Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

1.Рынок новаций (новшеств): сущность и характеристика.
2.Характеристика рынка инноваций.
3.Основные цели, принципы и функции государственной политики в инновационной сфере.
...
46. Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

Шпора.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

1.Рынок новаций  (новшеств): сущность и характеристика. Новация – новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деят-ть. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Основным товаром этого рынка явл. научный и науч-тех результат, т.е. продукт интеллектуальной деят-ти, на кот распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством. В мировой практике принято различать научную, науч-тех деятельность, а также экспериментальные разработки. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты иннов-й деят-ти: научно-исследовательские институты и университеты, малые иннов-ые фирмы, индивидуальные изобретатели. Иннов-ые проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут нах-ся на разных стадиях разработки: идея, прикладные исследования, опытный образец, иннов-й продукт, осваиваемый в производстве. Цена новации определяется продаваемости новшества, кот. зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости. Новация превращается в инновацию в результате практич-ого использования. 

______________________________________________

2.Характеристика рынка  инноваций. Новация превращается в инновацию в результате практического использования.  В условиях рынка как системы экон отношений купли-продажи тов в рамках кот формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций); инвестиции - рынок капитала (инвестиций); инновации - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти 3 основ. компонента образуют сферу инновационной деятельности. Под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов прод и услуг, орг-тех и соц-экон решений производственного, фин., коммерч., административ. или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инноваций. В соответствие с международной практикой жизненный цикл разделен на ряд стадий: 1-маркетинг, поиск и изучение рынка; 2-проекти-рование и разработка технологических требований; 3-разработка прод-та; 4-материально-технич снабжение; 5-подготовка и разработка технологич. процессов; 6-производство; 7-контроль, провидение испытаний и обследований; 8-упаковка и хранение; 9-реализация и распределение прод-та; 10-монтаж и эксплуатация; 11-тех. помощь и обслуживание; 12-утилизация прод-та после использования.

______________________________________________

3.Основные цели, принципы  и функции государственной политики  в инновационной сфере. Гос-ая иннов-ая политика – это составная часть социально-экономич.политики, кот.выражает процесс иннов-й деят-ти, определяет цели, задачи, направления формы, деят-ти гос-ой власти, в области науки и техники и реализации достижения науки и техники. Цели гос-ой иннов-й политики: 1.создание экономических, правовых и организационных условий для иннов-й деят-ти. 2.повышение эффективности произ-ва и конкурентности продукции отечественных товаропроизводителей, на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций. 3.содействие активизации иннов-й деят-ти, развитие рыночных отношений и пред-ва в иннов-й сфере. 4.расширение гос-ой поддержки иннов-й деят-ти. 5.повышение эффективности использования гос-ых ресурсов направленных на развитие иннов-й деят-ти. 6.содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении иннов-й деят-ти. 7.осуществление мер о поддержке отечественной иннов-й продукции на международном рынке по развитию экспортного потенциала. Принципы: 1.признаки приоритетного значения иннов-й деят-ти для повышения эффективности уровня технологич. общественного произ-ва, конкурентоспособности, качеству жизни населения и экономич.безопасности.  2.обеспечение гос-го регулирования иннов-й деят-ти сочетания с эффективным функционированием конкурентного механизма в иннов-й сфере. 3.концентрация гос-ых ресурсов на создание и распространение базисных инноваций обеспечива-ющих прогрессивные сдвиги в экономике. 4.для создания условий для развития рыночных отношений и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе иннов-й деят-ти. 5.создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении иннов-й деят-ти.  6.гос-ая охрана прав субъектов иннов-й деят-ти и интеллектуальной собственности. 7.активизация международного сотрудничества РФ в иннов-й сфере. 8.укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности в результате осуществления иннов-й деят-ти.

______________________________________________

 

7.Инновационная деятельность  как объект управления. Инновационная деятельность - направлена на практическое использование научного, научно-тех результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшение производимого прод, способа его произв и удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Иннов-я деят-ть сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, информационных и прочих ресурсов организации, поэтому осуществление процессов нововведений в компании должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получения каких-либо выгод. Активизация иннов-х процессов на предприятии происходит под влиянием следующих факторов: наличие рыночного спроса на новшество, наличие внутренней потребности предприятия в иннов-х преобразованиях, благоприятные экономические условия, обеспеченность ресурсами. Иннов-я деят-ть зависит от экономич.условий, кот.задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом: 1- с одной стороны, направление иннов-й деят-ти в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития. 2- с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

______________________________________________

4.Формы государственной  поддержки научных и инновационных  организаций. Государственной поддержка в РФ явл. совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономич. и иных мер, устанавливаемых государством. К формам гос-ой поддержки научной и иннов-й деят-ти относят след.: 1.прямое инвестирование,. 2.предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд. 3.создание венчурных иннов-х фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами. 4.снижение гос-ых патентных пошлин для индивидуальных изобретателей. 5.отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям. 6.создание сети технополисов, технопарков. Основными направлениями гос-й поддержки иннов-й политики яв-ся: 1.содействие повышению иннов-й активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технич. достижений и обновления произ-ва. 2.ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада. 3.сочетание гос-го регулирования иннов-й деят-ти с эффективным функционированием конкурентного рыночного иннов-го механизма, защитой интеллектуальной собственности. 4.содействие развитию иннов-й деят-ти в регионах России, межрегиональному и международ. трансферту технологий, международ. инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального иннов-го пред-ва.

______________________________________________

6.Сущность инновационного  менеджмента. Инновационное управление – это процесс постоянного обновления различных сторон деят-ти предприятия; это процесс совершенствования, сбалансирования, различных областей работы фирмы. Для менеджмента иннов-й процесс означает разрушение привычной ориентации и создания новой. Для этого необходимо превратить каждого работника в источник нововведения. Внедрение инноваций всегда связано с потребностями рынка, менеджер определяет, какие виды новых продуктов обеспечивают нужную долю рынка. Иннов-й менеджмент – это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовый ресурсов, применение методов экономич. механизма менеджмента. Иннов-й менеджмент связан с различными видами иннов-й деят-ти и в зависимости от специфики осуществляет свою деят-ть, выполняет следующие функции: 1.постоянная корректировка иннов-х целей в зависимости от состояния рынка. 2.ориентация на достижение запланированного конечного результата. 3.использование современной информационной базы при принятии решений. 4.изменение функций стратегического управления от текущего к перспективным. 5.делается упор на все основные факторы изменения иннов-й деят-ти. 6.оценка управления работы в целом на основе конечных результатов. 7.осуществляет управление на основе предвиденных изменений. 

______________________________________________

 

 

 

 

5. Современные условия развития инновационного процесса. Инновационная сфера- это система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей, конкурентоспособной прод или услуг и развитой инфраструктуры. Инновационная деятельность - направлена на практическое использование научного, научно-тех результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшение производимого прод, способа его произв и удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Инновационный процесс - широкое понятие, кот. рассмотрено с различных позиций. Во-первых - это параллельно последовательное осуществление научно- исслед, нач-тех и инновац, произв деятел и маркетинга. Во-вторых - это временные этапы жизненного цикла нововведения. В-третьих - это процесс финансирования и инвестирования нового товара или услуги. И в этом случае он выступает в качестве инновационного проекта. В общем виде инновационный процесс состоит в получение и коммерциализации изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового административного и иного характера и др. результатов инновационной деятельности. На 1 этапе производится фундаментальное исследование. На 2 этапе производятся исследования прикладного характера. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств. На 3 этапе осущ. экспериментальные разработки.. На 4 этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производства и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукции. На рубеже 3 этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, расширения конкурентоспособности и обеспечения условий окупаемости риска инвестиций, на данном этапе инвестиционного процесса производится эмиссия ц\б. Она позволяет привлечь доп. инвестиции, обеспечит их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности прод-та, услуги и орг-ции в целом. На этом инновационный процесс завершается.

______________________________________________

8.Виды и  цели инноваций. Инновация – это процесс постоянного обновления во всех сферах предпр-ва. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, кот. способствуют улучшению деят-ти фирмы (новые товары, новые услуги). ВИДЫ ИННОВАЦИЙ: 1.По иннов-му потенциалы: базисные - новые решения, формирующие новую отрасль. Создаются на основе нового научного открытия; модифицирующие – решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. 2.По источнику появления: Научно-технический прогресс, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платеже-способным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. 3.По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда). 4.По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведения не принимает товарной формы. 5.По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении кот. фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов). 6.По хар-ру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы. 7.По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии. Также инновации могут зависить от ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ: 1. повышение конкуренто-способности прод-ции и всего предприятия в будущем (инновация развития); 2. решение проблемы реализации товара в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продаж, а также проблемы выживания предпр-ия на рынке в условиях жесткой конкуренции (кризисная инновация).

______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

10.Стратегическая  значимость нововведений. Нововведения – это результат планируемой и скоординированной деят-ти субъектов процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет снизить иннов-ые риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не яв-ся. Таким образом, нововведения характеризуют следующие аспекты: 1.нововведение яв-ся результатом планируемой творческой деят-ти людей, направленной на совершенствование существующей системы. 2.нововведением считается новшество, реализованное на практике. 3.объектами изменения, осуществляемых в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организациионно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.  4.нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. 5.нововведения связаны с рисками. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они выступают как нововведения. Процесс перевода новшества в нововведение или инновации требуют затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции, люди и время.

______________________________________________

13. Факторы, определяющие актуальность проблемы инновационного управления. Важным моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации является выбор конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций несуществует. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от ряда факторов: 1- готовности организации к изменениям; 2- основных тенденций долгосрочной технологической политики; 3- наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации; 4- степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения; 5- состояния внутренних и внешних коммуникаций; 6- климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов. Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инновационного мен-нта в организации представляет собой совокупность определенных процессов: - формирование системы служб; - распределение обязанностей и ответственности, одновременно осуществляя распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб; - установление межфункци-ональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями..

______________________________________________

15. Виды инноваций  в промышленности. В промышленности существует ряд форм передачи технологии: - имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения; - адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения; - инновационная, требующая полного изменения производства. Также в составе технологической подготовки производства сущ. определенная классификация инновационных технологий, которая делится по ряду признаков: - по отрасли применения (наука и образование, информатика, промышленность, сфера услуг, здравоохранение, с/х и др.), - по уровню новизны (оригинальные (пионерские) в мире, на основе изобретений, оригинальные для орг-ции, на основе ноу-хау), - по динамике развития (прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся, устаревшие), - по сфере применения технологий (управленческие, производственные), - по назначению (созидательные, разрушительные, двойного назначения), - по отношению к ресурсам (наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие, энергосберегающие, безотходные, малооперационные), - по уровню автоматизации (ручные, механизированные, автоматизированные, автоматические, безлюдные), - по конкурентоспособности (конкурентоспособные и некокурентоспособные).

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"