Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

1.Рынок новаций (новшеств): сущность и характеристика.
2.Характеристика рынка инноваций.
3.Основные цели, принципы и функции государственной политики в инновационной сфере.
...
46. Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

Шпора.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

______________________________________________

37. Национальная  система госуд. регулирования  инновац. деят-ти. Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм госуд. регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения. Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности. Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям: - реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики, - создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, - разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, - совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала, - создание в финансово-промышленных групп координирующих и реализующих инновационные проекты, - формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов, - образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом, - разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

______________________________________________

 

 

 

 

34. Приоритеты в управлении и тенденции развития экономики. Экономическое и социальное положение страны характеризуется определенными тенденциями, сочетая становление рыночной среды с нынешним состоянием промышленности, в т.ч. ее ключевых отраслей, науки и образования. Одними из главных факторов быстрого выхода экономики из кризисного состояния и подъема ее в будущем явл.: - ускорение темпов научно-технического прогресса (НТП), - широкое использование инноваций в процессе производства, которое обеспечит качественное повышение уровня материально-технической базы всего народного хоз-ва, и постепенное повышение социально-экономического развития страны. В наст. время происходит переориентация общества с произв-ва материальных благ на произв-во интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления фирмами переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания, в данном случае, необходимы на всех уровнях управления, они являются основой успешной деятельности фирм на всех видах рынков. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования фирмы, что обусловлено ускорением НТП и устареванием, в связи с этим, профессиональных знаний и навыков.

______________________________________________

35. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности. Способность предприятий к совершенствованию в условиях конкурентной борьбы приобретает решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента. Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внутреннего характера, так и внешнего окружения. Уровень конкуренто-способности между отдельными фирмами определяется следующими факторами: а) уровень и состояние научно-технического потенциала организации; б) уровень и текущее состояние технологии, позволяющее производить конкурентную продукцию. К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, относятся: 1- Новые технологии. Изменение технологии может привести к созданию новых возможностей для разработки товаров, способов маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. 2- Новые или изменяющиеся запросы потребителя. 3- Появление нового сегмента отрасли. При этом появляется возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции. 4- Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Внедрение новшеств дает 4 вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный, экологический. Эффективность деят-ти орг-ции выражается через экономические и финансовые показатели. Одним из основных пок-лей эффективности и стабильности функционирования орг-ции явл-ся пок-ль ее устойчивости.

______________________________________________

38. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности. Организационный механизм гос-го регулирования иннов-й деят-ти должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условий для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами иннов-й политики выступают органы гос-ой власти (центральные и местные), предприятия и организации гос-го сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию. Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основы механизма госуд. регулирования инновационной деят-ти закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство явл. основным регулятором инноваций и научно-технич. деят-ти.

______________________________________________

 

 

39. Порядок разработки инновационного проекта. Инновационный проект - проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия. Разработка и реализация инновационного проекта занимает определенный промежуток времени, который называется инновационным циклом. В рамках данного цикла обычно выделяют 3 основ. фазы: 1- прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения), 2- инвестиционную (проектирование, заключение договоров, строительство, ввод в эксплуатацию), 3- производственную или  эксплуатационную (хоз-ная дея-ть предприятия). Руководство разработкой и реализацией инновац. проекта осущ. руководитель проекта (проект-менеджер) и научно-технический совет, в который вход. ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта. Разработка инновац. проекта завершается подготовкой проектной документации.

______________________________________________

40.Программно-целевые  методы управления и реализации  инновационных проектов. Разработка и реализация иннов-х проектов требует согласованной работы всех подразделений, участвующих в данном процессе; применение межфункционального подхода к управлению инновациями. Методом управления ограниченными по срокам и ресурсам программами, имеющими целевое назначение, яв-ся программно-целевой менеджмент. Объектом программно-целевого менеджмента яв-ся целевая программа. Целевая программа – плановый комплекс научно-технических, производ-ных, экономич. и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, осуществляемых под единым менеджментом. Целевая программа включает следующие структурные элементы: цели и задачи, функционально-исполнительная структура (работы по освоению и внедрению инноваций), технико-экономич.и ресурсное обоснование программы, организационно-экономич.структура. Использование программно-целевого менеджмента при осуществ-лении целевых программ направлено на решение след. задач: 1.обеспечение комплексного подхода к управлению. 2.обеспечение эффективного взаимо-действия и координации работ всех подразделений, осуществляющих иннов-й процесс. 3.повышение оперативности текущего менеджмента. 4.повышение ответственности органов менеджмента и отдельных исполнителей. 5.обеспечение эффективного контроля выполнения запланированных работ. 6.обеспечение сбалансированности ресурсов для осуществления инновац-го проекта. 

______________________________________________

43.Сущность  технополисов и их виды. Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений госуд. и муниц. органов в единый механизм. В технополисах формируется правовая среда для деят-ти венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деят-ть и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП. Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деят-ти исследовательских организаций и институтов, высших учеб. заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Деятельность технополиса также подразу-мевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т.д.. Технополис должен вписываться в определенную программу развития города и региона, к примеру, увеличение экономической эффективности промышленной базы региона, создание экологически чистых производств и т.д.

41.Государственное  регулирование иннова-ционных процессов. Гос-ое регулирование экономики и иннов-х процессов яв-ся одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция гос-ва в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Инструментами госуд. регулирования должны стать: 1.социально-экономич.и научно-технич.прогнозы гос-ой политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики. 2.государственно-административные, общеэкономи-ческие и рыночные регуляторы. 3.федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономич.ресурсов. 4.гос-ые заказы и современные контрактные системы. 5.индикатные механизмы и регуляторы деят-ти гос-ых предприятий и организаций и других форм собственности. 6.механизм интеграции регуляторов и структур. К формам госуд. поддержки научной и инновационной деят-ти относятся: - прямое финансирование, - предоставление индивидуальным изобретателями и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд, - создание венчурных инновационных фондов, - снижение госуд. патентных пошлин для индивидуальных изобретателей, - создание сети технополисов и технопарков, и др.

______________________________________________

42.Классификация  инновационных организаций. Основой классификации иннов-х организаций яв-ся профиль их деят-ти, уровень специализаций, кол-во стадий жизненного цикла новшества, на кот. работает иннов-я организация. Иннов-е организации классифицируют по следующим признакам: 1.уровень новизны новшества (инновации): иннов-е организации, разрабатывающие радикальные новшества, то же ординарные новшества. 2.уровень специализации иннов-й организации: ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара или новшества; ИО, специализированные по отдельной проблеме; комплексные ИО, объединяющие несколько стадий жизненного цикла товара. 3.Стадии ЖЦТ, на кот. работает ИО: стратегический маркетинг, фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, технологич.подготовка произ-ва, освоение и произ-во, сервис инновации, ремонт товара, комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества. 4.отрасль знаний, в кот.работает ИО: естественные науки, технич.науки, гуманитарные науки, общественные науки. 5.отрасль народного хоз-ва, в кот.работает ИО: наука и образование, информатика, промышленность, строительство, транспорт, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура. 6.Вид новшества, с кот.работает ИО: продуктовые, ресурсные, процессные, документальные. 7.Сфера применения новшества: внутреннего применения, на продажу, обмен. 8.Тип стратегии: виолентная, патиентная, коммутантная. 9.Вид эффекта, на кот.преимущественно ориентирована ИО: коммерческий (экономич.), научно-технич., экологич., социальный,, интегральный. 10.Источник финансирования: федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, смешанное финансирование. 11.Размер ИО: малые, средние, крупные. 12.Период действия: постоянные, временные. 13.Масштабность: национальные (в своей стране), транснациональные (в одной или нескольких других странах), межнациональные (входят организации других стран).

______________________________________________

48. Прогнозирование  социальных и экономических последствий  инноваций. Необходимость прогнозирования нововведений диктуется тем, что инновационные решения требуют больших расходов, приводят к экономическим и социальным последствиям. Прогнозирование нововведений имеет исключительное значение для принятия решений на всех уровнях управления. Без прогнозирования, основанного на современных экономико-математических методах и информационных технологиях немыслимы сами инновационные процессы. Сложные взаимосвязи различных направлений науки и техники предполагают системный характер прогнозирования. Прогнозируемые события носят, как правило, многофакторный характер. Прогнозирование нововведений требует огромного количества фактов. Объекты прогнозирования представляют собой сложные, взаимосвязанные системы. Это обусловлено тем, что объект прогнозирования является составной частью всего НТП. Для обоснованного прогнозирования нововведений необходимо располагать обширной информацией. Прежде всего, необходимо иметь информацию об уже достигнутом техническом уровне разработок.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"