Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Внутренний анализ проблемы предполагает построение дерева проблем.
Принятие решений — не только значимый, но и весьма сложный процесс в силу трудностей двоякого рода:
• дефицит времени, который почти постоянно испытывает руководитель, причем чем выше уровень руководства, тем острее становится этот дефицит;
• дефицит информации, относящийся к той ситуации, которая породила необходимость принятия решения, неопределенность, характеризующая объект управления, в связи с чем и возникает обязанность его упорядочения с помощью нового решения, призванного снизить уровень неопределенности.
Эти трудности и порождают то свойство управленческих решений, которое именуют их рискованностью. Причем практически та или иная доля риска, т.е. тех или иных угроз своему материальному и моральному благополучию, содержит в себе любое решение руководителя.
Этот риск проистекает из объективных и субъективных условий, которые всегда, как отмечалось, так или иначе ограничивают эффективность принимаемого решения, его надежность. В зависимости от степени готовности руководителя к риску его обычно характеризуют или как смельчака, сильного руководителя, или как перестраховщика, слабого, нерешительного управленца.
В целях снижения риска в принимаемых решениях теория управления разработала множество методик выработки надежных решений. Наиболее успешными, как показывает практика и подтверждает теория, являются такие решения, которые в наибольшей степени соответствуют, во-первых, особенностям конкретной ситуации, а во-вторых — личностным качествам руководителя, который обеспечивает выполнение принятого решения.
В любом случае оптимальным решение оказывается в том случае, когда его подготовка рассматривается как длительный процесс, включающий в себя ряд необходимых этапов:
1) выявление проблемы — первичное различение в той или иной противоречивой ситуации проблемы, требующей разрешения.
Под проблемой понимается обнаружившееся расхождение между реальным и желаемым состояниями организации. Как показывает практика, наиболее часто возникают трудности сбыта выпускаемой продукции в связи с изменением ситуации на рынке; эти проблемы решаются обычно путем совершенствования качества выпускаемой продукции.
Периодически возникают и проблемы, связанные с необходимостью введения инновационных технологий, методов работы, внедрения новых достижений науки и техники. Систематически появляются и проблемы, обусловленные расхождениями между перспективными целями организации и фактическим состоянием ее реальных дел; эти проблемы решаются путем систематического отслеживания таких несоответствий, причины которых могут корениться как в материально-технической базе предприятия, так и в его кадровом составе, и их устранения.
Следует отметить, что выявление проблемы само по себе является проблемой. Дело в том, что существуют не только явные, но и неявные, скрытые проблемы, заметить которые нелегко и которые поэтому наиболее опасны. Своевременное разрешение скрытых проблем — важная предпосылка для их качественного разрешения;
2) анализ, диагностика проблемы
на основе сбора фактического
материала, относящегося к возникшей
проблеме — производственной, рыночной,
финансовой или кадровой. Это
означает, что, обнаружив проблему,
нужно ее правильно
Диагностика призвана установить характер проблемы, ее связь с другими проблемами, степень ее опасности. Диагностика предполагает сбор и анализ фактов, свидетельствующих о характере возникшей проблемы, которые могут быть
почерпнуты как из печатных, так и из электронных источников; это могут быть и статистические данные, и правовые акты, нормативная документация, научная литература по данной проблеме. При проведении анализа возникших трудностей важно отделить объективные факторы их возникновения от субъективных. Следует избегать часто встречающейся ошибки сведения анализа проблем к поиску виновных. Конечно, субъективный фактор присутствует в любой проблеме, но важно четко отделять его от объективных причин;
3) определение сущности проблемы,
4) выбор оптимального варианта
решения и доведение его содержания
до исполнителей. Такой выбор
предполагает рассмотрение
Оптимальным будет тот вариант, который наилучшим образом учитывает сущность возникших проблем, приемлем по объему необходимых для его осуществления расходов и наиболее надежен сточки зрения возможности его осуществления. После выбора оптимального решения его необходимо незамедлительно довести до исполнителей, включая всех заинтересованных лиц;
5) завершающий этап процесса
разработки решения — его
практическое осуществление под
контролем руководителя путем
использования механизма
Теория и практика управления выработали еще одно важное правило менеджмента, строгое соблюдение которого значительно повышает результативность принятия решений: прежде чем приступить к решению тех или иных проблем, руководитель должен классифицировать все имеющиеся на данный момент задачи по степени их важности. Впервые на необходимость такой классификации обратил внимание итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923).
Соответствующий принцип, вошедший затем в науку под названием принципа Парето, был сформулирован им в самом общем виде следующим образом: внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе.
Интеграция производств - это тесное
сотрудничество и кооперация предприятий
вплоть до объединения экономических
субъектов. Экономическая интеграция
может иметь место на уровне регионов,
отраслей, межотраслевых объединений,
в национальных масштабах и за их пределами.
Интеграция проявляется в расширении
и углублении производственно-
Вертикальная интеграция подразумевает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки. Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали.
Горизонтальная интеграция является объединением фирм, выпускающих продукцию одной степени проработки, сходную продукцию, использующих сходную технологию. Примером может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Прогрессивная интеграция - это объединение, инициатором которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся поставить под контроль своих потребителей. Данная форма - это интеграция предприятий, производящих продукцию высоких переделов первичного сырья. В алюминиевой промышленности переделы эти разнообразны - от алюминиевого проката, штамповки, литья до алюминиевых банок, фольги, строительных металлоконструкций автомобилей и авиалайнеров. Цель, которая преследуется такой интеграцией, - более высокая добавленная стоимость, иными словами, получение большей прибыли.
Регрессивная интеграция - это обратный процесс, когда фирма объединяет своих поставщиков. Такая конструкция ориентирована в ближайшем будущем только на экспорт продукции, а не на продажи на внутреннем рынке. Очевидно и то, что только так можно резко снизить себестоимость продукции и увеличить её конкурентоспособность на мировых рынках, где основой конкуренции является стратегия лидерства по издержкам.
В мировой практике известно два вида холдинговых компаний: чистый и смешанный. В чистом (финансовом) холдинге функции управления и контроля осуществляются специально создаваемой холдинговой организацией, не занимающейся производственной деятельностью.
Кроме того, эффективность вертикально-интегрированной компании обусловлена реализацией капиталоемких проектов, научно-технических программ (за счет консолидации финансовых ресурсов); оперативностью в перераспределении материальных и финансовых ресурсов между пред-приятиями; большей устойчивостью и меньшей зависимостью от негативных изменений конъюнктуры рынков. В настоящее время это обстоятельство является основным в принятии решений о слиянии и взаимопоглощении предприятий и фирм.
В современной экономике, характеризующейся частыми спадами и подъемами производства в отдельных отраслях, интеграция нередко сочетается с диверсификацией.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Она позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Спрос на отдельные виды продукции цикличен. Диверсификация бизнеса позволяет застраховать себя на случай падения рынка основной продукции. Теряя на одном, можно компенсировать потери на другом рынке.
Принято выделять ограниченную, связанную и несвязанную диверсификацию. Ограниченная диверсификация имеет место, когда в деятельности компании доминирует какой-то один бизнес, но развиваются и другие бизнесы с небольшими объемами. Связанная диверсификация - это развитие нескольких бизнесов, связанных между собой каким-либо образом (производство, технология, продажи и т.д.). Несвязанная диверсификация наблюдается, когда компания развивает несколько различных несвязанных между собой бизнесов.
В настоящее время выделяют два основных направления диверсификации. Первое из них связано с использованием при диверсификации преимуществ, которых добилась компания в традиционной для себя сфере (использование при диверсификации существующих технологий, возвратного сырья, каналов распределения, производственных мощностей и т.д.). Данное направление получило название синергической диверсификации. Второе направление, называемоеконгломератной диверсификацией, выражается в переходе компании в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям и потребностям рынка, с целью получения фирмой большей прибыли и минимизации предпринимательских рисков.
В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии, рассчитанный следующим образом:
E = ∑Yiln(1/Yi),
где i - рынки, на которых действует фирма i = 1, 2... n; Yi - доля от реализации продукта на i-м рынке в общей выручке фирмы.
Он показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
Показатель энтропии будет принимать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число наименований производимой продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.
Оперативный менеджер — это руководитель, непосредственно, практически осуществляющий организацию процесса, способный быстро исправить или направить ход дел.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей. В разных психологических концепциях интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью адаптации к различным обстоятельствам жизни. Важнейшими характеристиками интеллекта являются:
глубина (способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины, глубинные закономерности);
критичность (объективная оценка предметов и явлений, желание подвергнуть сомнению гипотезы и решения);
гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе противоположную собственной);
широта ума (способность видеть проблему широко, во взаимосвязи с другими явлениями);
быстрота (скорость решения задач, способность вырабатывать много идей);
оригинальность (способность создавать новые идеи, отличные от общепринятых);
пытливость (потребность всегда находить наилучшее решение).
Основной инструмент интеллекта — мышление — процесс познавательной деятельности человека, установление связей и отношений между познаваемыми объектами. Для мышления выделяют операции, виды и формы.
В качестве операций мышления выделяют:
сравнение — сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними;
анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства;
синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое;
обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;