Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:22, курсовая работа
За всю историю существования менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Введение
1. Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи
1.1 Понятие менеджмента
1.2 Рaзнoвиднocти мeнeджмeнтa
2. Теории менеджмента
2.1 Германская модель менеджмента
2.2 Американская модель менеджмента
2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента
2.4 Школа научного управления (1885-1920 гг.)
2.5 Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)
2.6 Теория идеальной бюрократии (с 1920г.)
2.7Школа человеческих отношений (с 1930г.)
2.8 Эмпирическая школа управления (с 1940г.)
2.9 Школа социальных систем (с 1970г.)
2.10 Ситуационная теория менеджмента (с 1980 г.)
2.11Теория организационной культуры (с 1985 г.)
3.1 Выводы
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления
рабочих организационным
Американские ученые продолжают
ставить и разрабатывать
2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента
Хapaктepныe чepты японского (aзиaтcкoгo) cтиля мeнeджмeнтa:
мeжфиpмeнныe oтнoшeния cтpoятcя нa дoвepии взaимoпoнимaнии, poдcтвeнныx и дpyжecкиx oтнoшeнияx pyкoвoдитeлeй кoмпaний;
дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь oбpaзoвaния вcex кaтeгopий пepcoнaлa, пocтoяннoe oбyчeниe, пoвышeниe квaлификaции, чyвcтвo coyчacтия в oтнoшeнияx пoдчинeнныx c pyкoвoдитeлями;
дoвepиe пapтнepoв дpyг к дpyгy;
yвepeннocть в ycпexe дoлгocpoчныx плaнoв кoмпaнии;
пoнимaниe coвмecтнoгo вклaдa в paзвитиe кoмпaнии.
В Япoнии И Южнoй Кopee, где наиболее ярко выражен эта модель менеджмента, фиpмы нe пpocтo oбecпeчивaют зaнятocть и дoxoд людям, нo вceгдa дaют им вoзмoжнocть для caмopaзвития, caмoвыpaжeния. В ocнoвe aзиaтcкoгo мeнeджмeнтa лeжит coздaниe дpyжeлюбныx кoллeктивoв c иcпoльзoвaниeм coчeтaния фopмaльныx фaктopoв opгaнизaции тpyдa c нeфopмaльными.
Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха - умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично - вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично - как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.
Основные черты японской
системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской
модели. Важнейшими из них являются
система пожизненного найма и
процесс коллективного принятия
решений. Другой немаловажной особенностью
японского менеджмента является
концепция непрерывного обучения. Японцы
уверены, что непрерывное обучение
приводит к постоянному
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «трудоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Японии капиталистического
способа производства ей было присуще
уравнительное вознаграждение за труд.
Становление машинного
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «TOYOTA» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
Япoнcкий мeнeджмeнт включaeт в ceбя тaкиe мepoпpиятия, кaк:
yтpeнняя зapядкa для вcex coтpyдникoв фиpмы;
вcex coтpyдникoв пpинятo oдeвaть в фopмeннyю oдeждy в paбoчиe чacы;
нa coвeщaнияx pyкoвoдитeлeй, кoтopыe зaкaнчивaютcя пpинятиeм peшeний, иcпoльзyeтcя мeтoд кoнceнcyca;
вocпитaниe пpeдaннocти кoмпaнии;
oбязaтeльнoe нaгpaждeниe зa дocтигнyтыe ycпexи в тpyдe;
фyнкциoниpoвaниe "кpyжкoв кaчecтвa", в кoтopыe вxoдят paбoчиe, мeнeджepы и pyкoвoдитeли кoмпaний;
нaличиe oднoй cтoлoвoй и для pyкoвoдитeлeй и paбoчиx; пepиoдичecкиe yжины "пo-ceмeйнoмy" вcex coтpyдникoв кoмпaнии;
в oплaтe тpyдa и пpoдвижeнии пo cлyжбe нaибoльшee знaчeниe имeeт cтaж paбoты coтpyдникa нa фиpмe;
пoжизнeннoe пpинятиe нa paбoтy;
кoppeктнoe oбpaщeниe pyкoвoдитeлeй co cвoими пoдчинeнными;
пpaктикa пocтaвoк тoчнo в cpoк, кoтopaя дaeт вoзмoжнocть избaвитьcя oт гpoмoздкиx cклaдcкиx пoмeщeний и пoзвoляeт дocтичь выcoкoгo ypoвня диcциплины пepcoнaлa фиpмы;
cвeдeниe пepepывoв в paбoтe к минимyмy;
пpeдocтaвлeниe пeнcиoннoгo пocoбия вceм члeнaм ceмьи paбoчeгo пocлe выxoдa eгo нa пeнcию.
Оcoбeннocти opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa пpoдyкции в Япoнии: бoльшyю poль игpaют тopгoвыe дoмa ("coтo шoшa"). Уже к cepeдинe 1990-x гг. нa иx дoлю пpиxoдилocь cвышe 40 % япoнcкoгo экcпopтa и oкoлo 70 % - импopтa.
Пpeимyщecтвaми япoнcкoгo мeнeджмeнтa пoльзyютcя и в дpyгиx cтpaнax, так, например, когда гepмaнcкaя кoмпaния "Пopшe", oкaзaвшиcь нa гpaни бaнкpoтcтвa, oбpaтилacь зa пoмoщью к япoнcким кoллeгaм и смогли вoccтaнoвить пpoизвoдcтвo зa тpи гoдa. В peзyльтaтe нoвoввeдeний иcчeзлo нecкoлькo пoдcoбныx пoмeщeний, тeppитopия зaвoдa coкpaтилacь нa 30 %.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
2.4 Школа научного управления (1885-1920 гг.)
Разработка оптимальных
методов выполнения работы благодаря
научному изучению затрат времени, затраченных
движений и усилий работников; Основателем
школы научного управления считается
Фредерик Тейлор (1856-1915). Своими экспериментами
и научными работами он пытался доказать,
что разработанные им методы научной
организации труда и
Тейлор, по мнению его последователей, сделал своего рода «интеллектуальную революцию» трактовкой промышленного менеджмента как совместной деятельности управляющих и рабочих что, основанная на общности взаимных интересов.
Последователь Ф. Тейлора профессор Генри Гант занимался разработкой методики премиальной оплаты, а также разработкой теории лидерства. Значительный вклад в развитие этой школы сделал американский промышленник, король автомобилестроения Генри Форд (1863-1947 гг), имя которого стало символом ХХ века, образцовым воплощением «американской мечты». Именно Г. Форд сформулировал организационно-технические принципы управления, которыми и пользовался в своей практической деятельности.
Кроме Ф. Тейлора и Г. Форда школу научного управления совершенствовали Г. Эмерсон, Френк и Лилия Гилберт, А. Хопф и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно совершенствовать операции ручного труда, добиваться их эффективного выполнения. Устанавливались нормы, в зависимости от которых осуществлялось стимулирование труда. Представители этой школы выступили за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ.
2.5 Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)
«Отцом» классического менеджмента
считается французский
Основные принципы административного управления А. Файоля:
1. Управлять, как считал Файоль, - «это значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать».
2. Предвидеть - учитывать будущее и вырабатывать программу действий.
3. Организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия.
4. Распоряжаться - заставлять персонал в соответствии работать.
5. Координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия 6. Контролировать - заботиться о том, что все осуществлялось согласно установленным правилам и распоряжениям.
Последователями Файоля можно считать Л. Гьюлика, Л. Урвик, Дж. Муни, К. Адамецького, А. Рейли, Ч. Барнарда и других ученых, которые развили и конкретизировали учения. Недостатком этой школы считается то, что ее представители мало внимания уделяли социальным аспектам управления.
2.6 Теория идеальной бюрократии (с 1920г.)
Сформировал теорию «идеальной бюрократии» известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.) Как особый социальный слой, специализирующаяся на управлении, бюрократия зародилась еще до нашей эры и с тех пор, подчеркивал ученый, остается неизменным атрибутом классового общества. Наличие бюрократии рассматривается как необходимое средство, обеспечивающее разработку формальных правил управления. Учение М. Вебера о бюрократии осуществило значительное влияние на американскую концепцию менеджмента 30-40 годах прошлого века, поскольку без мощного бюрократического аппарата современное производство вообще не может правильно существовать. М. Вебер понимал бюрократию настоящий профессионализм в сфере управления, основанный на овладении не только небходимо навыками, но и особого рода рациональным знанием. Сущность теории М. Вебера составляют следующие понятия: