Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

otvety_chast_1_menedzhment.docx

— 235.79 Кб (Скачать)

Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные под>- ходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут наиболее эффективны при.решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственное) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Исходя из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма, можно выделить следующие методы управления:

• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

» экономические, обусловленные экономическими стимулами;

• социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

 

  1. Классификация управленческих функций.

Функции управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные виды функций систем управления:

1)    макрофункции – выработка  общей политики поведения системы  управления, обеспечение целостности  системы, разработка дерева целей  и структуры системы управления, направлений ее развития, определение  функций, степени иерархичности  и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики (особенно в отношении высшего  менеджмента) и т.п.;

2)    общие функции управления  – предварительное управление (планирование  и прогнозирование конкретных  параметров системы), оперативное  управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и  заключительное управление или  обратная связь (контроль, учет, анализ);

3)    частные функции управления  – организация работ по планированию  и прогнозированию, техническая  подготовка производства, организация  производства, оперативное управление  производством, организация работы  с кадрами, материально-техническое  снабжение, экономический анализ  и т.д.

Рассмотрим содержание наиболее важных функций управления.

Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─ это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральной функцией управления производством.

Планирование является не единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока ведется планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.

Перспективное планирование – основа стратегического управления предприятием. По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем. Предприятия прогнозируют спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдают структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии, базовую информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель такого планирования ─ согласование различных направлений развития предприятия, структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных производств.

Организация ─ функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами, основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием функции организации является использование совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.

Координация ‑ функция управления, обеспечивающая регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.

Контроль ─ одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управлени

 

  1. Виды управленческих решений. Алгоритм принятия управленческих решений.

Рассмотрим четыре основных вида решений: рациональные, компромиссные, интеллектуальные, интуитивные.

Рациональные решения обычно продиктованы окружающими реалиями. В свою очередь, они имеют несколько разновидностей: соответствующие возможностям, обязательствам или последовательности.

Решения в соответствии с имеющимися возможностями как бы предопределены. Желание менеджера может быть ограничено.

Например: «Хочу купить «Мерседес», но денег имею на велосипед». Правда, при этом можно рассмотреть вариант отложить покупку, пока не соберется денег.

Решения в соответствии с обязательствами либо целями фактически не содержат вариантов. Обязательства следует выполнять. Поэтому такие решения называют просто организационными.

Решения в соответствии с определенной последовательностью ― это подчинение некоему алгоритму действий. В ходе заданного процесса нельзя допускать вольности. Иначе пропадет вся предшествующая деятельность. Решения в таких ситуациях еще называют алгоритмичными.

Компромиссные решения также связаны с ограничениями воли менеджера. Приходится принимать не то решение, которое хочется. Надо делать встречные шаги по отношению к оппонентам либо неблагоприятным обстоятельствам. В роли ограничителей обычно выступают отрицательные последствия или интересы других.

Решения с минимальными отрицательными последствиями строятся на прогнозе не только «плюсов», но и «минусов». Наряду с планируемыми положительными результатами решения, следует оценить и отрицательные. И в сравнении (компромиссе) положительного и отрицательного выработать решение.

Решения, которые минимально затрагивают интересы других ― это тоже компромисс. Конечно, имеются в виду интересы не конкурентов, а партнеров. Собственная выгода не должна отталкивать от нас тех, с кем мы продуктивно сотрудничаем.

Интеллектуальные решения принимаются на основании знаний и опыта. Они обычно не имеют явно выраженных ограничений. Это наиболее эффективные, и поэтому предпочтительные решения.

Интуитивные решения – это внезапные озарения, исходящие из подсознания. Их еще называют «инсайт-решениями».

Как бы ни были разнообразны решаемые задачи, алгоритм принятия решения примерно один и тот же:

уточнение цели;

оценка последствий, если цель не будет достигнута;

выбор критерия для отбора вариантов, выявление этих вариантов и выбор из них наилучшего;

оценка реальности, средств и ресурсов для решения задачи;

установление порядка действий и конкретных исполнителей.

Для принятия правильных управленческих решений по сложным проблемам (задачам) управления производством используются методы, основанные на системном подходе.

Принятие решений может быть основано на логическом анализе ситуаций (логический метод), на основе объективно существующих закономерностей, с помощью которых можно получить количественные результаты от реализации различных вариантов решений (формализованный метод), на опросе мнений специалистов (метод экспертных оценок).

Из совокупности возможных решений выбирается наиболее приемлемые, уточняются цели, определяются средства их достижения и выбираются соответствующие индикаторы. Выбор правильного управленческого решения осуществляется при помощи сравнительного анализа на основе набора определенных принципов и критериев.

Отметим наиболее принципиальные моменты. Во-первых, на этом этапе следует комплексно, глубоко и детально исследовать взаимосвязь принимаемого решения с конечным результатом, то есть с ожидаемой прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском. Во-вторых, при выборе не следует ограничиваться рассмотрением одного наиболее вероятного сценария будущего поведения организации. В-третьих, не следует ограничиваться рассмотрением только легко достижимых экономических результатов. Хотя несомненно, что, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдать решению, наиболее подходящему для реализации в данной организации в данный момент.

В общем случае основополагающим является принцип аналитического характера выбора управленческого решения и разбивка его на подпроблемы.

Одним из инструментов метода структуризации проблем на подпроблемы, является дерево целей.

Дерево целей — метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. Для структуризации может применяться метод диаграмм сродства, когда цели группируются поочередно каждым членом команды экспертов с помощью перемещения целей, написанных на самоклеющихся блоках и помещенных на какой-то поверхности (столе, письменной доске и пр.). Объектом диаграмм сродства является также распределение целей и функций по блокам организационной структуры. При построении дерева целей применяется комплексный анализ, основанный на учете внутренних и внешних факторов.

Внешний анализ направлен на наиболее полное выявление эффектов по всем направлениям, связанным с решением поставленной проблемы. Для этого проблема сопоставляется с завершающими этапами реализации целей и проводится количественная оценка эффектов от их реализации.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"