Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Все это указывает на то, что  модели имеют позитивное значение, они упрощают реальное представление  о них, дают возможность увидеть их внутренние отношения, их взаимосвязь между собой.

На практике применяют различные модели.

Модели линейного программирования, которые можно использовать, например, для распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребителями или распределения земельных участков среди потенциальных застройщиков с учетом их финансовых, трудовых и иных возможностей.

Модели массового обслуживания, которые используются для определения оптимального числа фирм обслуживания с учетом необходимой потребности в них.

Модели потребительских ожиданий, суть которых сводится к прогнозу, основанному на изучении потребителей организации. На практике различают также модели принятия решений, когда из нескольких альтернатив надо выбрать одно наиболее оптимальное решение.

Модели управления запасами когда, имея материальные и финансовые запасы, возникает необходимость более рационально, более эффективно их использовать при достижении стратегических целей организации. Следует иметь ввиду, что модели организаций имеют ряд разновидностей. Среди них классическая бюрократическая модель участия, ситуационная и предпринимательская. Наиболее прогрессивной моделью, имеющей большой практический и теоретический опыт, принято считать классическую — бюрократическую модель. Основной характерной ее чертой является четкое разделение труда. При этом, как правило, все категории работающих должны знать свои обязанности, права, формы поощрения и наказания, условия труда и отдыха. Все это дает реальную возможность подготовки высококвалифицированных специалистов в каждой должности, профессии и специальности.

В бюрократической модели организации четко соблюдается иерархичность уровней управления, когда нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется только ему.

Бюрократической системе присуще  наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, которые излагаются в виде должностных инструкций, правил по технике безопасности, стандартам качества и т. д. Все они призваны обеспечить однородность выполнения сотрудниками своих должностных, профессиональных и специальных заданий, а также координированность различных задач.

Для бюрократической модели характерна формальная обезличенность, при которой официальные должностные лица выполняют свои обязанности. При указанной модели организации, как правило, ведется прием на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями и на основе коллективных договоров между профсоюзами и администрацией организации, и на основе действующих законодательных актов обеспечивается социальная защищенность работающих членов коллектива от произвольных увольнений со стороны работодателя.

В обыденной жизни часто под  бюрократией понимается канцелярская волокита, плохая работа чиновников, бесполезная трата времени и сил. Однако негативные явления — это не бюрократия сама по себе, а результат неорганизованности в конкретной системе управления, отсутствие должного учета и контроля, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. Принято считать, что концепция бюрократии, сформулированная впервые в начале 1900-х гг. немецким социологом Максом Вебером, это одна из наиболее полезных идей того времени.

Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной орг-ции.

Например, сложилась ситуация, когда  в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значительные потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую сферу деятельности  по оказанию услуг;

2) совершенствовать действующую  структуру управления, упразднив  отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных рез-тов в достижении поставленных целей.

Предпринимательская модель является наиболее мобильной, демократичной и легко управляемой. Как правило, структура управления в предпринимательстве небольшая по численному составу и функционирует в рамках четко очерченных направлений. Любой предприниматель стремится в своей деятельности иметь такую модель или ряд моделей, которые бы обеспечили ему максимальную прибыль. Одной из таких моделей является разработка модели снижения налоговых выплат, не конфликтуя с действующими законодательными актами.

 

37. Понятие лидерства  в менеджменте.

Лидер – это авторитетный член коллектива, обладающий высоким эффектом убеждения и внушения. Бывают формальные и неформальные лидеры. Неформальный лидер – это тот, кто обладает природными лидерскими данными и несет на себе черты, ожидаемые в группе. Неформальные лидеры бывают деловыми и эмоциональными. Деловой лидер – это рядовой работник, пользующийся признанием в коллективе за профессиональные знания, опыт и мастерство. Эмоциональный лидер – это работник, вызывающий чувство симпатии и располагающий людей к доверительности. Неформальные лидеры бывают позитивные и негативные. Позитивные сплошают коллектив. Негативные – обостряют отношения, вызывают конфликты. Причины  появления лидера: слабая позиция официального руководителя, плохое состояние оборудования и недостатки в организации труда, плохая система стимулирования персонала.

 

38.Содержание организационных полномочий.

Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Функцию организации можно рассмотреть в 2-х аспектах: - как формирование организационной структуры - как установление взаимоотношений между членами организации в рамках ее структуры Основное средство установления производственных отношений – процесс делегирования полномочий. Это процесс объективный и вынужденный. Делегирование полномочий означает передачу задач и конкретных полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их решения вовремя и качественно. Вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующие полномочия. Полномочия – это ограниченное право распоряжаться конкретными ресурсами организации для выполнения задач и в то же время это возможность определять действия или функции конкретных работников. Организационные полномочия имеют внутренние и внешне ограничения. Пределы полномочий внутри организации определяются организационными нормативами (правилами, положениями и т.д.), а так же корпоративной культурой. Внешние ограничения содержатся в различных законодательных актах и формируются традициями, обычаями и социально-культурными стереотипами общества. Полномочия в организации связаны с должностью, а не с конкретным человеком, занимающим ее в данный момент. Сама сущность делегирования предполагает передачу задач и полномочий от высших уровней руководства к низшим. Делегирование задач и полномочий ставит другую проблему – определения и распределения ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять все работы и решать конкретные задачи, присущие конкретной занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности. Ответственность определяет конституция и гражданский кодекс. Существует ответственность исполнителя и руководителя. Ответственность исполнителя - это обязательство работника исполнять все делегированные ему задачи и отвечать за результаты труда. Ответственность руководителя – это обязательство его отвечать за решение задач и результаты труда всех подчиненных ему работников. Ответственность, в отличие от полномочий, не делегируется.  Надо различать полномочия и власть. Полномочия – это ограниченное право использовать необходимые ресурсы. Власть - это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать. Можно обладать полномочиями и не иметь власти, а можно обладать властью и не иметь полномочий.

 

39. Процедура подготовки  и принятия управленческих решений.

В процедуре принятия управленческих решений различают два подхода: 1) интуитивный для решения не сложных проблем. Субъект решения  держит всю проблему в голове, по мере развития проблемы подходы к  ее описанию могут радикально меняться, и возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов. 2) Рациональный. Используется для решения сложных проблем и заключается в реструктуризации процесса принятия решения. Этапы принятия решения рациональным способом: а) постановка задачи, решение проблемы (восприятие и признание проблемы, интерпретация и формулирование проблемы, определение критериев успешного решения проблемы). б) разработка вариантов решения (определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернатив). в) выбор решения и его реализация (организация и выполнение решения, контроль выполнения решения, обратная связь и корректировка).  

 

 

 

40. Основные  принципиальные модели организации и их краткая характеристика

Организация это группа людей и необходимых ресурсов, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Существуют определенные условия формирования или создания организации: Наличие по крайней мере 2-х людей, которые считают себя частью организации; Наличие по крайней мере одной цели (миссии); Наличие планов развития организации; Наличие структуры организации; Необходимость управления организацией или наличия системы управления как важнейшей подсистемы организации.

Система Менеджмента  организации:

Объект управления –  деятельность организации

Виды деятельности (бизнес процессы)

1. Маркетинг; 2.Научные  исследования и разработки НИР; 3. ТПП (технологическая подготовка производства); 4.ОП (основное производство); 5.Качество продукции; 6.Сбыт готовой продукции СГП; 7. Система обеспечения ресурсами СОР.

 

41.Понятие и значение  организации в системе менеджмента.

Любую конкретную группу людей, объединившихся для организации конкретных целей, можно рассматривать как организацию  и исследовать в ней все  проходящие  организационные процессы. Организация может быть плохо  либо хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев для оценки организации управления намного больше. Организация – это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Существует 2 аспекта организационного процесса: 1.Деление организации на подразделения соответствующие целям и стратегиям. 2.Взаимоотношение полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивающих возможность распределения координационных задач. Средством при помощи, которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование – передача задач и полномочий к получателю, который принимает на себя ответственность Ответственность – обязательство выполнять задачи, она может быть передана без соответствующих полномочий. Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы для выполнения делегированных задач. Организационная структура фирмы, ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями, и распределение между ними функций. Элементами структуры явл. работники, службы, другие звенья аппарата управления, отношения между которыми поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные – связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Последовательность построения структур: 1Деление организации по горизонтали на широкие блоки соответствующие важнейшим направлениям деятельности организации. 2Установление соотношений полномочий различных должностей. 3Определение должностных обязанностей, как совокупности определенных задач и функций конкретных лиц. Признаки организации: - наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли. -обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющую замкнутую организацию от внешней среды. - разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции. - саморегулирование – это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни. - организационная культура – это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений.

 

42. Основные  типы коммуникационных сетей и их роль в системе менеджмента. Коммуникация это процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми, мотивирующие и влияющие на их поведение. Существуют коммуникации: 1.Нисходящие. Указы, постановления. 2.Восходящие. Отчеты, служенные записки. 3.Горизонтальные. Между сотрудниками и подразделениями  для реализации функции координации.

Существуют коммуникативные барьеры. Методы преодоления: Выслушивание не перебивая; Отбор персонала по личным качествам; Перегруппировка персонала; Обсуждение проблемы в группах.

Коммуникации бывают внутренние и внешние. Средства коммуникации: Общение с помощью воздушной среды; Телефон; Факс; Интернет; Спутниковая связь. Коммуникация является важнейшим средством решения задач менеджера.

 

43.Принципы построения  организационных структур управления. Понятие нормы управляемости.

Норма управляемости – определенное количество подчиненных руководителю работников. Нома управляемости в различных источниках от 2-7 чел. до 7 – 10 чел. Структуры управления. Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня. Можно сформулировать след-е принципы проектирования системы организационного управления: 1.Развитие демократических основ. В соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел. 2.Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации. 3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия субъекта и объекта управления. Смысл: структура управления должна формироваться исходя из особенностей объектов управления. 5.Принцип адаптации, выдвигает к проектируемой структуре требования гибкости, способности быстро реагировать на изменение внутренних и внешних экономических условий. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести, т.о., чтобы обеспечить технологическое разделение труда. 7.Принцип централизации, означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединить управление работы с повторяющимся характером операций. 8.Принцип профессиональной регламентации. Каждое звено должно работать на достижение конкретной совокупности целей и нести полную ответственность за качество выполнения своих функций. 9.Принцип правовой регламентации.  В соответствии с этим принципом проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"