Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
44.Стрессы и их роль в мен-те. Классификац и упр-е стрессами.
Стресс – это психологическое состояние человека, в котором он ощущает сильное напряжение и страдание. Стресс существенно снижает эффективность работы человека, поэтому руководителю важно создать такие условия для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение целей предприятия. Избежать стрессов не удается ни одному человеку, поэтому опасность они приобретают только в том случае, если оказываются слишком длительными. Некоторые специалисты по менеджменту считают, что стресс может носить и положительный характер, т.к. он может быть вызван сложной новой ситуацией, которая даст толчок к мобилизации всех сил для ее решения или откроет новый этап в развитии человека. Специалисты выделяют пять разновидностей стресса: 1)физиологический стресс - вытекает из физического переутомления, вызванного тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми, но, если меры к этому не принять своевременно, он может усугубиться; 2)психологический стресс - вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем; 3)эмоциональный стресс - случается из-за излишне сильных чувств (страха, радости), т. е. данный вид стресса возникает в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека. Стресс человек может получить и в результате очень большой и неожиданной радости; 4)информационный стресс - возникает у человека, который обладает слишком большим ИЛИ слишком малым объемом информации. Так, излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел заставляет человека переживать. Отсутствие полной информации заставляет человека строить догадки о возможном исходе интересующего его дела и постоянно держит его в напряжении; 5)управленческий стресс - возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека ИЛl1 его моральной устойчивости. Есть 2 подхода к стрессам: - внести изменение в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. Для этого надо оценивать способности, потребности, склонности работников. - принимать конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов.
45. Понятие функциональной
стратегии и ее значение для
эффективной работы
Функциональная стратегия
46.Процесс управления и его характеристики.
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку. Теория управления ориентирована на решение практических задач. Ее предметом может быть как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд возникший вместе с кооперацией труда и являющейся частью этого коллективного труда. Элементами управления как всеобщего вида деятельности явл. цель управления, способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде. Процесс управления вкл. сбор, переработку и передачу информации, используемой для выработки решений. Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений. Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из циклического повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности: научно-технической, технологической и т.д. Практически ценное в подходе к управлению как к процессу закл. в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, след-но
, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления. Управление производством базируются на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования управленческой работы.
47. Планирование как
важнейшая функция в
Планирование – это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Задачи планирования: обеспечение развития организации в целом и всех ее подразделений; распознавание ранних проблем развития; координация деятельности подразделений и отдельных лиц; создание базы для контроля; мотивация сотрудников. Различают виды планирования: стратегическое – определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочное – выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет; текущее (оперативное) – программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам. Различия стратегического и оперативного планирования: 1) по миссии и целям (оперативное предназначено для производства товаров и услуг, цель стратегического – выживание организации в долгосрочной перспективе). 2) с точки зрения системы управления (в оперативном основными факторами является функции, технологии, в стратегическом основные факторы – это люди). 3) с точки зрения эффективности (при оперативном будут прибыль, эффективное использование ресурсов; главный показатель в стратегическом – своевременность реагирования на изменение окружающей среды).
48. Понятие внешней
и внутренней среды
Внутренняя среда организации – это все то, что определяется внутренней структурой фирмы, реагирует на внешние условия и является результатом менеджмента. Параметры внутренней среды: 1) Цели. Цель рассматривается как конечное состояние или результат, к которому стремится группа, работающая вместе. 2) Структура организации – это состав подразделений и уровней управления (закрепление работы за отдельными специалистами). 3) Задачи – это работа, которая должна быть выполнена установленным способом в установленные сроки. 4) Технологии – это средства преобразования сырья, продукт или услуг. 5) Люди: поведение отдельного человека (способности, потенциал); поведение людей в группах (групповые нормы, ценности); поведение руководителя и его влияние (стиль руководства). Внешняя среда – это окружение, которое представлено явлениями или образованиями, не являющимися частью организации, но существенно влияющими на нее. Выделяют два уровня внешней среды: 1) непосредственное окружение или среда прямого влияния (государственные органы, конкуренты, потребители). 2) среда косвенного влияния или среда общего окружения (экономические факторы, политические, рыночные). Задачи руководителя по отношению к внешней среде: 1) выявить те компоненты, которые вступают во взаимодействие с системой; 2) оценить характеристики этих компонентов и силу их влияния на организацию.
Система управления – это совокупность элементов, объед. информац. связями и процессами направленные на достижение некоторых целей. Следовательно, система создается для достижения целей. Любое исследование основывается анализе и синтезе изучаемых явлений и процессов, которые всегда можно представит системой. Глав. характеристики любых систем это состав, структура и функции элементов и самой системы. Задачи выявления элементов или частей системы, их структуры – это задача анализа, а определение модели и оптимальных параметров функционирования системы – это задачи синтеза. Американские ученые доказали, что в любом деле нужна система, и появилась теория систем. Менеджмент как наука базируется на системном мышлении. Система - это множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Системная концепция позволяет более глубоко изучить характеристики изучаемого объекта и процессы его функционирования. Системный подход представляет собой одну из форм методологии исследования, проектирования и конструирования объектов как систем. Системный подход позволяет органически соединить задачи анализа и синтеза. Его можно рассматривать как принцип. позицию лица принимающего решение или предъявляющего некоторые требования , соблюдение кот. позволит эффективно исследовать систему, а для системы управления ещ5е и разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать методологию исследования систем применение которых, позволяет выполнить требования системного подхода. Основы системного анализа составляет построение моделей. В зависимости от уровня управления требуются различные математические модели. Наиболее простые представляют собой аналитические зависимости между результатами деятельности и затратами ресурсов. Они получили название произ-х функций. Следующие по сложности – балансовые модели связывающие кол-но ресурсы и общую загрузку. Ведение некоторого критерия и условий превращает балансовую модель в линейную, которую оптимизируют методами линейного программирования. Признаками любой системы являются: 1.Наличие цели функционирования 2.Многоуровневость. 3.Наличие строго определенных характеристик (вход системы, выход системы, процесс функционирования 4.Упорядоченность системы, которая определяется технологией функционирования любой системы. Любая организация как объект управления менеджмента является системой и состоит как правило из двух подсистем: 1.Основное производство. Это объект управления. 2.Система управления организацией. Субъект управления. Они в свою очередь являются тоже системами. На входе любой производственной системы имеются ресурсы. На выходе – продукт или услуга. При поступлении на рынок они становятся товаром. Внутри находится производственно-технологич. процесс. Система управления получает информацию с выхода производства и формирует управляющее воздействие на входе объекта управления. Внутри- технология подготовки и принятия управленческих решений. Ресурсами являются: 1.Методики и стандарты 2.Информация 3.Программное обеспечение 4.Техника 5.Организационное обеспечение 6.Кадровое обеспечение
Бизнес-план рассматривается с двух точек зрения. 1.Это план развития предприятия, определение его дальнейшего пути работы. Бизнес-план создается как для вновь открывающейся организации, так и для давно существующей, когда необходима модернизация ее хозяйственной деятельности в связи с изменениями в экономике. Основные цели бизнес-плана включают в себя: 1)установление и разработку основного направления работы предприятия в соответствии с потребностями рынка на основе экономического обоснования; 2)определение видов деятельности и источников ресурсов; 3)прогнозирование возможных рисков их последствий и способов их избежания. 2.Это документ, который предназначен как для собственного пользования, так и для внешнего. Внешними пользователями являются кредиторы и банки, которые предоставляют кредиты или делают финансовые вложения в развитие предприятия. Структура бизнес-плана раскрывает почти все возможные вопросы, связанные с будущей деятельностью, и включает в себя несколько обязательных разделов. Титульный лист и оглавление состоят из заголовка плана, даты его создания, указания лица, подготовившего бизнес-план, полного названия и адреса фирмы и того, для кого он был подготовлен. Резюме является одной из самых главных частей плана. Оно пишется после его окончательной разработки, но размещается в начале. Резюме вкл. в себя 3 части: 1)введение, в котором отражается основная суть и цель проекта; 2)краткое описание важных частей проекта; 3)заключение, которое раскрывает основные действия предприятия для достижения намеченных целей и факторы, этому способствующие. Производственный план вкл. в себя описание технологий производственного процесса, используемого сырья и оборудования. План маркетинга вкл. в себя сведения о маркетинговой стратегии, целевой аудитории, на которую ориентируется фирма, ценовой политике, системе дистрибуции и предлагаемых интегрированных маркетинговых коммуникациях. Финансовый план включает в себя баланс предприятия, расчет будущих прибылей и убытков, а также срока окупаемости, рентабельности и предела безубыточности.
51. Мотивация как важнейшая
функция в менеджменте.
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов побуждения. Из наиболее интересных можно отметить мотивацию «кнута и пряника». Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, признания и уважения, самовыражения), которые определяет поведение человека. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Для достижения целей необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов – таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. Теория ожиданий Врума основывается на предположении, что наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению ценного вознаграждения. Теория Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Результативность труда порождает удовлетворенность. Мотивация выступает важнейшим элементом в системе управления персоналом. Эффективная мотивация персонала – это эффективное управление и, как результат, эффективная работа организации.
52.Показатели эффективности системы менеджмента.
Эффективность менеджмента – управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте вы делят экономическую и социальную эффективность. Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижение издержек, повышение качества и т.д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он закл. в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников. Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, т.к. зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы, а след-но к удовлетворению работников Повышение социальной удовлетворенности способствует улучшению производительности и улучшению качества, след-но увеличивается прибыльность. Факторы, повышающие эффективность менеджмента: 1.взаимодействие в системе управления предполагает влияние всех предприятия друг на друга. 2.Оптимальное использование времени основывается на четком планировании менеджером выполняемых им и подчиненными работ. Эффективность управления может характеризоваться количественными и качественными показателями. Количественные показатели деятельности системы управления включают: - комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; - финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); - показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения т.е. информационных технологий, организационных процедур). Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): - повышение научно-технического уровня управления; - уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; - повышение уровня обоснованности принимаемых решений; - формирование организационной культуры; - управляемость системы; - удовлетворенность трудом; - завоевание общественного доверия; - усиление социальной ответственности организации; - экологические последствия.
Организация это группа людей и
необходимых ресурсов, деятельность
которых сознательно и