные, структурные, межличностные, персональные, переговоры. Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения с тем, чтобы это не вызывало отрицательной реакции. К структурным методам управления конфликтами относятся: разъяснение требований к работе; общеорганизационных целей; использование систем вознаграждения. Межличностные методы управления конфликтами это методы, в которых принимают участие минимум две стороны и каждая из сторон выбирает форму поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника. Персональные методы. Данная группа акцентирует внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам с помощью власти, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта. Переговоры. Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы.

 

35.Руководитель в системе  мен-та (функции, имидж рук-ля).

Менеджмент представляет собой  чрезвычайно сложную систему, состоящую  из органов разного уровня, работников разных категорий, из различных подразделений и служб. Центральное место в этой системе занимает руководство, которое выполняет следующие функции: - выработка общего плана действий всей организации; - координация всех подразделений управления. Руководитель координирует работу подчиненных ему служб; - воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей. Так директор руководит цехами, начальник цеха – участками и т.д.;

- подбор кадров на различные участки управления. Функции руководства реализует руководитель. Выделяют 2 основных вида руководителей: линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов. Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – главная функция руководителя, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую систему Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Он одновременно и представитель высшего звена управления в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Существует особая этика и имидж руководителя (выбор модели поведения). Для правильного выбора имиджа необходимо учитывать соответствие поведения личности законодательству, правовым и этическим нормам, конкретную ситуацию, нравственные критерии личности. Термин «имидж» в управление пришел из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившиеся в уме представление о каком-либо товаре, технологии, организации Для менеджера важны следующие аспекты имиджа: - имидж продукции - имидж самой организации - имидж руководителя Имидж – это правильный выбор модели поведения. Человек стремится освоить те модели поведения, которые ему приносят успех. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления Специалисты по имиджированию выделяют 3 составляющие имиджа руководетеля: - личное обаяние - нравственные характеристики - технику самопрезентации.

 

36.Основные принципиальные  модели организаций в менеджменте.  Классическая бюрократическая модель.см.56!

С точки зрения классической теории организации предприятие - это механизм, эффективность которого задается в  терминах производительности. Работники при этом рассматриваются как шестеренки этого механизма. Предполагается, что руководство должно организовывать рациональное управление предприятием в интересах максимальной производительности с помощью разделения производственного процесса на простейшие части и предварительно программировать задачи каждого сотрудника. Классическая теория предполагает, что работа должна изучаться с помощью научных методов и что основой для определения оптимальной организации работы должен стать анализ фактов и данных, собранных непосредственно на рабочем месте. Первым попытался проанализировать организационные аспекты управления Тейлор. Его идеи и методы известны как научное управление. Основное внимание Тейлор уделил низшему звену организации. Главная идея научного управления следующая: для каждого вида деятельности человека должно быть научное обоснование. Разновидность классической школы - административная школа. Один из первых ее представителей Анри Файоль. Он стал первым, кто рассматривал организацию как самостоятельный объект исследования. Файоль выделил пять основных функций администрации - прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Файоль считал, что искусство управления - это выбор соответствующих принципов, которые позволяют решать основные задачи при создании системы задач и власти.  Бюрократическая теория организации была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, который рассматривал организацию с точки зрения отношений между различными уровнями власти. По мнению Вебера, бюрократия - это идеальный тип организации, обеспечивающий наиболее эффективное и предсказуемое поведение членов организации. В основе теории Вебера лежит попытка ответить на вопрос, почему люди выполняют команды и поступают так, как им говорят. Чтобы ответить на этот вопрос, Вебер ввел два понятия. Первое понятие - сила, под которой ученый понимал способность заставить людей подчиняться, несмотря на их сопротивление; второе понятие - власть, Т.е. автоматическое выполнение приказов теми, кто их получает. Вебер выделил три способа осуществления власти - харизматическей, традиционный, рационально-легальный. Каждый из этих типов осущ. власти выражает определенный административный механизм организации.

Основные принципиальные модели орг-ции. Модель участия.

Ранее отмечалось, что под организацией понимается объединение людей совместно  реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Рассмотрим, что  же собой представляет модель. В самом общем виде под моделью понимается представление предмета, если речь идет о деталях или изделиях; представление системы, если объектом рассмотрения является структура управления организацией, фирмой; представленные идеи, если делается попытка сконцентрировать наше внимание на какой-либо новой технической, экономической, социальной проблеме. Модели не всегда можно видеть, трогать, держать в руках, нередко они в нашем воображении. Скажем, мы решили открыть торговую фирму. Не обязательно сразу на бумаге выстраивать ее модель. Часто она представляется в нашем воображении, в наших мыслях.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"