Проведение оценки стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ применяемых в настоящее время современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать существующие методики оценки стоимости бизнеса;
• оценить стоимость бизнеса на реальном примере;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы оценки бизнеса 6
1.1. Мнения современных экономистов об оценке стоимости бизнеса 6
1.2. Методы оценки стоимости бизнеса 16
2. Проведение оценки стоимости бизнеса 34
2.1. Краткая характеристика объекта оценки 34
2.2. Финансовый анализ для целей оценки 35
2.3. Ориентировочная стоимость бизнеса с помощью рыночного подхода 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовая (Оценка бизнеса ЦУМ, 53 с., ВШЭ) 4776-1.doc

— 416.50 Кб (Скачать)
 

     1. Баланс считается абсолютно ликвидным при условии следующих соотношений групп активов и групп обязательств:

     А1 ≥ П1 

     А2 ≥ П2 

     А3 ≥ П3 ( перспективная ликвидность)

     А4 ≤ П4 

     В случае, когда одно или несколько  неравенств системы имеют противоположный  знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

     Анализ  результатов показал, что наиболее срочные обязательства превышают  абсолютно ликвидные активы  и  соотношение А1 ≥ П1 не соблюдается. Быстро реализуемые активы и медленно реализуемые активы превышают краткосрочные и долгосрочные пассивы и  постоянные пассивы меньше трудно реализуемых активов и соотношение А4 ≤ П4  не выполняется. Таким образом, соблюдается два неравенства системы из четырех и ликвидность баланса отличается от абсолютно ликвидной.

     Также для оценки способности фирмы  выполнять свои краткосрочные обязательства  применяются показатели ликвидности. Они дают представление не только о платежеспособности фирмы на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. 

     Коэффициент общей ликвидности

     (КОЛ) = оборотные средства / краткосрочные  обязательства

     Таблица 2.4

     Расчет  показателя КОЛ

        Показатель На начало периода На конец  периода
        КОЛ     1728   /  2270 = 0,76     3 080  / 3358  = 0,92
 

     Согласно общепринятым международным стандартам считается, что этот коэффициент должен находится в пределах от единицы до трех. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньше мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств.

     Как видно из представленных данных, значение коэффициента в анализируемом периоде  находится ниже  нормы.

     Представляется, что в данном случае наиболее надежной будет оценка ликвидности только по показателю денежных средств. Этот показатель называется коэффициентом абсолютной ликвидности (КАЛ)

     КАЛ = денежные средства / краткосрочные  обязательства

     Таблица 2.5

     Расчет  показателя КАЛ

    Показатель На начало периода На конец  периода
    КАЛ      13 / 2270  = 0,006     98 / 3358  = 0,03
 

     В России оптимальным считается уровень данного коэффициента в пределах 0,2-0,25. Как видно из приведенных выше расчетов на предприятии, рассматриваемом нами в данном отчете, коэффициент абсолютной ликвидности  ниже оптимального уровня.

     Вывод:

     Ликвидность баланса предприятия отличается от абсолютно ликвидной, наиболее срочные обязательства не могут быть погашены наиболее ликвидными активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.  Показатель общей ликвидности не соответствует общепринятым международным стандартам. 

     В общем случае под рентабельностью  понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический  смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует  прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

     В зависимости от направления вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности.  
 

     Таблица 2.6

     Прибыль от реализации по основной деятельности

Год 2008г. 2009г.
Прибыль от реализации основной деятельности, тыс. руб. 415 438
 

     Рентабельность  основной (текущей) деятельности, характеризующая  эффективность затрат, связанных  с основной деятельностью, и рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализации, для  данного предприятия составляет:

     Таблица 2.7

     Рентабельность  деятельности

Год 2008г. 2009г.
Рентабельность  основной деятельности 8,4% 8,2%
 

     По  итогам работы наблюдается прибыльность деятельности предприятия по состоянию  на 31.12.09г.

     Таблица 2.8

     Сводные аналитические показатели деятельности ОАО “Центральный универмаг“ 

Наименование  показателей 2008г. 2009г. Норма
Показатели  финансовой устойчивости
Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств 0 0 К< 1
Коэффициенты  ликвидности
Коэффициент общей ликвидности 0,76 0,92 1 - 3
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,006 0,03 0,2 – 0,25
Коэффициенты  рентабельности
Рентабельность  основной деятельности, % 8,4 8,2  
 

     Выводы  по результатам анализа.

    1. Структура источников и распределение средств в пассиве ОАО “Центральный универмаг“ свидетельствует о достаточно стабильном  положении предприятия, так как присутствуют источники собственных средств и предприятие не имеет  убытков.
    2. Баланс предприятия не является абсолютно ликвидным.
    3. По итогам работы наблюдается прибыльность деятельности предприятия.

     Отсутствуют достаточные собственные оборотные  средства для финансовой устойчивости предприятия. Необходима оптимизация  работы с арендаторами, так как  в балансе присутствует большая  доля готовой продукции и товаров  для перепродажи при основной деятельности – сдаче в аренду недвижимого имущества.

2.3. Ориентировочная стоимость бизнеса с помощью рыночного подхода

 

     Сравнительный подход при оценке бизнеса предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

     В зависимости от целей, объекта и  конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов.

  1. Метод компании – аналога.
  2. Метод сделок.
  3. Метод отраслевых коэффициентов.

     Оценку  объекта исследования проведем, воспользуясь методом сделок.

     Метод сделок основан на использовании цен приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Таким образом, базой для сравнения служит цена приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод может быть использован для оценки контрольного пакета акций.

     Основные  этапы процедуры оценки по этому  методу :

  1. Поиск компании – аналога или сопоставимых компаний.
  2. Финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации.
  3. Расчет оценочных мультипликаторов (факторов).
  4. Применение мультипликаторов к оцениваемой компании.
  5. Оценка рыночной стоимости  100% пакета обыкновенных акций ОАО “Центральный универмаг“.
  6. Расчет скидки за недостаточную ликвидность.
  7. Расчет окончательной рыночной стоимости 100 % пакета обыкновенных акций.

     Поиск компании – аналога или сопоставимых компаний. При поиске сопоставимых компаний необходимо учесть следующие  факторы:

    • принадлежность к той же отрасли; сравнение по размеру: объем продаж, уровень дохода, величина собственного капитала и пр.
    • перспективы роста; финансовый риск; операционный риск; качество менеджмента; пр.

     Отраслевое  сходство – список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной  отрасли, но также необходимо учитывать  уровень диверсификации производства.

     Размер  является важнейшим критерием, оцениваемым  аналитиком при составлении окончательного списка аналогов.

     Был проведен анализ рынка слияний и  поглощений, где могут продаваться  контрольные пакеты акций, открытого  фондового рынка на предмет анализа котировок и сделок по продажам акций, внебиржевого рынка. В 2007-2008 гг. в Пермском крае  и по России (данные Минимущества РФ) пакеты акций предприятий данной отрасли не продавались. По данным системы СКРИН зарегистрировано более 500 предприятий с названием «универмаг», основной организационно-правовой формой данных предприятий является: ООО, ЗАО, ИП, и всего чуть более 30 – ОАО, акции которых на открытом фондовом рынке не котируются. Анализ внебиржевого рынка Перми также показал отсутствие продаж акций универмагов.

     Анализ  рынка продажи готового бизнеса (предприятия) 2008г. показал наличие продаж магазинов, торговых центров, расположенных в различных регионах России: Московская область, Ивановская область, Свердловская область, Томская, Калужская область, г. Киров и прочие.

     Анализ  рынка продажи готового бизнеса (предприятия) показал наличие продаваемых  компаний – аналогов, сопоставимых с объектом оценки по отраслевому  сходству, ассортименту выпускаемой  продукции, размеру.

     Оценщиком для сопоставления выбраны предприятия, имеющие наиболее полную информационную базу для сравнения.

     Таблица 2.9

     Финансовые  показатели предприятий – аналогов

Показатель Оцениваемый объект Аналоги
1 2 3
  ОАО «Центральный универмаг» Продуктовый супермаркет Торговый комплекс Магазин
Источник  информации Информация  заказчика Магазин готового бизнеса, deloshop.ru Компания «Системная аналитика», www.bbroker.ru Уральская палата готового бизнеса, www.pgb.ru
Местоположение Пермский край г. Соликамск г. Москва, Московская область Ивановская  область, райцентр Свердловская  область, г. Каменск-Уральский
Организационно- правовая форма ОАО ООО ОАО ИП
Текущее использование Торговый центр Продуктовый супермаркет Торговый комплекс Магазин
Производственные  мощности 2-х этажное  капитальное здание с цокольным  этажом в собственности  помещение в  собственности на 1 этаже 10-ти эт. дома 4-х этажное  капитальное здание в собственности  2-х этажное  капитальное здание в собственности
Общая площадь здания, помещения, кв.м. 3833,5 262 6380 450
Вид деятельности Сдача в аренду недвижимого имущества в виде торговых площадей в здании «Центральный универмаг» Торговля продуктами питания Сдача в аренду недвижимого имущества в виде торговых площадей в здании торгового комплекса Торговля продуктами питания
Срок  существования бизнеса в годах 8 8 - -
Валовая реализация, руб. 2008г. 5 758 000 - 30 000 000 -
Валовая прибыль (убыток), руб. 1 439 000 168 000$ * 25,9268 = 4 355 702 - -
Общее количество работающих на предприятии - 9 - -
Фонд  оплаты труда, руб./год 2 208 000 84 000$ * 25,9268 = 2 177 851 - -
Дата  продажи / предложения   июнь 2008г. 2008г. декабрь 2007 г.
Цена  продажи / предложения, руб.   1650 000 $ * 33,5205 = 55 308 825 11 815 000 $ * 33,5205 = 396 044 707 19 700 000

Информация о работе Проведение оценки стоимости бизнеса