Рынок труда и его государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку от эффективности использования трудовых ресурсов зависит экономический рост государства.
Цель курсовой работы – определить тенденции развития рынка труда и его регулирования и проанализировать рынока труда г. Тольятти.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. изложить сущность, выделить структуру и особенности функционирования рынка труда;
2. проанализировать нормативную и научную базы по вопросам рынка труда;
3. определить основные особенности г. Тольятти
4. исследовать процесс формирования рынка труда г.Тольятти;
5. рассмотреть перспективы развития рынка труда г.Тольятти.

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

    2) имеет место относительно длительное  взаимодействие продавца (наемного  работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком продовольственных товаров. Это обстоятельство откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности к нанявшей фирме.

    3) наличие большого числа институциональных  структур особого рода (разветвленной  системы законодательства, социально-экономических  программ, служб занятости, профессиональных  союзов, объединений работодателей и т.д.) порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда.

    4) высокая степень индивидуализации  сделок, связанная с различным  профессионально квалификационным  уровнем рабочей силы, разнообразием  технологий и организации труда,  переходом к контрактной системе найма;

    5) своеобразие в обмене рабочей  силы по сравнению с обменом  вещного товара. Процесс обмена  рабочей силы по сравнению  с обменом вещного товара начинается  в сфере обращения товара—  права пользования способностью  к труду передаются покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Процесс обмена продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы, действительного труда на номинальную заработную плату и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства. Обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара. Из указанной особенности вытекает два следствия: первое — рынок труда связывает между собой различные рынки; второе — реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, т.е. с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом. Последнее обстоятельство ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу как бы порождается последним, а потому называется производным;

    6) для работника играет важную роль не денежные аспекты сделки, а именно: содержание и условия труда; гарантии сохранения рабочего места; перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста; микроклимат в коллективе и т.д. 

    1.2. Общая характеристика законодательства о занятости населения 

    Государственное регулирование обеспечения занятости  и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

    Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.)7 предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости8. Как ранее указывалось, Трудовой кодекс ничего не предусматривает по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

    1. Ст. 37 Конституции РФ9, предусматривающая право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

    2. Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации прав  человека ООН (1948 г.)10, предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

    3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 с последующими изменениями и дополнениями.

    4. Положение о Департаменте федеральной  государственной службы занятости,  утвержденное приказом № 274 Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.

    5. Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ» №875 от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г.11 Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

    6. Постановление Правительства РФ  «О системе профессиональной подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.

    7. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» №432 от 3 мая 1994 г.12 Оно рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской  Федерации в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение работников, предусматривать меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников. То же самое предусмотрено в Рекомендациях мер при массовом высвобождении.

    8. Положение об организации работ  по содействию занятости в  условиях массового высвобождения,  утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1995 г. Оно определило критерии массового высвобождения, которыми являются численность увольняемых за определенный календарный период, а именно: а) ликвидация предприятия с 15 и более работниками; б) сокращение численности или штата на 50 и более человек за 30 календарных дней; в) сокращение 200 и более человек в течение 60 календарных дней; г) сокращение 500 и более человек за 90 календарных дней. Следовательно, если за месяц увольняется 50 и более работников или за 2 месяца — 200 и более, или за 3 месяца 500 и более, то это массовое увольнение.  Массовым считается также увольнение 1 % общего числа работающих в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.

    Органы  местного самоуправления могут устанавливать и иные критерии, усиливающие социальную защищенность работников в зависимости от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.

    Трудоустройство российских граждан за границей осуществляется на основе лицензий, полученных российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации (согласно постановлению Правительства РФ № 797 от 23 декабря 2006 «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации»)13. Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий ВПК, государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

    Много нормативных актов принято Федеральной  службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение o Федеральной службе занятости предусматривает, что все органы занятости действуют на основе этого Положения. Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.

    Нормативные  части  социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

    В системе российского законодательства о занятости населения находятся  и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.

    В конвенциях и рекомендациях МОТ  много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы нашим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.   

    В системе законодательных актов  о занятости центральным, определяющим  содержание института правового  регулирования занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»14. Он состоит из семи глав и 39 статей.

    В гл. I «Общие положения» (ст. 1—7) даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области . Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

    Глава II «права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

    Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12—13) устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

    Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. 14—24) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

    Главы V—VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

    При характеристике гл. VI следует учитывать Федеральные законы от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», и от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».

    Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям — в подборе необходимых кадров.

    Закон о занятости урегулировал отношения  граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

    Ныне  возможности прямого воздействия  права на занятость населения  зависят от выхода нашей экономики  из кризиса, появившегося с переходом к рыночным отношениям.

    Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

    Основные  принципы государственной политики в области занятости — это главные ее направления, отражающие суть законодательства об обеспечении занятости населения Российской Федерации. Они закреплены в ст. 5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т. е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:

    1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

    2) обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

    3) поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому труду;

    4) создание условий,  обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

    5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

Информация о работе Рынок труда и его государственное регулирование