Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».
Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.
Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.
Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».
Либерально-анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.
1.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций
лидерство руководство управление
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
1)проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
2)достигнув цели, лидер
стремиться сохранить свою
3)уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
-видение ситуации в целом;
-способность к коммуникациям;
-доверие сотрудников;
-гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.
Путаница в отношении различия между лидерством и управлением вполне понятна. До 1980-х годов, даже специалисты, в области менеджмента, нередко рассматривали управление и лидерство, как одно и то же - некоторые даже считали руководство просто как подсистема лидерства. Наше понимание понятий «лидерство» и «руководство», однако, с тех пор улучшилось, и сегодня эксперты в обеих областях, в целом согласны, что руководство и лидерство существенно отличаются друг от друга.
Один из известнейших специалистов в области менеджмента Джон Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса, достаточно хорошо разделил функции лидерства и руководства. Он утверждает, что цель лидерства состоит в обеспечении движения и развития полезных изменений в организации, в то время как роль руководителя состоит в обеспечении стабильности, последовательности, порядка и эффективности производимой работы.
Проанализировав теоретическую базу по проблеме лидерства и руководства можно сделать некоторые выводы:
1. Лидерство и руководство
исполняют разные роли в
2. Нельзя отождествлять
лидерство и руководство, то есть
процесс влияния и процесс
власти. Не всегда руководитель,
обладающей властью, имеет достаточные
возможности и влияние на
3. Для достижения успеха,
организации необходимы не
ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка»
2.1 Краткая характеристика магазина
ИП Ковшов П.Н. магазин «Хозяюшка» учреждено юридическим лицом и зарегистрировано администрацией Уфимского района 24 июля 2009г.
Магазин «Хозяюшка» реализует такие группы товаров как: бытовая химия, парфюмерия, канцелярские товары, инструмент, постельное белье, посуда, косметика.
Местонахождение и юридический адрес данного предприятия: г.Уфа, ул. Ленина, 12. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 20.00, без выходных и перерывов на обед. Правовой статус и вид деятельности предприятия определяется ОКВЭДом и уставом ИП Ковшов П.Н.
ИП Ковшов П.Н. считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Целями деятельности являются удовлетворение потребностей потребителей в товарах и услугах и получение прибыли.
Предприятие может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском и башкирском языках и указание о его местонахождении.
Основные права и обязанности Предприятия:
- соблюдать законы и
иные нормативные правовые
- правильно организовывать труд работников, закрепить за каждым из них определенное место работы, обеспечить исправное состояние оборудования, инструменты, документацию и т. д.
- выплачивать в полном размере заработную плату в сроки, установленные правилами;
- возмещать вред, причиненный
работнику в связи с
- создать условия для
улучшения качества работы
- заблаговременно знакомить сотрудника с изменениями.
Организационная структура
магазина «Хозяюшка» имеет линейную структуру.
В подчинении директора находится административно-
ка
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления магазина
Руководство магазина «Хозяюшка»
возглавляет директор в его обязанности
входит: административно-
На экспедитора возлагаются следующие обязанности:
- контроль технического
состояния автомобиля, комплектование
товаров на доставку и
Старший продавец-менеджер обучает продавцов правильному обслуживанию, работе с клиентами. Продавец обслуживает покупателей: предложение и показ товаров, демонстрация, помощь в выборе, консультация. В обязанности кассира входит расчет с покупателями за отобранный товар, следит за пополнением рабочего запаса, оформляет ценники на вновь поступивший товар.
Основным оценочным показателем финансовой деятельности любого предприятия является прибыль. Анализ основных показателей деятельности предприятия за два последних года, показал, что за отчетный период 2012 года товарооборот магазина «Хозяюшка» составил 2074 тыс. руб. прирост составил 239 тыс. руб. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади также увеличился при неизменной торговой площади 70 кв.м. (табл. 2.1)
Численность работников предприятия в отчетном периоде составила 4 человека и по отношению к прошлому осталась без изменений.
Таблица 1 - Экономические показатели деятельности магазина «Хозяюшка» за 2011-2012
Показатели |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
Откло-нение (+;-) |
Темп изменения, % | |||||
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
1835.0 |
2074.0 |
239,0 |
113 | |||||
Торговая площадь |
м2 |
70 |
70 |
- |
100 | |||||
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб./м2 |
26,2 |
29,6 |
3,4 |
113 | |||||
Численность работников, всего |
чел. |
4 |
4 |
- |
100 | |||||
Производительность труда одного работника |
тыс. руб. чел. |
458,8 |
518,5 |
59,7 |
113 | |||||
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
714,7 |
876,9 |
162,2 |
122,7 | |||||
Издержки обращения |
тыс. руб. |
568,8 |
632,5 |
63,7 |
111,2 | |||||
- уровень к товарообороту |
% |
31,0 |
30,5 |
-0,5 |
- | |||||
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
145,9 |
244,4 |
98,5 |
167,5 | |||||
- рентабельность продаж |
% |
7,9 |
11,8 |
3,9 |
- |
Издержки обращения увеличились на 63,7 тыс. руб. уровень издержек обращения по отношению к товарообороту в отчетном периоде снизился на 0,5%, что является положительным фактором. А также из анализа мы видим, что темп роста товарооборота отчетного периода (113%) выше темпа роста издержек обращения (111,2%) что положительно сказывается на увеличении прибыли. Прибыль магазина от продаж в 2012 году составила 244,4 тыс. руб., что по отношению к прошлому периоду увеличилась на 98,5 тыс. руб. и прирост прибыли от продаж составил 67,5%. Рентабельность продаж также имеет положительную динамику, в отчетном периоде рентабельность продаж увеличилась на 3,9%.
На современном этапе все большее влияние на успех деятельности любой организации, оказывает человеческий фактор. Рост численности персонала, чаще всего, говорит о расширении сфер деятельности организации, а также прогрессивности ее развития.