Проведение оценки стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ применяемых в настоящее время современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать существующие методики оценки стоимости бизнеса;
• оценить стоимость бизнеса на реальном примере;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы оценки бизнеса 6
1.1. Мнения современных экономистов об оценке стоимости бизнеса 6
1.2. Методы оценки стоимости бизнеса 16
2. Проведение оценки стоимости бизнеса 34
2.1. Краткая характеристика объекта оценки 34
2.2. Финансовый анализ для целей оценки 35
2.3. Ориентировочная стоимость бизнеса с помощью рыночного подхода 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовая (Оценка бизнеса ЦУМ, 53 с., ВШЭ) 4776-1.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     Методы  дисконтированных денежных потоков, рынка  капитала и отраслевых коэффициентов  ориентированны на оценку компании, как действующей и которое будет и дальше функционировать. Методы чистых активов и сделок, напротив, применимы для случая, когда инвестор намеривается закрыть компанию либо существенно сократить объем ее выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем компаниям, которые успели накопить активы в результате капитализации их в предыдущие периоды; этот метод наиболее адекватен при оценке «зрелых» по своему возрасту компаний.

     Проводя выбор необходимых методов для  проведения процесса оценки компании необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод.

     Таблица 1.3

     Преимущества  и недостатки подходов оценки стоимости  компании 1

Подход Преимущества Недостатка
Сравнительный (рыночный) Полностью рыночный метод; отражает нынешнюю, реальную практику покупки; Основан на прошлом, нет учета будущих ожиданий; необходим  целый ряд поправок; труднодоступные  данные;
Доходный Единственный  метод, учитывающий будущие ожидания, рыночный аспект (дисконт рыночный), экономическое устаревание; Трудоемкий  прогноз; частично носит вероятностный  характер;
Затратный (имущественный) Основывается  на реально существующих активах; Частично не учитывает стоимость нематериальных активов (НМА) и goodwill2; статичен, нет учета будущих ожиданий; не рассматривает уровни прибылей;
 

     Таблица наглядно показывает, что во многих случаях необходимо применять разные методы оценки стоимости компании, что позволит, в конечном счете, получить более достоверный результат.

     Рассмотрим  основные подходы и методы оценки стоимости компании более подробно. 

     Доходный  подход

     Оценка  бизнеса с применением методов  доходного подхода осуществляется на основе доходов компании, тех  экономических выгод, которые получает собственник от владения бизнесом.

     Оценка  бизнеса с применением методов доходного подхода основана на принципе, что потенциальный покупатель не заплатить за долю в бизнесе больше, чем она может принести доходов в будущем.

     Приведение  будущих доходов к текущей  стоимости на дату проведения оценки основано на концепции изменения стоимости денег во времени, согласно которой доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем.

     Применение  методов доходного подхода является обязательным в случае оценки бизнеса, имеющей прибыль.

     Основными источниками, используемыми для  оценки стоимости бизнеса методами доходного подхода, являются:

    1. Бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения, данные бухгалтерского учета, в том числе, информация о размера выплачиваемых обществом дивидендов, информация о реализуемых инвестиционных проектах, прочая информация о финансовых и производственных показателях компании за прошедшие отчетные периоды.
    2. Бизнес планы, а также другие документы компании по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей.
    3. Результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией компании, ответы компании на запросы оценщика.
    4. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли (отраслей), к которым относится оцениваемая компания.
    5. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития региона (регионов), в которых расположена оцениваемая компания.
    6. Информация о рисках, связанных с деятельностью компании.
    7. Информация о котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемой компании, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемая компания и фондового рынка в целом.
    8. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденциях ее развития.

     Оценка  бизнеса методами доходного подхода предполагает проведение следующих основных процедур:

      • подготовка финансовой отчетности оцениваемой компании, в частности актуализация и нормализация отчетности;
      • прогнозирование  на основе  анализа  финансового  состояния компании, показателей дохода и затрат компании;
      • расчет ставки дисконтирования или коэффициента капитализации в зависимости от выбранного метода и показателя дохода;
      • расчет стоимости бизнеса путем приведения будущих доходов в стоимость на дату проведения оценки, используя методы дисконтирования или капитализации;

     При поведении оценки бизнеса методами доходного подхода должны быть соблюдены  следующие условия:

        1. Ожидаемая величина показателя дохода должна определяться исходя из прошлых результатов деятельности компании, перспектив ее развития, а также отраслевых и общеэкономических факторов.
        2. Используемая ставка дисконтирования или капитализации должна соответствовать выбранному показателю дохода компании, в частности:
      • ставка дисконтирования или капитализации должна учитывать структуру капитала, инвестированного в бизнес
      • для номинального показателя дохода (выраженного в текущих ценах) и для реального показателя дохода (с учетом изменения цен) должны быть использованы соответствующие ставки дисконтирования 3

     Говоря  о доходном подходе к оценке бизнеса, уместным будет сказать, что еще в 1958 году тогда малоизвестные ученые Франко Модильяни и Мертон Миллер получили один из самых удивительных результатов современной теории финансов, они утверждали, что рыночная стоимость любой фирмы не зависит от структуры ее капитала, а определяется исключительно ее будущими доходами. Этот вывод, известный ныне как «теорема ММ», имел такие масштабные последствия, что, по оценке американской Ассоциации финансового менеджмента, оказал на практику управления финансами корпораций большее влияние, чем все ранее опубликованное. Теорему ММ на западе считают краеугольным камнем современной теории корпоративных финансов, а ее авторы были удостоены Нобелевских премий по экономике. Для оценки бизнеса по доходу западная практика использует два метода: метод капитализации дохода и метод дисконтированных денежных доходов.  

     Затратный (имущественный) подход

     Оценка  стоимости бизнеса с применением  методов затратного подхода осуществляется исходя из величины тех активов и  обязательств, которые приобрела компания за период своего функционирования на основе принципа замещения. Актив не должен стоить больше затрат на замещение его основных частей.

     Активы  и обязательства компании в рамках затратного подхода принимаются  к расчету по рыночной стоимости. Определение иной стоимости актива или обязательства, если договором или в нормативном правовом акте не установлено иное, должно быть аргументировано оценщиком.

     Затратный подход в оценке стоимости компании рассматривает стоимость компании с точки зрения понесенных издержек.

     Базовой формулой в затратном подходе  является:

     Собственный капитал = Активы - Обязательства4

     Основными источниками информации, используемыми  в рамках затратного подхода, являются:

     1. Бухгалтерская отчетность компании;

     2. Данные синтетического и аналитического учета компании;

     3. Данные о текущей рыночной (или  иной - в соответствии с базой  оценки) стоимости материальных  активов компании;

     4. Данные о текущей рыночной (или  иной - в соответствии с базой  оценки) стоимости финансовых вложений компании;

     5. Данные о текущей величине  обязательств компании;

     6. Данные о текущей рыночной (или  иной - в соответствии с базой  оценки) стоимости (доходности) нематериальных  активов компании;

     7. Прочая информация о рыночной  или иной стоимости активов,  обязательств, вещных и иных прав и обязанностей компании.

     Неиспользование какого-либо из указанных источников информации должно быть аргументировано  оценщиком.

     Оценка  стоимости бизнеса затратным  подходом предполагает наличие следующих  основных процедур:

    • анализ бухгалтерского баланса на дату оценки.
    • сбор информации о рыночной стоимости активов и обязательств компании.
    • определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости материальных активов компании.
    • определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости финансовых вложений компании.
    • определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости нематериальных активов компании, включая интеллектуальную собственность.
    • определение рыночной стоимости обязательств компании.
    • определение стоимости компании (бизнеса) как разницы между суммарными стоимостями его активов и обязательств.

     В рамках указанных процедур оценщик  оценивает:

    • активы и обязательства компании, отражаемые на балансе компании,
    • обременение активов компании,
    • деловую репутацию компании и прочие нематериальные активы, не отраженные в балансе;
    • вещные, прочие права компании;
    • обязанности, связанные с обеспечением исполнения обязательств;
    • другие активы, права, обязательства и обязанности, не отраженные в бухгалтерском балансе.

     В случае если стоимость актива, права, обязательства или обязанности является незначительной, оценщик имеет право не осуществлять их оценку.

     Основными методами затратного подхода являются:

     1. Метод чистых активов.

     2. Метод ликвидационной стоимости. 

     Рыночный (сравнительный) подход

     Оценка  стоимости бизнеса с применением методов сравнительного подхода проводится путем сравнения (сопоставления) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.

     Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются, прежде всего:

    • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли) в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;
    • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;
    • данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи компании (бизнеса) в целом;

     В зависимости от наличия и доступности  информации, характеристик объекта  оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода оценщиком применяются следующие методы:

    • метод рынка капитала (метод компании-аналога);
    • метод сделок;
    • метод отраслевых коэффициентов.

Информация о работе Проведение оценки стоимости бизнеса