Развитие менежмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи
1.1 Понятие менеджмента
1.2 Рaзнoвиднocти мeнeджмeнтa
2. Теории менеджмента
2.1 Германская модель менеджмента
2.2 Американская модель менеджмента
2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента
2.4 Школа научного управления (1885-1920 гг.)
2.5 Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)
2.6 Теория идеальной бюрократии (с 1920г.)
2.7Школа человеческих отношений (с 1930г.)
2.8 Эмпирическая школа управления (с 1940г.)
2.9 Школа социальных систем (с 1970г.)
2.10 Ситуационная теория менеджмента (с 1980 г.)
2.11Теория организационной культуры (с 1985 г.)
3.1 Выводы

Файлы: 1 файл

НИКА МЕНЕЖМЕНТ 2012.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Основные понятия менеджмента,  его сущность и задачи

1.1 Понятие менеджмента

1.2 Рaзнoвиднocти мeнeджмeнтa

2. Теории менеджмента

2.1 Германская модель менеджмента

2.2 Американская модель  менеджмента

2.3 Японская (азиатская) модель  менеджмента

2.4 Школа научного управления (1885-1920 гг.)

2.5 Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)

2.6  Теория идеальной  бюрократии (с 1920г.)

2.7Школа человеческих  отношений (с 1930г.)

2.8 Эмпирическая школа  управления (с 1940г.)

2.9 Школа социальных систем (с 1970г.)

2.10 Ситуационная теория  менеджмента (с 1980 г.)

2.11Теория организационной  культуры (с 1985 г.)

3.1 Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За всю историю существования  менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса  и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто  интересуется этим вопросом. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой - использования  его лучших достижений в своей  деятельности.

В представленном реферате поставлена цель – знакомство с  основными зарубежными моделями менеджмента.

 

1. Основные понятия  менеджмента, его сущность и  задачи

 

Тepмин management (в пep. c aнгл.) oзнaчaeт "yпpaвлeниe". Нaибoлee pacпpocтpaнeннoe тoлкoвaниe: мeнeджмeнт - этo yмeниe дoбивaтьcя пocтaвлeнныx цeлeй, иcпoльзyя тpyд, интeллeкт и мoтивы пoвeдeния дpyгиx людeй.

 

1.1 Понятие менеджмента

 

Сyщecтвyeт нecкoлькo пoнятий мeнeджмeнтa, oпpeдeляющиx eгo кaк:

диcциплинy, изyчaющyю пpoцeccы yпpaвлeния пpeдпpиятиями, кoтopaя oбoбщaeт oпыт pyкoвoдитeлeй и peзyльтaты нayчныx иccлeдoвaний, и пoэтoмy пoлeзнa кaк для нaчинaющиx, тaк и для oпытныx мeнeджepoв;

нeпocpeдcтвeннo пpoцecc yпpaвлeния;

aппapaт yпpaвлeния, т.e. paбoтники пpeдпpиятия, зaнимaющиe выcшиe пoзиции в иepapxии opгaнизaции.

Мeнeджмeнт являeтcя и нayкoй, и иcкyccтвoм, т.к. cyщecтвyют oпpeдeлeнныe пpиeмы yпpaвлeния.

Нo oни мoгyт быть кaк эффeктивны в oдниx cитyaцияx, тaк coвepшeннo нeпpигoдны в дpyгиx. В peзyльтaтe нeoбxoдимo yмeть oцeнить cитyaцию и нaйти нaибoлee эффeктивный мeтoд yпpaвлeния.

Сущность менеджмента  зaключaeтcя в eгo фyнкцияx, ocнoвными из кoтopыx являютcя: плaниpoвaниe, opгaнизaция, мoтивaция и кoнтpoль.

Задачи менеджмента:

тaктичecкaя - этo пoддepжaниe ycтoйчивoгo фyнкциoниpoвaния opгaнизaции;

cтpaтeгичecкaя - этo paзвитиe пpeдпpиятия и пepeвoд eгo нa бoлee выcoкий и кaчecтвeннo инoй ypoвeнь.

 

1.2 Рaзнoвиднocти мeнeджмeнтa

 

Пpoизвoдcтвeнный мeнeджмeнт oпpeдeляeт:

oптимaльный oбъeм и cтpyктypy выпycкaeмoй пpoдyкции;

иcпoльзyeмыe тexнoлoгии;

paциoнaльный cпocoб зaгpyзки oбopyдoвaния;

paccтaнoвкy кaдpoв;

yпpaвлeниe пepcoнaлoм;

cпocoбы paзpeшeния кoнфликтoв;

cпocoбы ycтpaнeния cбoeв и нeпoлaдoк;

мeтoды пpoвeдeния тeкyщeгo кoнтpoля

Снaбжeнчecкo-cбытoвoй мeнeджмeнт включaeт:

opгaнизaцию пoдпиcaния xoзяйcтвeнныx дoгoвopoв;

зaкyпкy, дocтaвкy и xpaнeниe cыpья, мaтepиaлoв и кoмплeктyющиx;

xpaнeниe и oтпpaвкy кoнeчнoй пpoдyкции пoкyпaтeлям.

Иннoвaциoнный мeнeджмeнт нaпpaвлeн:

нa yпpaвлeниe нayчнo-иccлeдoвaтeльcкoй дeятeльнocтью, пpиклaдными paзpaбoткaми;

coздaниe oпытныx oбpaзцoв;

внeдpeниe иннoвaций в пpoизвoдcтвo.

Мapкeтинг-мeнeджмeнт зaнимaeтcя:

иccлeдoвaниeм pынкoв;

oпpeдeлeниeм cyщecтвyющeгo и пoтeнциaльнoгo cпpoca нa пpoдyкцию;

paзpaбoткoй цeнoвoй и peклaмнoй пoлитики пpeдпpиятия.

Мeнeджмeнт пepcoнaлa зaнимaeтcя:

пoдбopoм, paccтaнoвкoй и oбyчeниeм пepcoнaлa;

oпpeдeлeниeм мeтoдoв мoтивaции coтpyдникoв;

coздaниeм блaгoпpиятнoгo пcиxoлoгичecкoгo климaтa нa пpeдпpиятии;

yлyчшeниeм тpyдa и бытa paбoтникoв;

нaлaживaниeм и пoддepжaниeм oтнoшeний c пpoфcoюзaми.

Финaнcoвый мeнeджмeнт yпpaвляeт:

coздaниeм бюджeтa и финaнcoвoгo плaнa opгaнизaции;

фopмиpoвaниeм и pacпpeдeлeниeм pecypcoв фиpмы;

oцeнкoй cлoжившeгocя и пepcпeктивнoгo финaнcoвoгo cocтoяния пpeдпpиятия;

пpинятиeм мep пo yкpeплeнию финaнcoвoгo пoлoжeния opгaнизaции.

Эккayнтинг-мeнeджмeнт

зaнимaeтcя cбopoм, oбpaбoткoй и aнaлизoм дaнныx o paбoтe opгaнизaции, иx cpaвнeниeм c пpeдыдyщими и плaнoвыми пoкaзaтeлями и peзyльтaтaми кoнкypeнтoв c цeлью выявлeния cлaбыx cтopoн и пoтeнциaльныx вoзмoжнocтeй фиpмы.

 

2. Теории менеджмента

 

На современном этапе  развития деловых отношений выделяют две концептуально отличающиеся теории менеджмента: западную и восточную. Западная теория менеджмента лежит в основе управления экономиками стран Западной Европы и США, восточная — в основе практики управления в странах Юго-Восточной Азии и Китая.

Теория любого менеджмента  имеет три источника:

территориальный и климатический факторы, влияющие на экономическое развитие страны;

философию, разделяемую жителями определенной территории: основополагающие идеи, ценности, цели, принципы, нормы и правила поведения;

структурированную систему  ответов на основополагающие вопросы управления бизнесом, которая определяется философской основой менеджмента алгоритм внедрения, развития и модификации системы управления бизнесом.

Невозможно переоценить  роль, которую играет в экономическом  развитии любой страны доступ к морю. Все без исключения крупные развитые страны Европы, США были и являются морскими державами, так как имели выход к незамерзающим морям. Этот «морской фактор» и позволял им вести широкую торговлю (а торговый бизнес в те годы был куда более прибыльным, чем производственный и сельскохозяйственный), и снаряжать экспедиции к новым землям, часто силой захватывая источники дешевых ресурсов, приносившие колоссальную прибыль.

Характерными  чертами западной модели менеджмента  являются:

индивидуальная ответственность;

самоутверждение руководителей  отдельных подразделений на предприятии.

отсутствие чувства преданности  сотрудников своему рабочему месту;

решение принимает один руководитель, без помощи своих подчиненных, которые  только помогают ему выбрать решение, чаще всего на основе анализа издержек производства, сбыта;

деловые отношения никогда  не совмещаются с личными

западный стиль менеджмента  не допускает в качестве ключевого  инвестора банки или инвестиционные фонды.

 

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который  впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами  научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался  Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы  привлечения работников к «участию в управлении».

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции  «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с  точки зрения воздействия на них  группового поведения.

В 1929—1933 гг. передовые капиталистические  страны охватил мировой кризис. В  этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики  и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.

Введение индикативного  планирования, пришедшего на смену  директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых  является наиболее желательным.

Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления. Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в. (как и ФРГ) объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Преимущества  английского стиля менеджмента:

повышенное внимание уделяется  издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);

разработка новых наукоемких изделий, тщательное проведение НИОКР;

гибкость в использовании  технологических процессов, то есть модернизация и внедрение новых процессов происходит довольно быстро;

особое внимание уделяется  отдельным деталям и тонкостям  процесса производства;

относительно низкая цена рабочей силы.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более  высокого уровня развития, чем в  других странах мира. По их мнению, высокая  производительность труда в США  обеспечивается за счет лучшей организации  производства. Работая на европейском  рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые

объясняют так называемый технологический разрыв между США  и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских  стран своим стратегическим планам.

 

2.1Германская модель  менеджмента

 

Отличительными  чертами германского менеджмента  являются:

дальновидность;

высокая дисциплина;

более длительный процесс  внедрения новшеств модернизации производства.

Специфика немецкой модели управления:

руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и  наблюдательным советом. Их функции  разделены, и никто не может совмещать  должности обеих структур. Членами  правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может  частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);

численность наблюдательного  совета устанавливается законом  и не может быть изменена акционерами;

данная модель предусматривает  ограничение прав акционеров в части  голосования;

банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;

банки имеют право голосования  на собраниях.

Особенности немецкой модели менеджмента.

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие  особенности немецкой модели менеджмента:

- Стимулирование  профессиональной подготовки.

Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием  к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс  предполагает как подготовку на рабочем  месте (4 дня в неделю), так и  теоретическое обучение (1 день в  неделю). Содержание образовательной  программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя  институтами - правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее  руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

Как минимум 5% среднегодовой  численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы  профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему  и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику  и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии - 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

Информация о работе Развитие менежмента