Развитие менежмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи
1.1 Понятие менеджмента
1.2 Рaзнoвиднocти мeнeджмeнтa
2. Теории менеджмента
2.1 Германская модель менеджмента
2.2 Американская модель менеджмента
2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента
2.4 Школа научного управления (1885-1920 гг.)
2.5 Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)
2.6 Теория идеальной бюрократии (с 1920г.)
2.7Школа человеческих отношений (с 1930г.)
2.8 Эмпирическая школа управления (с 1940г.)
2.9 Школа социальных систем (с 1970г.)
2.10 Ситуационная теория менеджмента (с 1980 г.)
2.11Теория организационной культуры (с 1985 г.)
3.1 Выводы

Файлы: 1 файл

НИКА МЕНЕЖМЕНТ 2012.docx

— 64.95 Кб (Скачать)
  • Четкое разделение труда, что ведет к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности;
  • Иерархия управления, по которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • Наличие взаимосвязанной системы обобщенных правил и стандартов, обеспечивающих координацию выполнения различных задач;
  • Отсутствие недоразумения в межличностных отношениях;
  • Организация найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, а также защита служащих от необоснованных увольнений;
  • Стратегия долгосрочного найма сотрудников;
  • Движение вверх внутри организации на основании компетентности и широких знаний, которые приобретаются с выслугой лет.

Преимущества бюрократии заключаются в создании рациональных структур с широкими возможностями  их универсального применения, а недостатки - в формировании тенденции нивелиювання людей. В целом же формализм бюрократии привел к распространению упрощенных схем управленческого труда.

2.7Школа человеческих  отношений (с 1930г.)

Создателем школы человеческих отношений стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949 гг.) Многолетними исследованиями, проведенными под его руководством в г. Хоторн (это близ Чикаго), было установлено, что производительность труда рабочих повышается не столько благодаря повышению заработной платы, сколько за изменения в лучшую сторону взаимоотношений между исполнителями и менеджерами, рост удовлетворенности своим трудом и отношениями в коллективе. Основная заслуга Мэйо состоит в том, что он доказал зависимость результатов труда от правильно подобранных приемов управления межличностными отношениями. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано также с именем немецкого психолога Гюго Мюнстерберг (1863-1916 гг.) В своем труде «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, согласно которым необходимо отбирать работников на руководящие должности, а также доказал важность гуманизации процесса управления, поскольку менеджер должен управлять прежде людьми, а не машинами.

Среди ученых, которые исследовали  этот неоклассический направление, следует отметить работы Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933 гг), которая проанализировала стили управления и разработала теорию лидерства, а также научные разработки Ф. Герцберга, Д. Мак-Грегора, Р. Блейка, К. Арджириса. Так, в опубликованной в 1960г. книге «Гуманистическая сторона предприятия» Д. Мак-Грегор писал, что «успех менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». С точки зрения Мак-Грегора, на протяжении истории можно выделить два главных повороты относительно поведения людей в организации. Первый, растянулся на целые столетия и заключался в переходе от применения физического принуждения к сопротивлению на формальную власть. Второй - в переходе от формальной власти к лидерству.

2.8 Эмпирическая  школа управления (с 1940г.)

Эмпирическую школу управления представляют ученые, сочетавших разработку теории с изучением практики управленческой деятельности на почве синтеза овних идей классической школы и школы человеческих отношений. Одним из выдающихся теоретиков менеджмента и основателем указанной школы считается профессор менеджмента Нью-Йоркского университета Питер Дракер (род. в 1909 г.). Небезосновательно Дракеру приписывают первенство в создании систематизированного учения об управлении как учебной дисциплины, что позволило изучать ее в учебных заведениях. Самой известной его теоретической основой является концепция «управление по целям», которая сделала «революцию» в мировой управленческой науке.

Общая характеристика управления по целям сводится к трем наиболее существенных его элементов:

  • Определение четких стратегических целей;
  • Вовлечение в процесс определения целей всех работников;
  • Оценка эффективности на основании полученных результатов.

К ведущих представителей эмпирической школы относятся также А. Слоун, Р. Дэвис, Э. Плоумен, А. Чандлер, Л. Ньюмен, Д. Миллер и другие ученые, в которых широкие теоретические исследования сопряжены с практической деятельностью.

2.9 Школа социальных  систем (с 1970г.)

Учредителями школы стали  Ч. Барнард, Д. Марч, Г. Саймон и И. Ан Сорф. Они сформулировали идею о том, что любая организация как открытая сложная система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма сложному внешней среды, и главные причины того, что происходит в системе, надо искать вне ее. Предложенный ими системный подход к управлению позволяет избежать ситуаций, когда решения в одной сфере перерастает в проблему для другой.

«Новая школа»

Указанная школа управления, или качественная школа (с 1960г.) Характеризуется  стремлением внедрить в науку  управления методы и аппарат точных наук таких как кибернетика и теория исследования операций. Представителями этой школы были Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Г. Люс и др.

Теории менеджмента

2.10 Ситуационная  теория менеджмента (с 1980 г.)

Среди «синтетических» учений об управлении особое место занимает ситуационный, или кейсовый подход (от англ. Сase - ситуация). Это скорее способ мышления, чем набор конкретных действий. Разработанный в Гарвадской школе бизнеса, он помогает будущим менеджерам быстро решать насущные проблемы. Наиболее совершенными ситуационными теориями является теория адаптации (стратегии приспособления), теория глобальной стратегии и теория управления по результатам. Формирование поведенческого менеджмента стало результатом усиления взаимосвязей концепции человеческих отношений с психологией, социологией и эргономикой. Представителями его стали Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор.

Системная теория менеджмента  Основной идеей теории является рассмотрение организации как системы, состоящей  из взаимосвязанных элементов. Очень  популярной среди системных концепций  менеджмента является теория «7-S», которую  разработали две пары американских исследователей (первую пару составили  Томас Питерс и Роберт Уотермен, вторую - Ричард Паскаль и Ентьни Атос). Ученые пришли к выводу, что эффективная современная организация формируется на базе семи взаимосвязанных элементов, изменение каждого из которых ведет к изменению шести других. Основополагающими моментами этой концепции являются: стратегия, структура, системы, штаты, стиль, квалификация и ценности, которые можно так или иначе разделять.

2.11Теория организационной  культуры (с 1985 г.)

Эта теория является еще  одним новым подходом к разработке теории и практики современного менеджмента. Среди его представителей отметим  В. Сате, Э. Шайна, Т. Парсонса, Р. Квина, Дж. Рорбаха. В рамках теории менеджмента организационная культура рассматривается как мощный инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на достижение общих целей, мобилизовать инициативу сотрудников, воспитывать преданность организации, улучшать процесс коммуникации, корректировать поведение.

Теория менеджмента человеческих ресурсов возникла в 60-е годы прошлого столетия благодаря социологу Р. Майлзу. В этой модели рабочие рассматриваются как источник неиспользованных ресурсов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия.

Теория культуры управления Получает все большее распространение теория культуры управления-теория рациональной организации труда аппарата управления, раскрытие роли культурного элемента в нем.

Каждая школа и каждый теория не перечеркивают предыдущих, а дополняют и обогащают их, и сейчас все сосуществуют во взаимосвязи  и взаимодействии.

Инструменты управления

За свою историю человечество выработало три принципиально разных инструменты управления, то есть воздействия  на людей:

  • Иерархия: основное средство воздействия - это отношения между властью и подчиненными, осуществляемых с помощью принуждения и благодаря контролю за распределением материальных благ;
  • Рынок: сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции i услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца i покупателя;
  • Культура: созданы i признаны обществом социальные нормы, установки, ритуалы, шаблоны поведения человека.

Вообще современный менеджмент характеризуют три основные тенденции  развития:

  • Осознание значения материальной и технологической базы современного производства и оказания услуг;
  • Усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в распределении прибыли, осуществлении управленческих функций; владение рядовыми работниками определенной долей собственности.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими  факторами: законодательством и  различными нормативными актами, регулирующими  права и обязанности всех участвующих  сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом  каждого акционерного общества.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми  особенностями, поскольку учитывают  определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять  одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

 

 


Информация о работе Развитие менежмента