Развитие маркетинга в организации АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

МАРКЕТИНГ, СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА, ОВОЩЕВОДСТВО, АГРОМАРКЕТИНГ, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛИ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………5
1 Современный уровень развития маркетинга………………………………….7
1.1 Концепции маркетинга………………………………………….....................7
1.2 Современное состояние маркетинга в АПК РБ……………………………10
1.3 Зарубежный опыт развития агромаркетинга………………………............12
2 Анализ состояния маркетинга на предприятии……………………………...17
2.1 Анализ внутренней среды предприятия…………………………………....17
2.2 Маркетинг на предприятии и проблемы его использования……………..22
3 Возможные модели развития маркетинга на предприятии…………………25
3.1 Возможные пути развития маркетинга……………………………………..25
3.2 Анализ альтернативных моделей развития маркетинга…………………...28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг исправленная.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

      Переход к рынку предполагает разработку действенного механизма ценообразования, благодаря которому цены на овощи  соответствовали  следующим принципиальным положениям, а именно:

      - стимулировали производство овощей в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей населения страны в целом и каждого отдельного региона;

             - заинтересовывали производителей в расширении ассортимента и улучшении качества овощной продукции;

           - обеспечивали равную выгоду производства овощей во все периоды года, способствовали увеличению их поступления из защищенного грунта;

      - необходимо, чтобы цены на основную овощную продукцию по своему уровню  были доступными для массового потребителя.

      Очевидно, что формирование механизма ценообразования  с учетом названных принципов  возможно на основе гибкой системы  цен. Это подтверждается опытом зарубежных стран. Так, в странах ЕС на плодоовощную продукцию устанавливаются базисные, справочные и скупочные цены.

      Базисная  цена является средней арифметической величиной рыночных цен, зафиксированных за последние три года.

      Справочные  цены исчисляются как среднеарифметическая величина от наиболее низких цен, зафиксированных на нескольких представительских рынках в течение предыдущих трех лет.

      Скупочные цены выполняют функцию минимальных  фиксированных (интервенционных) цен. По этим ценам продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации. Скупочные цены дифференцируются по видам овощей. Так, для томатов, баклажанов и цветной капусты они составляют до 30 % базисной цены на эти овощи, на некоторые другие продукты – 40 % и более.

      В США, Финляндии и других странах фермерские (рыночные) цены корректируются так называемыми целевыми ценами. Целевые цены ориентированы на гарантированное получение фермерами со средним и пониженным уровнем затрат доходов, обеспечивающих расширенное воспроизводство. Целевая цена выполняет компенсационную функцию. Если рыночная (реализационная) цена ниже целевой, то фермер получает соответствующую компенсацию. Целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации. Поэтому целевые цены называют по другому "гарантированными" ценами.

      В Финляндии помимо целевых применяются дотационные и дополнительные цены. Дотационные цены исчисляются как и гарантированные.

      Представляет  интерес зарубежная практика применения залоговых цен (ставок). Они являются еще одной формой фиксированной цены. Залоговая цена представляет собой нижний предел гарантированной цены на тот или другой вид продукции. Если в течение 9 месяцев фермер не выкупит сданную под залог продукцию, то она становится собственностью торгово-кредитной корпорации (в США), а фермер получит денежную компенсацию по залоговой ставке за вычетом издержек на хранение.

      В Республике Беларусь овощи реализуются  производителями по рыночным (свободным) ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Эти цены не способствуют стабильности рынка, приводят к стихийному формированию концентрации спроса и предложения. Они могут быть приемлемы для реализации излишков овощей индивидуальными огородниками на колхозных рынках. Что же касается специализированных хозяйств и фермеров, то производимые ими овощи должны иметь гарантированный сбыт по ценам, обеспечивающим достаточную рентабельность для расширенного воспроизводства и решения социальных вопросов.

      Учет  мирового опыта и логический анализ позволяют утверждать, что в период перехода к рынку реализационные цены на овощную продукцию, оставаясь по сущности свободными, должны трансформироваться в формы, обеспечивающие стимулирование производства разнообразной и качественной продукции. Речь идет о ценах, по которым товаропроизводители реализуют свою продукцию. Что же касается розничных цен, т.е. цен, по которым покупатели приобретают овощи, то они должны способствовать максимальному потреблению населением овощной продукции, а поэтому уровень их должен быть адекватным платежеспособности (доходности) потребителей. При этом на малораспространенные (деликатесные) овощи розничные цены целесообразно ориентировать на покупателей с высоким уровнем дохода.

      Положительный опыт ряда стран показывает, что  в условиях рынка, а тем более на переходном этапе к нему, одним из главных факторов трансформации овощеводства в высокоразвитую отрасль, исходной предпосылкой действия здесь желаемых тенденций выступает усиление внимания к данной проблеме со стороны органов государственного и местного управления, целенаправленное осуществление ими регулирующей и стимулирующей роли.

      В ведущих капиталистических странах  государственное регулирование рыночных процессов в овощеводстве, как и во всем сельском хозяйстве, представляет собой сложный механизм, включающий разнообразный инструментарий целенаправленного воздействия на структуру производства, доходы производителей, агробизнес, социальную сферу.

      Так государственное регулирование производства и сбыта плодоовощной продукции в США направлено, с одной стороны, на исключение перепроизводства продукции, поддерживание стабильных (фермерских) цен, а, следовательно, и доходов производителей, с другой стороны, на защиту интересов потребителей (приобретение высококачественной продукции по приемлемым ценам). Регулирование осуществляется через торговые указы на производство и сбыт различных видов плодов и овощей, введение соответствующих квот, установление стандартов на качество продукции и контроль за их соблюдением. Поддержка доходов фермеров, занимающихся производством плодоовощной продукции, осуществляется правительством через их участие в государственных программах общего направления, таких как страхование урожая, предоставление льготных кредитов, субсидий на орошение земель.

      Изучение  и критическое осмысление опыта США. Японии и стран Западной Европы позволяют сделать вывод, что государственное регулирование и стимулирование является важной закономерностью роста производства и потребления овощной продукции. Именно благодаря активному участию органов государственного управления в решении проблем сельского хозяйства, удалось сделать рывок в его развитии, ускорить научно-технический прогресс в отрасли, провести структурную модернизацию.

      Главный общий принцип совершенствования государственного регулирования производства и сбыта овощной продукции заключается в том, что в рыночных условиях не административные распоряжения сверху, а прежде всего экономические стимулы регулируют отношения между партнерами по производству и реализации продукции, мотивируют поведение продавцов и покупателей [12, c. 113-115].

      Информационное  обеспечение в системе маркетинга за рубежом осуществляется на основе создание коммерческих консалтинговых центров, целью функционирования которых является оказание консультативных,  маркетинговых и информационных услуг. Функционально-целевая схема деятельности консалтингового центра предусматривает создание единой информационной системы и соответствующей нормативно-правовой базы, мониторинг рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия,  проведение рекламных и обучающих мероприятий, обеспечение деловых взаимоотношений с партнерами и заказчиками на договорной основе. Это можно проследить по рисунку 2. 
 

        
    Коммерческий консалтинговый центр
 
    Цель: оказание консультативных, маркетинговых  и информационных услуг
 
        
    Основные направления деятельности
        Создание  и постоянное

           обновление 

        информационной  базы

      Работа с

    заказчиком

     
          

             сбор маркетинговой                                    оформление 

                    информации                                                 заказа      

                      обработка                                             выполнение

               предварительный                                   предоставление

                        анализ                                                  результатов 

        

 

    

Рисунок 2 ― Функционально-целевая схема деятельности коммерческого консалтингового центра

        

Примечание –  Источник: [ 6, c. 254]

      

Основными направлениями  деятельности центра являются:

      

1) создание и  постоянное обновление информационной  базы, которое включает сбор маркетинговой  информации, обработку и предварительный  ее анализ;

      

2)  работа  с заказчиком, которая предполагает оказание различных консультативных, маркетинговых и информационных услуг с учетом его потребностей [6. c.254]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

2 Анализ состояния маркетинга на предприятии 

      

2.1 Анализ внутренней среды

      

Тепличное хозяйство  в составе совхоза «Минский» передано в структуру дороги в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Беларусь от 22.03.1996 г. № 261 «О передаче совхоза «Минский» из коммунальной собственности Минского района в республиканскую собственность».

      

В соответствии с приказом Начальника Белорусской железной дороги от 09.04.1996 г. № 27Н Тепличное хозяйство вошло в состав ГП «ДОРОРС».

      

Тепличное хозяйство  расположено по адресу: Минский район, д. Замосточье и находится в 16 км от г. Минска в юго-восточном направлении.

      

Тепличное хозяйство  действует на основании Положения, утвержденного 04.01.2001 года генеральным  директором УП «ДОРОРС».

      

Списочная численность  работников на 31.12.2009 г. составляет 336 человек, в том числе административно-управленческий персонал 19 человек.

      

Продукция Тепличного хозяйства выращивается по технологии соответствующей европейским стандартам. В хозяйстве внедрена малообъемная технология выращивания овощей на искусственных  субстратах (минеральная вата) с  автоматизированным капельным поливом. Осуществляется компьютерное управление климатом. Площадь всех теплиц оснащена оборудованием для подкормки растений углекислым газом.

      

Тепличное хозяйство  площадью 10.6 га было передано в состав Белорусской железной дороги в 1996 году.

      

Белорусская железная дорога и УП «ДОРОРС» восстановили все площади закрытого грунта, осуществили их реконструкцию и внедрение системы выращивания овощей по голландской технологии.

      

В настоящее  время тепличное хозяйство УП «ДОРОРС ― занимает

10,0 % в общем количестве площадей закрытого грунта страны и около 40 % в общем количестве площадей закрытого грунта Минской области. Удельный вес производства овощей составляет 12,0 %, цветов 28,0 % в общем объеме производства.    На протяжении функционирования тепличного хозяйства его площади постоянно возрастали. С 1996 г. площадь закрытого грунта выросла на 12,9 га (таблица 2).

Таблица 2-Динамика посевных площадей закрытого грунта тепличного хозяйства за период 1996-2009 годы

Годы 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Площадь закрытого грунта (га) 10,6 11,1 11,5 14 15,8 15,6 18,1 18,1 18,1 21,9 23,5

Информация о работе Развитие маркетинга в организации АПК