Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

1.Рынок новаций (новшеств): сущность и характеристика.
2.Характеристика рынка инноваций.
3.Основные цели, принципы и функции государственной политики в инновационной сфере.
...
46. Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

Шпора.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Классификация  инноваций и инновационных процессов. Инновация – это процесс постоянного обновления во всех сферах предпр-ва. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, кот.способствуют улучшению деят-ти фирмы (новые товары, новые услуги).Классификация инноваций: 1.По иннов-му потенциалы: базисные - новые решения, формирующие новую отрасль. Создаются на основе нового научного открытия; модифицирующие – решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. 2.По источнику появления: Научно-технический прогресс, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стиму-лируют либо конкретные потребители, обладающие платеже-способным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. 3.По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда). 4.По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведения не принимает товарной формы. 5.По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении кот. фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов). 6.По хар-ру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы. 7.По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии. Иннов-й процесс – это совершенствование сбалансированности различных сфер деят-ти предприятия при контроле над рентабельностью работ каждого звена.

______________________________________________

14.Инновационный  менеджмент как система. Иннов-й менеджмент - это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применение методов экономич.механизма менеджмента. ИМ – разновидность функц-го менеджмента, объектом которого являются инновации, иннвац. проекты. ИМ имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий использование специальных форм и методов управленческого воздействия. Использ-ние научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны. ИМ рассматривается в 3 аспектах:  1. Как наука и искусство управления инновациями. 2. Вид деят-ти и процесс принятия управ-их решений. 3. Аппарат управления иннов-ями. Рассм. все аспекты: 1 – ИМ базируется на теорет положениях общего менеджмента. Теоретический и практический опыт в области ИМ в эконом-ой литературе и официальных документах отражен, как работа посвященная проблемам управления НТП, развития науки и техники, управления НТИ и разраб-ми. 2 – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления иннов-ми, состоящую из отдельных направлений управ-ой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновац-ой системы и условий ее функц-ия. 3 – ИМ имеет структурное оформление инновационной сферы (1.Система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из спец-ых органов управления; 2.Институт менеджеров, выступающих субъектами управления).

______________________________________________

28. Горизонтальный  и вертикальный трансфер технологий. Трансфер новых технологии, т.е. их передача (перемещение) может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутри-государственной и международной. По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную передачу. Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”. Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую. На практике эти формы могут взаимодополнять друг друга.

______________________________________________

 

 

 

 

 

11.Инновационные  стратегии: понятие, сущность  и виды. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии. В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: адаптационный, традиционный, оборонительный, наступательный, имитационный и т.д. Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии зависит в самом широком смысле от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой. Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. Традиционная инновационная стратегия заключается в реализации инноваций по повышению качества традиционных (существующих) товаров. Основная идея оборонительной стратегии связана с проведением исследований и разработок без ориентации на занятие ведущих позиций на рынке. Главная задача - не допустить отставания в техническом развитии. Наступательная стратегия характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции, которая свойственна малым инновационным организациям. Имитационная стратегия используется организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений.

______________________________________________

12.Виды и  функции инновационного менеджмента. Инновац. менеджмент - это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применение методов экономич. механизма менеджмента. Инновац. мен-нт выполняет определ. функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Сущ. два типа функций: 1- функции субъекта управления (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль), 2- функции объекта управления (рисковое вложение капитала, организация инновац-ого процесса, организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии). Иннов-й менеджмент связан с различными видами иннов-й деят-ти и в зависимости от их специфики осуществляет свою деят-ть в след. направлениях: 1.постоянная корректировка иннов-х целей в зависимости от состояния рынка. 2.ориентация на достижение запланированного конечного результата. 3.использование современной информационной базы при принятии решений. 4.изменение функций стратегического управления от текущего к перспективным. 5.делается упор на все основные факторы изменения иннов-й деят-ти. 6.оценка управления работы в целом на основе конечных результатов. 7.осуществляет управление на основе предвиденных изменений. 8.обеспечение инноваций в каждой системе. 9.проведение глубоко экономического анализа для каждого решения.

______________________________________________

30. Принципы  управления инновационного проекта.  Инновационный проект - проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. По уровню научно-технической значимости различают модернизационные, новаторские, опережающие и пионерский инновационные проекты. По масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на монопроекты, мультипроекты и мегапроекты. Как форма целевого управления инновац. деят-тью инновац. проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Управление проектом - деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам и ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта.

17. Основные этапы и функции стратегического инновац. менеджмента. Инновац. мен-нт - это система управления инновациями, инновац. процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновац. мен-нт основывается на след. основных этапах: 1- целенаправленный поиск идеи, которая служит фундаментом для данной инновации, 2- организация инновац. процесса для данной инновации, 3- процесс продвижения и реализации инновации на рынке. Инновац. мен-нт включ. в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика представляет собой конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Инновац. мен-нт выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Сущ. два типа функций: 1- функции субъекта управления, которые представляют собой общий вид деят-ти человека в хоз-ном процессе (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль), 2- функции объекта управления (рисковое вложение капитала, организация инновац-ого процесса, организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии).

______________________________________________

16.Инновационный  цикл и его особенности. Инновация  - введение новшеств или новаций; рентабельное использование новых технологий, новой техники, новой продукции, организационно-технических и социально-экономических решений. Новшество становится нововведением после того, как оно принято к рассмотрению. Процесс введения новшества на рынок носит название процесс коммерциализации. Период времени от зарождения идеи новшества, создания этого новшества и до его распространения носит название инновационный цикл. Инновационный цикл состоит из 4 этапов: 1 этап: Исследовательская работа и разработка новшества. Этот этап включает в себя 2 подэтапа: - фундаментальные исследования (разработка теоретической основы будущего новшества, выполняют специализированные институты); - исследования прикладного характера (для конкретных целей, для конкретных отраслей промышленности, выполняют специализированные институты и научные подразделения компаний). В зависимости от сложности новшества, разработка ведется от нескольких лет до нескольких десятилетий. 2 этап: Изготовление или оформление новшества. Изготовление – если новшество является средством труда, либо предметом труда, которое должно быть использовано. Оформление – если это теоретическая разработка для конкретного процесса. 3 этап: Обращение и реализация новшества. Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено, то оно должно быть реализовано, т.е. выпущено на рынок. 4 этап: Эксплуатация новшества. Эксплуатация может быть по длительности различна. Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться не долгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.

______________________________________________

49. Научно-техническая  политика гос-ва и ее связь  со стратегией развития экономики. Государственная научно-техническая политика - в РФ – это составная часть социально-экономической политики, которая: - выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности; - определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Государственная экономическая политика является генеральной линией действий и совокупности мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Главная функция гос-ва в условиях рыночных отношений защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Для выполнения этой функции необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по след. направлениям: - реструктуризация науч.-технич. потенциала в различ. отраслях экономики, - создание фонда имущества науки и инноваций, - формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами, - создание специальных инновац. центров на основе финансово-промышленных групп, - совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновац. деят-ти, - разработка предложений об изменении налог. законо-дательства для обеспечения роста инновац. активности, и др.

______________________________________________

 

 

19.Основные  проблемы и задачи стоящие перед инновационным менеджментом. Иннов-й менеджмент – управленческая деят-ть, направленная на осуществление развития организации с помощью иннов-х преобразований. Задачи: 1.определение целей стратегического управления и развития фирмы. 2.выявление приоритетов. 3.управлене изменениями. 4.разработка системы хозяйственных задач и путей их решения, подготовки системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции в рамках жизненного цикла товара. 5.оценка необходимых ресурсов. 6.обеспечение контроля за выполнение задач в сфере инноваций. 7.обеспечение жизнеспособности предприятий. 8.постоянное совершенствование всей работы фирмы. 9.заблаговременная подготовка необходимых нововведений. Проблемы стоящие перед инновац-ым мен-ом имеют данную примерную структуризацию их решения: 1) проблема: освоение, 2) Аспекты:1.инфо и прогнозирование 2.Упр-е и координация 3.планиров-е и регулир-е. 4 Стандартизация и унификация. 3) Методы: 1. САПР-система автоматиз. перспективн. разработок, 2.Системный подход и исслед-е операций, 3. Обобщение статистич. данных и моделир-е процессов,  4.Орг-ия поисковых процедур и информац. обеспечение. 4) Результаты: 1. Обеспе-чение заданного технич.уровня  2.Сокращение цикла создания и освоения новых товаров.  3.Оптимизация методов перехода на выпуск новых товаров. 4. Повышение технико-эконом. показателей новых товаров. 5) ЦЕЛЬ: Создание товаров высокого технич. уровня, систематиз-я издержек в произв-ве и эксплуатации.

______________________________________________

20. Классификация внутренних  рисков инновац. проектов. Риск - это возможность появления обстоятельств, обусловливающих: - неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели; - нанесение материального ущерба; - опасность валютных потерь и др. Внутренними факторами риска явл. конкурентоспособность ближайшего окружения субъекта и объекта риска: персонала, технологий, организационно-технического уровня производства, системы менеджмента и др. Наиболее важные параметры, анализируемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования явл.: 1- персонал (его структура, динамика его использования, профессиональные качества, климат в орг-ции, стоимость труда по сравнению со стоимостью у конкурентов и др.), 2- сфера производ-ва (факторы произв-ва и производимая продукция), 3- управление (качество и опыт работы управл. персонала, информационные сети, вознаграждение за труд и др.), 4- финансовая сфера предприятия (формирование бюджета, издержек и доходов, способность предприятия генерировать доход и др.), 5- качество товара (качество обслуживания, контроль за качеством), 6- сфера размещения (местоположение орг-ции, доступ к необход. ресурсам), 7- маркетинг (ассортимент продукции, организация сбыта, ценообразование, доля рынка по продукции и др.), 8- внутренняя политика (наличие и формы стратегич. управления, структура орг-ции, престиж и имидж предприятия, наличие коммуникации со внеш. средой, системы контроля в рамках орг-ции.)

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"