Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:46, дипломная работа
Цель данной выпускной работы: на основе современных направлений в управлении персоналом организаций разработать предложения по разработке и внедрению системы управления персоналом на предприятии OOO «СтройДом - БриК».
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
- дать характеристику теоретическим и практическим подходам к построению системы управления персоналом в организации;
- проанализировать эффективность управления персоналом в OOO «СтройДом - БриК»;
Введение…………………………………………………………………………..5
Раздел 1. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………….11
1.1 Краткая характеристика исследования предприятия…………….......11
1.2 Организационная структура компании OOO «СтройДом - БриК»…15
1.3 Миссия и цели организации……………………………………………...19
1.4 Краткая характеристика системы управления персоналом на предприятии………………………………………………………………….....20
1.5 Анализ эффективности использования основных фондов предприятия…………………………………………………………………….25
1.6 Анализ внешней конкурентной среды компании……………………...28
1.7 Анализ финансового состояния компании……………………………...33
1.7.1 Анализ активной и пассивной части баланса………………...………33
1.7.2 Анализ прибыли и рентабельности……………………………………37
1.7.3 Анализ финансовой устойчивости……………………………………..38
1.7.4 Анализ показателей ликвидности и платежеспособности………….44
1.7.5 Оценка деловой активности…………………………………………….46
Раздел 2. Теоретические аспекты управления персоналом……………...48
2.1. Понятие трудовых ресурсов. Рынок труда……………………………..48
2.2. Управление персоналом в системе современного менеджмента…....50
2.2.1 Парадигмы управления персоналом в XX в.........................................50
2.2.2 Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента.....................................................................................51
2.2.3 Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента........................................................................................................54
2.2.4 Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.................................................57
2.3. Оценка эффективности управления персоналом..................................63
Раздел 3. Разработка системы управления персоналом на предприятии.........................................................................................................71
3.1 Оценка системы управления персоналом................................................71
3.2 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления персоналом.....................................................................................79
3.3 Мероприятия по подготовке и подбору кадров.......................................89
3.4 Повышение эффективности использования методов управления персоналом на предприятии..............................................................................93
Заключение...........................................................................................................95
Список использованной литературы..............................................................
Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Таким образом, все это позволяет сделать вывод о недостаточно высокой деловой активности и снижении ее уровня в динамике.
Раздел 2. Теоретические аспекты управления персоналом
2.1. Понятие трудовых ресурсов. Рынок труда.
Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.
На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники, формируя общий объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Основными компонентами рынка трудовых
ресурсов являются:
совокупный спрос или общая потребность
экономики в наемной рабочей силе; совокупное
предложение, включающее все наемную рабочую силу из числа экон
активного населения; стоимость (цена)
рабочей силы;
конкуренция (между работниками, работодателями,
работниками и работодателями); резервирование
рабочей силы.
Совокупный спрос на рабочую силу определяется
числом и структурой рабочих мест, существующих
в экономике и требующих заполнения. Спрос
на рабочую силу охватывает все сферу
общественного труда и включает в себя
как укомплектованные работниками, так
и свободные рабочие места.
При этом различают: эффективный спрос,
определяемый числом экономически целесообразных
рабочих мест, и совокупный спрос, включающий
в себя и заполненные работниками неэффективные
рабочие места, в который чистая экономика,
фактически, не нуждается. Разница между
эффективным и совокупным спросом представляет
собой излишнюю численность занятых, основной
частью которых является скрытая безработица.
Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства.
Предложение рабочей силы на рынке труда
имеет три основных составляющие:
- лица, не занятые трудовой деятельностью
и ищущие работу;
- лица, намеривающиеся сменить место работы;
- лица, желающие трудиться в свободное
от работы или учебы время.
Естественно, что предложение рабочей
силы на рынке трудовых ресурсов постоянно
колеблется и зависит:
- от возрастной структуры населения;
- системы профессиональной и общей подготовки;
- силы влияния внешнего рынка на внутренний
и т.д.
Дифференциация рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки и т.п.
Основная часть совокупного спроса и совокупного предложения на рынке трудовых ресурсов удовлетворяется. Меньшая же часть, в силу движения рабочей силы и рабочих мест (по разным причинам) – оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы.
Введем еще несколько понятий:
рабочая сила – способность человека к труду;
труд – умственный или
физический процесс, направленный на производство
общественно значимых товаров и услуг;
стоимость рабочей силы
- цена материальных и духовных благ, необходимых
для воспроизводства рабочей силы, т.е.
полного удовлетворения потребностей
работника и членов его семьи.
Процесс превращения трудовых ресурсов
в потребительскую стоимость проходит
три этапа: от потенциально трудоспособного
населения к профессиональному обучению
с занятием рабочих мест на предприятии
и от него к самореализации себя в производстве
и создании потребительской стоимости.
2.2. Управление персоналом в системе современного менеджмента.
2.2.1 Парадигмы управления персоналом в XX в.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении XX столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй половине XX в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих "тектонических" сдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды - таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их природа - в трансформации форм организации совместной деятельности в XX в.
2.2.2 Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной. Именно в такой последовательности в XX в., как показывает опыт менеджмента различных организаций в развитых странах, происходит развитие основополагающих форм совместной творческой деятельности. Этот процесс, если его рассматривать в рамках организационно-культурного подхода, можно интерпретировать как фазы становления партиципативной организационной культуры, а те трансформации, которые претерпевали бюрократическая, органическая и предпринимательская культуры, последовательно генерировали парадигмы кадровой работы в менеджменте капиталистических стран.
Негативные социальные последствия подобного рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо). Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации - таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.
Коллективистская по своей природе идеология профессионализма, свойственная массовым профессиям, к середине 50-х гг. стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персональной ответственности - такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте, получившего распространение в развитых странах в 60-70-е гг. Его применение, в конечном счете, было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным.
Однако ориентация на потребительскую мотивацию работника, гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации, снижая в целом эффективность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естественным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективистским ценностям, обеспечивающим здоровую атмосферу в организациях, где работники, объединяемые во временные и постоянные рабочие группы, занимаются сложно организованной совместной деятельностью. В условиях глубокого структурного кризиса 70-х гг. созидание оптимальной, с точки зрения решения, как правило, неординарных проблем, формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов - таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80-90 гг., получившего название team management - командный менеджмент.
Таким образом, можно говорить о четырех основных парадигмах в кадровом менеджменте в XX в.:
доктрина научной организации труда;
доктрина человеческих отношений;
доктрина контрактации индивидуальной ответственности;
доктрина командного менеджмента.
Причем последняя парадигма представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре других организационных культур.
И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур - бюрократической, органической и предпринимательской - делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психологического настроя или (и) низкого уровня профессионализма.
Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб.
2.2.3 Основные типы
При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:
работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;
для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;
организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
поскольку работники по своей натуре склонны противодействовать целям, предписываемым организацией, и в основном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль за их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей;
на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.
При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:
работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;
рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;
работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;
высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива;
работники склонны положительно реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.