Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

8. Сущность и виды  коммуникаций в системе менеджмента.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность внутри предприятия и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения руководства и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависят оперативность и точность принимаемых решений и выполняемых заданий. Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные между сотрудниками одного уровня. Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве. Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение, как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики. Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, так как зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы. Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления.

 

 

9.Цель как важнейшая  харак-ка в м-те. Классификация  целей.

Любая система управления – целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей. Цели, стоящие перед фирмой являются отправной точкой планирования. Цель управления – относящееся к будущему , желаемые состояния объектов управления. Цель – идеальное описание результата деятельности. Планирование – разработка целей и задач фирмы нашедших конкретное выражение в текущих и перспективных планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование. Значение цели весьма велико. Во-первых, в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Без четкого формулирования целей нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценка эффективности. От того насколько правильно выбрана и насколько четко  цель сформулирована,  зависит успех деятельности системы. Четкое определение целей функционирования, доведенных до каждого сотрудника аппарата управления, повышает его производительность и способствует мотивации.

Цели стоящие перед фирмой делят на качественные и количественные. Под количественными, подразумевают цели, которые могут быть определены в количественном эквиваленте, например в денежном выражении, в годах и т.д. Качественные цели требуют применения метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и  их важность. Классификация целей по уровню: народно-хоз-е, отраслевые, территориальные цели предприятия. По сроку действия: перспективные, текущие.

По охвату проблемы и  масштабу действия: стратегические, тактические.

 

10. Принципы построения  организации.

Принципы построения структуры  управления: 1) единство управления означает, что независимо от структуры организации  и ее масштабов ответственность  в итоге должен нести один человек. 2) Норма управляемости или масштабы управления. Означает, что кол-во подчиненных у одного руководителя должно быть лицензировано и не должно превышать на высших уровнях 7 человек. 3) Делегирование полномочий означает, что руководитель имеет право передавать часть полномочий по линии руководства другим лицам. При этом, передавая работнику право решения проблемы, руководитель оставляет за собой право контроля. 4) Иерархический принцип управления означает, что право передачи полномочий от руководителя к подчиненному, а от него к своему подчиненному, образует в систему делегирования полномочий. Распоряжения и приказы в этой системе передаются по цепочке, которую называют скалярной цепью или цепью команд. 5) Принцип единоначалия, означающий, что у каждого подчиненного должен быть только один руководитель, перед которым он отчитывается. 6) Коммуникация системы связи. 7) Доступность всех уровней организации.

 

11.Экономические методы  управления.

Главной целью деятельности организации  является получение прибыли. Но эффективная работа не возможна, если она не структурирована  и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются  методы достижения целей. Методы управления подразделяются на следующие группы: 1. Организационно-правовые; 2. Административные; 3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести  к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и как следствие повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнуты результатами. 4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка. 5. Социально-психологические методы.

 

 

 

12.Понятие управленческого  решения. Основные подходы к  классификации управленческих решений.

Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т.д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы. Решение представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив в управлении действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемых состоянием организации. Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов. Классификация управленческих решений: 1. По степени влияния на будущее организации:

а) стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; б) тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам:  а)глобальные - охватывают всю организацию в целом; б)локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: а)долгосрочные (более пяти лет); б)среднесрочные (от одного года до пяти лет); в)краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействии: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: а) директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; б) рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; в) ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению: а) регулирующие - определяют метод выполнения действий; б)координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; в)контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: а)общие - распространяются на всю компанию в целом; б)специальные - рассматривают отдельные вопросы; 8. По степени запрограммированности: а)запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; б)незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т.д. 10. По способам принятия: а)интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; б)адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; в)рациональные - опираются на научный анализ проблемы. 11. По содержании.: экономические, политические, технические и т.д. 12. длительности действия: оперативные, тактические, стратегические. 13. По способу принятия решений: групповые, индивидуальные. 14. По степени уникальности: рутинные, уникальные.

 

 

13. Менеджмент как тип  рыночного управления.

Менеджмент – это особый вид  деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Цель менеджмента: обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала и постоянное преодоление рисков на внешнем и внутреннем рынках. Задачи менеджмента: 1) организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя; 2) обеспечение стабильного положения предприятия на рынке; 3) стимулирование работы персонала; 4) повышение квалификации кадров; 5) разработка стратегии развития организации; 6) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения. На предприятии выделяют три уровня менеджмента: 1) высший (председатель правления, совет директоров, президент); 2) средний (главный бухгалтер, руководители подразделений); низший (руководители творческих групп, производственных участков, отделов и секторов).

 

14. Роль коммуникаций  в системе менеджмента.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность внутри предприятия и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения руководства и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависят оперативность и точность принимаемых решений и выполняемых заданий. Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные между сотрудниками одного уровня. Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве. Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение, как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики. Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, так как зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы. Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления.

 

15. Состав и содержание  основных функций менеджмента.

Функции управления – это однородные по содержанию и направленности целее  виды управленческой деятельности. Функции  бывают общие и специфические. К общим функциям относят: планирование (прогнозирование), организация. Координация, мотивация, контроль. 1. Планирование – это управленческая деятельность, отражаемая в планах, и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Виды планирования: стратегическое – определение целей на период более 5 лет; среднесрочное – выбор средств для выполнения целей от 1-5 лет; текущее – программа использования ресурсов до 1 года. 2. Организация – это процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности. 3. Координация – это управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы производственных и функциональных подразделений в процессе выполнения плановых заданий. 4. Мотивация – это процесс побуждения работника к достижению цели организации. 5. Контроль – это управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени. Контроль включает в себя функцию учета, функцию анализа, функцию оценки. Специфические функции. Организаторы производства при классификации функций управления используют принцип управленческой деятельности, учитывая специфику объекта.

 

16. Системный подход  в менеджменте.

Организация – это форма объединения  людей для совместной деятельности в рамках определенной структуры. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Существует три подхода к управлению в менеджменте. Один из них системный (с 1950 по настоящее время). Организация рассматривается как некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей. Организация как система включает три процесса: вход-преобразование-выход. Управление любой организацией происходит согласно кибернетической модели и представляет собой процесс преобразования информации, т.е. информация об объекте управления воспринимается системой управления, перерабатывается с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Система управления – это группа лиц, имеющих общие цели, владеющих материальными, трудовыми ресурсами и обладающих правами их распоряжения.

 

17.Понятие стратегич  мен-та. Упр-е портфельной стратегией.

Стратегический менеджмент – рассматривает большой круг вопросов, связанных с проблемами управления компанией на стратегическом уровне. В менеджменте понятие стратегии пришло из военной сферы. Первоначально оно означало проведение в жизнь определенной политики и использование для этого всех возможных средств. С точки зрения менеджмента – это ориентация на решение долгосрочных задач, разработку долгосрочных планов, и под стратегией понималось в основном управление ресурсами и большими массами товаров. В 80-е годы западные страны вступили в эпоху избыточного предложения, и это определенным образом повлияло на стратегический менеджмент. Одной из главных особенностей товаров была их новизна, отличие от товаров конкурентов. На стратегический менеджмент так же оказал влияние и возврат к традиционным качествам предпринимателей. Эти люди должны быть способны правильно определять потребности на микрорынках, ставить и решать деловые задачи, проявлять решимость и энергию в решении этих задач и уметь действовать в условиях жесткой экономии ресурсов. Т.о., возникла потребность объединять практику с опытом, аналитические методы  заменять более эффективными, применимыми к конкретным ситуациям. В этих условиях проблемы управления предприятия приобретают совершено другой характер, проявляется стратегия/, направленная на создание конкурентных преимуществ, а общая стратегия распадается на несколько видов: портфельную, деловую, функциональную. Появляется и несколько уровней управления этими видами стратегий. Стратегия в управлении – это масштабные, не ограниченные рамками временные прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. Стратегия – генеральная программа действий предприятия, установленные приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществления миссии и достижения стратегических целей предприятия. Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбор специфических стратегий для ресурсов и их распределения, с целью обеспечения эффективной работы предприятия в будущем. Существует 2 понятия характеризующие процесс перспективного планирования: 1.Долгосрочное планирование – осуществляется построением планов от прошлого к будущему с перенесением всех прошлых закономерностей и характеристик на будущее развитие. 2.Стратегическое планирование – его отличительным принципом является построение планов от будущего к настоящему. Портфельная стратегия – высший уровень стратегии. Управление портфельной стратегией – это управление всеми предприятиями и организациями входящими в корпорацию с помощью ценных бумаг. Для портфельной стратегии, важное значение имеют пути образования портфелей. Портфели могут быть 2 типов: синергетические и дивесификационные Пути образования синергетических портфелей: 1.Покупка новых предприятий; 2.Укрепление имеющихся в составе портфеля предприятий. 3.Продажа компаний, которыми могут лучше управлять другие компании т.д. Пути образования диверсифицированных портфелей: 1.Сама динамика развития бизнеса способствует отпочкованию от материнских компаний фирм, специализирующихся в иной сфере деятельности. 2.Большая степень самостоятельности отдельных компаний в рамках корпораций или холдинга. В общем виде портфельная стратегия предполагает: 1.Покупку новых компаний 2.Укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации 3.Ликвидацию нежелательных компаний 4.Размещение и контроль финансовых ресурсов и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"