Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа
Тема курсовой работы является актуальной, поскольку от эффективности использования трудовых ресурсов зависит экономический рост государства.
Цель курсовой работы – определить тенденции развития рынка труда и его регулирования и проанализировать рынока труда г. Тольятти.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. изложить сущность, выделить структуру и особенности функционирования рынка труда;
2. проанализировать нормативную и научную базы по вопросам рынка труда;
3. определить основные особенности г. Тольятти
4. исследовать процесс формирования рынка труда г.Тольятти;
5. рассмотреть перспективы развития рынка труда г.Тольятти.
6)
сочетание местных мер с
7) координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;
8) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
9) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
10) координация в этой области деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;
11)
обеспечение занятости
12) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
13) международное сотрудничество в области занятости, включая вопросы труда российских граждан за рубежом и иностранных граждан в России.
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.
Профсоюзы, их органы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. Так, они имеют право: а) вносить в соответствующие органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении мер по высвобождению работников; б) осуществлять защиту социальных гарантий граждан по вопросам обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством; в) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Кроме того, массовое высвобождение работников может осуществляться при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления работодателем соответствующих профсоюзных органов.
Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических и юридических гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право. Эта политика создает и право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Стимулирование занятости должно происходить в первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда (с неполным рабочим временем, временных работ и др.).
Конституция
РФ объявила Российское государство
социальным, законодательство которого
гарантирует гражданам социально-экономические
права, а политика направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. В соответствии
со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека
и ст. 11 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах стратегической
целью социального государства является
гарантирование права человека на такой
жизненный уровень, который необходим
для поддержания здоровья и благосостояния
его самого и членов его семьи. Указанные
принципы в нынешних условиях остаются
провозглашенными целями развития, программой
на будущее.
2.1. Рынок
труда в России
Наиболее существенно на развитие народного хозяйства влияют следующие структуры населения, распределенные по территории страны:
- половозрастная;
- образовательная;
-
профессионально-
Вместе они определяют количество и качество трудовых ресурсов страны и их размещение. Развитие населения и трудовых ресурсов в общем и целом совпадает, однако существуют определенные различия в процессах их воспроизводства.
Трудовые ресурсы выступают как часть населения, следовательно, изменение состава и численности населения отражается на состоянии трудовых ресурсов. Но изменения в естественном движении населения и трудовых ресурсов не совпадают. Изменение уровня рождаемости и детской смертности сказывается на состоянии трудовых ресурсов лишь через определенный промежуток времени. Изменение в уровне смертности, особенно в рабочем возрасте, сразу же отражается на изменении численности трудовых ресурсов. При неизменной численности населения трудовые ресурсы могут быть больше или меньше в зависимости от половозрастной структуры населения.
Рассмотрим основные демографические показатели населения России в 2001-2005 годах (табл. 1).
Таблица 1
Основные
демографические показатели
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Численность населения" - всего, тыс. человек | 146304 | 145649 | 144964 | 144168 | 143474 |
в том числе: | |||||
городское | 107072 | 106725 | 106321 | 105818 | 104719 |
сельское | 39232 | 38924 | 38643 | 38350 | 38755 |
Из общей численности населения - население | |||||
в возрасте, тыс. человек: | |||||
моложе трудоспособного | 28387 | 27274 | 26115 | 25014 | 24095 |
трудоспособном | 88040 | 88515 | 89206 | 89896 | 90218 |
старше трудоспособного | 29877 | 29860 | 29643 | 29258 | 29161 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: | |||||
все население | 65,2 | 65,0 | 64,9 | 65,3 | - |
мужчины | 58,9 | 58,7 | 58,6 | 58,9 | - |
женщины | 72,2 | 71,9 | 71.8 | 72,3 | - |
На 1000 человек населения | |||||
Родившихся | 9,0 | 9,7 | 10,2 | 10,4 | - |
Умерших - всего | 15,6 | 16,2 | 16,4 | 16,0 | - |
в том числе детей в возрасте до 1 года | 14,6 | 13,3 | 12,4 | 11,6 | - |
Естественный прирост, убыль (-) населения | -6,6 | -6,5 | -6,2 | -5,6 | - |
Миграционный прирост, убыль (-) населения | 1.9 | 0,5 | 0.6 | 0,7 | - |
Рис. 3. Динамика численности России за период 2001-2005 гг.
Сложившаяся
в Российской Федерации социально-
Так в стране постоянно происходит снижение численность населения, в период с 2001 по 2005 года, численность населения сократилась на 2557 тыс. человек или на 2,8%. Несмотря на небольшой рост рождаемости с 9,0 до 10,4 детей на 100 человек, просходит постоянный рост смертности населения – 15,0 до 16,4 человек на 1000 населения.
В начале 90-х гг. Россия сталкивается с качественно иной ситуацией в сфере своего демографического развития. Начало проведения реформ в экономике означало ухудшение качества жизни больших контингентов населения, что породило целый комплекс негативных явлений в процессах естественного движения населения. Сегодня тенденции демографического развития Российской Федерации по системе показателей в целом могут быть оценены как неблагоприятные. Это касается снижения уровня рождаемости в условиях абсолютного сокращения численности населения, массового перехода семей к однодетности.
Негативность снижения рождаемости в России усугубляется тем, что она снижается ниже границы, обеспечивающей простое воспроизводство населения. Суженный его тип к началу 2001 г. охватил значительную долю территории страны, преимущественно в европейской части.
В Российской Федерации происходит постоянное снижение количество насления моложе трудоспособного возраста, население трудоспособного возраста демонстрирует небольшой рост, однако об этом можно говорить как о временном краткосрочном явлении (рис. 4).
Рис.
4. Структура населения России в 2001-2005 гг.
(тыс.чел.)
Число людей моложе трудоспособного возраста снизилось на 4292 тыс.чел. или на 15,2%. Рост населения трудоспособного возраста составил всего 2178 тыс.чел. В данном случае можно предположить что рост данный группы населения произошел за счет миграционного прироста населения.
Рассмотрим динамику ожидаемой продолжительности жизни населения России в 2001-2004 годах (рис. 5).
Рис
5. Ожидаемая продолжительность
Таким
образом, средняя продолжительность
жизни женщин значительно (более чем
на 10 лет) превышает среднюю продолжительность
жизни мужчин. На промежутке рассматриваемых
пяти лет показатели продолжителности
жизни достаточно стабильны – для женщин
– 71,5 лет, для мужчин – 58,7 лет.
2.2.
Анализ рынка труда г.Тольятти
Специфика демографического развития г. Тольятти может быть выявлена на основе анализа статистических данных (табл. 2).
Таблица 2
Демография г. Тольятти 2004-2006 гг.
2004 | 2005 | 2006 | |
Численность постоянного населения | 717,6 | 718,1 | 717,8 |
Население моложе трудоспособного возраста | 119,1 | 115,6 | - |
Население в трудоспособном возрасте | 480,1 | 480,4 | - |
Население старше трудоспособного возраста | 118,4 | 122,1 | - |
Численность постоянного населения города на 01.01.2005г. составила 717,6 тыс. человек, с приростом к предыдущему году на 1,4 тыс. человек.
Численность постоянного населения г. Тольятти на 01.01.2006 года составила 718,1 тыс. человек, с приростом к предыдущему году на 0,9 тыс. человек.
На конец 2006 года численность населения составила 717,8 тыс. человек. Прирост численности населения составил 0,3 тыс. человек.
Таким образом, численность населения г.Тольятти в целом возрастает (рис. 6, 7).
Рис. 6. Динамика численности населения
Рис. 7. Динамика
прироста населения 2004-2006 гг.
Информация о работе Рынок труда и его государственное регулирование