Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:57, курсовая работа
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия).
Содержание
Введение 3
Глава 1. Аналитическая часть 4
1.1. Характеристика исследуемой организации 4
1.1.1. Описание проблемной ситуации 6
1.2. Анализ ситуации 7
1.3. Выявление и формулировка проблемы. Анализ проблемы 10
1.4. Построение проблемного поля 11
1.5. Дерево проблемы 12
1.6. Выводы по аналитической части 15
Глава 2. Проектная часть 16
2.1. Выбор и обоснование метода разработки решений 16
2.2. Формирование массива альтернатив решений 16
2.3. Формирование критериев для выбора альтернатив. 18
2.4. Оценка и выбор оптимального решения 18
2.5. Сетевая модель реализации решения 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Характеристика факторов внутренней среды, влияющих на ситуацию
На рассматриваемую ситуацию могут влиять следующие внутренние факторы:
Характеристика факторов внешней среды, влияющих на ситуацию
Факторы внешней среды нам поможет рассмотреть SWOT-анализ.
SWOT-анализ деятельности компании ООО «Норма-Гарден»
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Возможности:
Угрозы:
Распознавание ситуации с точки зрения неопределенности, динамичности и сложности
Данная ситуация является детерминированной. Решения принимаются в условиях определенности и которые поэтому часто называют нерискованными ситуациями (задачами). В этих ситуациях каждая альтернатива приводит к однозначно определенным последствиям.
Степень неопределенности – низкая.
Степень динамики – низкая. Ситуация не изменчива.
Степень сложности – низкая.
Нашу
ситуацию можно представить как
точку в пространстве среды, т.е. в системе
координат X, У, Z (рис. 1). В данной системе
наша ситуация находится в вершине куба
1.
Рис. 1. Среда как трехмерное пространство с размещенными в нем видами ситуаций
Для предварительной оценки возможного характера проблемы и привлечения заблаговременно необходимой информации или помощи консультантов определяется тип ситуации в соответствии классификацией (табл. 1):
Классификация ситуации
Таблица 1.
По источнику возникновения | Описанная ситуация возникает под влиянием внутренних воздействий, т.к. она происходит внутри коллектива, часто в одном структурном подразделении организации, часто причиной тому является человеческий фактор. Данная ситуация и ее решение касается только внутреннего строения системы и ее элементов и не оказывает никакого влияния на внешний мир и никак с ним не взаимосвязана. |
По масштабу действий | Ситуацию можно классифицировать как возникающую в элементах системы, если учитывать, что организация это система, а подразделения - это элементы системы. |
По причинам возникновения | Искусственно создаваемые трудности приводят к данной ситуации и эти трудности создают начальники подразделений. |
По содержанию | Ситуацию можно назвать организационной, так как начальники подразделений неправильно распределяют объем работы на своих подчиненных, нарушая при этом организационную структуру компании. |
По временному признаку | Данная ситуация длится с момента открытия компании, поэтому ее можно назвать долгосрочной. И выход из данной ситуации возможен только при наличии хорошего начальника подразделения, который будет следить за данной ситуацией. |
По степени структуризации | Данная ситуация хорошо структурирована, так как легко поддается анализу. |
Проблема, с которой мы сталкиваемся когда нарушается общение между начальниками и подчиненными на организационных уровнях управления, называется двойное подчинение.
Внутреннюю структуру нашей проблемы составляют такие элементы, как предмет, субъект, связи и цель решения.
Предмет проблемы характеризует возникшее главное противоречие, которое отражается в вопросе: «В чем сущность проблемы?». Наша проблема - двойное подчинение.
Объект проблемы – отвечает на вопрос, где возникла проблема. В нашем случае, ответственным в данной проблеме является верхний уровень нашего менеджмента, а именно, Генеральный директор, отвечающий за политику организации,
Субъект - тот, кто связан с проблемой. У нас с проблемой связан руководитель и подчиненный.
Связи
характеризуют ограничения и
отношения с другими
Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?». В нашем случае, цель решения проблемы заключается в том, чтобы наладить взаимоотношения в коллективе и обеспечить рабочую обстановку.
Следующим этапом анализа проблемы является определение типа в соответствии с классификацией (табл. 2):
Классификация проблемы
Таблица 2.
По содержанию | Двойное подчинение является проблемой развития (когда фактические результаты деятельности ниже, чем потенциально возможные, т.е. когда не реализуется потенциал организации, даже если ее дела идут хорошо и все цели деятельности успешно достигаются). |
По степени новизны | Двойное подчинение типовая проблема. |
По приоритетности решения | Данная проблема является важной, но средней срочности. Важной, потому что несогласованность действий руководителей ведет к снижению работоспособности подчиненных, а это в свою очередь отражается на общей деятельности предприятия. |
По классности | Проблема прямая (связанная с эффективностью работы подчиненных. |
По используемым средствам | Проблема интенсивно решаемая. |
По степени структуризации | Проблема слабо структурирована (вызывается факторами, описанными и качественно и количественно, например, снижение прибыли предприятия упала на 20% из-за неэффективной управленческой политики) |
По фактору предвидения | Проблема не планируемая. |
Графические инструменты анализа проблемы
Для наглядности содержание проблемы изображается графически. При использовании круговой диаграммы для изображения структуры проблемного поля, руководитель должен:
- определить круг лиц, способных разработать и реализовать способы ее решения и получения положительного исхода;
Диаграмма проблемного поля отвечает
на вопросы: что решать? как действовать?
для чего необходимы средства? когда предпринимать
конкретные действия? кто этим должен
заниматься (рис. 2)?
Рис.2. Структура проблемного поля
Важным этапом анализа проблемы является структуризация причин ее появления, для чего устанавливаются причинно-следственные связи. При этом может выявиться иерархия причин, вызвавших конкретную проблему в организации (первого, второго, третьего . . . уровней), которую схематично можно представить в виде причинно-следственной диаграммы (рис.3) или диаграммы Ишикавы (рис. 5)
Рис.
3. Причинно-следственная
диаграмма
В
дереве проблем мы видим, что существуют
3 основных проблемы: карьерный рост, профессиональные
качества, управление, каждая из этих проблем
имеет свои причины, также некоторые из
них являются одновременно и следствием
другой причины – некомпетентности руководителей.
Эти проблемы можно схематично отразить
в профиле причин (рис. 4)
Профиль
причин
Рис.
4 Профиль причин
Вывод: как мы видим из рисунка 4, серьезной причиной данной проблемы является борьба за власть и авторитет среди руководителей.
Диаграмма Ишикавы
На логической модели анализа факторов снижения прибыли компании взято только два уровня моделирования: на 1-м уровне — карьерный рост, профессиональные качества, управление; на 2-м уровне — причины проблемы, связанные с 1-м уровнем (рис. 5).
Рис.5. Диаграмма Ишикавы
На диаграмме Ишикавы мы видим ветви проблем, наиболее разветвленная проблема - это низкое качество управления, об этом свидетельствуют отростки на ветви,2 остальные проблемы менее сложные.
Затем причины последнего уровня ранжируются по степени влияния причины на проблему и в зависимости от возможности устранения конкретной причины (табл.3).
Ранжирование причин
Таблица 3.
№ | Причина | Степень влияния на проблему | Возможность устранения | ИТОГ |
1 | Борьба за власть и авторитет | 10 | 4 | 14 |
2 | Некомпетентность | 8 | 8 | 16 |
3 | Низкая ответственность | 9 | 7 | 16 |
4 | Неправильная структура управления | 8 | 10 | 18 |
5 | Низкая дисциплина | 7 | 10 | 17 |
6 | Низкая информированность | 8 | 10 | 18 |
Информация о работе Разработка управленческого решения проблемы двойного подчинения