Проведение оценки стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ применяемых в настоящее время современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать существующие методики оценки стоимости бизнеса;
• оценить стоимость бизнеса на реальном примере;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы оценки бизнеса 6
1.1. Мнения современных экономистов об оценке стоимости бизнеса 6
1.2. Методы оценки стоимости бизнеса 16
2. Проведение оценки стоимости бизнеса 34
2.1. Краткая характеристика объекта оценки 34
2.2. Финансовый анализ для целей оценки 35
2.3. Ориентировочная стоимость бизнеса с помощью рыночного подхода 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовая (Оценка бизнеса ЦУМ, 53 с., ВШЭ) 4776-1.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     По  мнению Вадима Павловца, финансового  консультанта фирмы ЭЛИП (реализация управленческих бизнес-инноваций в  реальном секторе экономики), можно  сформулировать цели оценки бизнеса  со стороны различных хозяйствующих субъектов [11]:

     Таблица 1.1

     Цели  оценки со стороны субъектов [3]

Субъект оценки Цели оценки
Предприятие как юридическое лицо Обеспечение экономической  безопасности
Разработка  планов развития предприятия
Выпуск  акций
Оценка  эффективности менеджмента.
Собственник Выбор варианта распоряжения собственностью
Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации
Обоснование цены купли-продажи предприятия  или его доли
Установление  размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия
Кредитные учреждения Проверка финансовой дееспособности заемщика
Определение размера ссуды, выдаваемой под залог
Страховые компании Установление  размера страхового взноса
Определение суммы страховых выплат
Фондовые  биржи Расчет конъюнктурных характеристик
Проверка  обоснованности котировок ценных бумаг
Инвесторы Проверка целесообразности инвестиционных вложений
Определения допустимой цены покупки предприятия  с целью включения его в  инвестпроект
Государственные органы Подготовка предприятия к приватизации
Определение облагаемой базы для различных видов  налогов
Установление  выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства
Оценка  для судебных целей
 

     Эта таблица наглядно показывает, насколько  различны цели оценки стоимости бизнеса (компании), что в дальнейшем предполагает поиск различного вида стоимости. В зависимости от целей оценке и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.

     Понятие стоимости бизнеса (компании) имеет  множество интерпретаций. Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. В литературе, посвященной оценке стоимости бизнеса (компании) различают четыре основных стандарта оценки:

  • обоснованной рыночной стоимости;
  • обоснованной стоимости;
  • инвестиционной стоимости;
  • внутренней (фундаментальной) стоимости [3].

     Все указанные стандарты предполагают, что оценка делается в расчете  на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.

     Основные  различия указанных стандартов сводятся к следующему.

     Стандарт  обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного  проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

     Стандарт  обоснованной рыночной стоимости, хотя и может показаться слишком теоретизированным, уже применяется в мире (преимущественно в англосаксонских странах) для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество в части финансовых активов компаний, которые имеют на своем балансе акции закрытых дочерних компаний. При этом соответствующие законы требуют, чтобы указанной налогооблагаемой базой служила определенная специальными методами оценки бизнеса обоснованная рыночная стоимость дочерних закрытых компаний, пропорционально уменьшенная в соответствии с долей материнской фирмы в дочерней компании.

     Указанное требование обусловливает то, что западные корпорации-налогоплательщики, чтобы обезопасить себя от претензий налоговой инспекции, вынуждены привлекать к оценке обоснованной рыночной стоимости своих дочерних закрытых компаний и контрольных пакетов в них престижные оценочные фирмы, в роли которых чаще всего выступают крупные аудиторские компании.

     Стандарт  обоснованной рыночной стоимости самым  серьезным образом ограничивает возможности применения сколь-либо сложных методов оценки бизнеса, так как они подразумевают привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно сказать, что единственным подходом к оценке бизнеса, который действительно отвечает указанному стандарту, является рыночный подход. Только в нем используется общедоступная для всех рыночная информация.

     Однако  рыночный подход к оценке бизнеса  может быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке имущественных комплексов его нельзя применить, так как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы не котируются и информация по ним не публикуется.

     Стандарт  обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

     Стандарт  обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике в случаях, когда  акционеры меньшинства опротестовывают  через суд сделки по скупке от них акций более крупными акционерами тех же компаний на основании предъявления, к последним, претензий по поводу несоблюдения при подготовке договорной цены купли-продажи указанного стандарта. Претензия состоит в том, что акционеры большинства в таких случаях зачастую не предоставляют контрагенту по сделке (акционеру меньшинства) той информации об истинных рыночных перспективах компании и подлинной рыночной стоимости ее имущества, из которой исходят сами при определении максимально допустимых цен на акции компании. Доказанная подобная информационная асимметрия может привести к аннулированию рассматриваемой сделки.

     Очевидно, что данная ситуация имеет прямые аналогии и в отечественной практике, когда более крупные акционеры  и менеджеры приватизированных компаний на основе сходной информационной асимметрии (зачастую усиливая ее распространением ложной информации о заниженных перспективах компании) скупают мелкие пакеты акций у работников приватизированных компаний, которым к тому же задерживается выплата заработной платы.

     Стандарт  инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности  и деловых возможностей конкретного  инвестора (следовательно, согласно этому  стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

     Стандарт  инвестиционной стоимости предполагает, что оценка бизнеса осуществляется исходя из информированности об имуществе  и рыночных перспективах (на рынках сбыта и рынках покупных ресурсов) компании конкретного ее инвестора (покупателя или продавца). Играют роль и деловые возможности конкретного инвестора: имеющиеся у него за рамками сделки по купле-продаже компании (увеличивающие ее стоимость в глазах такого инвестора) активы, которые могут быть использованы для развития бизнеса вместо выделения специального финансирования на цели их приобретения или создания собственными силами; творческие возможности (деловая фантазия) инвестора и пр.

     Инвестиционная  стоимость компании с точки зрения внешнего инвестора-покупателя называется внешней стоимостью компании. Инвестиционная стоимость компании с точки зрения ее действующих менеджеров и с учетом их планов называется стоимостью компании как есть.

     Стандарт  внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

     Стандарт  внутренней (фундаментальной) стоимости  компании требует, чтобы оценка бизнеса  производилась не просто на основе информации независимого аналитика, который  должен учесть в этой оценке все  влияющие на нее факторы (оценив компанию всеми существующими методами оценки бизнеса и дав его итоговую оценку в зависимости от своей обоснованной степени доверия к этим методам в конкретной ситуации), но также с учетом того, что этот аналитик не оказывается вынужденным запрашивать информацию от одной из заинтересованных в оценке сторон (продавца или покупателя компании), тем самым, подвергая себя зависимости от нее.

     Практическим  выводом из отмеченного выше оказывается  то, что независимый аналитик (оценщик), чтобы выполнить стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости, должен иметь собственный опыт работы в отрасли рассматриваемой компании и собственную независимую информацию о ней.

     Стандарт  внутренней (фундаментальной) стоимости  предполагает также, что рассматриваемая  компания должна быть оценена всеми существующими методами оценки бизнеса с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весовых коэффициентов должны выступать специально обосновываемые коэффициенты доверия оценщика к результатам применения того или иного метода оценки в конкретной оценочной ситуации) [5, c. 67].

     Приведенные стандарты оценки бизнеса применимы  как к оценке компаний (их рыночной стоимости или, иными словами, их рыночной капитализации), так и к оценке имущественных комплексов независимо от того, кто ими владеет.

     Обычно  в мировой и российской практике считается, что наиболее объективная  оценка бизнеса как такового соответствует  стандарту обоснованной рыночной стоимости. По мнению доктора экономических наук, профессора Института профессиональной оценки Финансовой Академии М. А. Федотовой, основными факторами, определяющими рыночную стоимость бизнеса, являются: спрос, настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, затраты на создание аналогичных компаний, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов [8, c.204].

     Помимо  общепринятых международных стандартов в отдельных странах разрабатывают  и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию. Национальные стандарты закрепляют то, на каком уровне и как видится методический аппарат оценки бизнеса наиболее влиятельными теоретиками и практиками оценки бизнеса в той или иной стране.

1.2. Методы оценки стоимости бизнеса

     В международной профессиональной практике, которая взята российскими оценщиками на вооружение, существуют несколько  методов оценки бизнеса компании. Их можно выделить в три основных подхода: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Каждый из них предполагает использование при оценке присущих ему методов. Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков. Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. При сравнительном подходе (рыночном) используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

     Следует отметить, что ни один из перечисленных  подходов и методов не только не является взаимоисключающими, но и дополняют друг друга. Конечно, было бы странным использовать все возможные методы для оценки одного объекта. Обычно при оценке стоимости компании (бизнеса) в зависимости от целей оценки, искомой стоимости, поставленных условий, состояния самого объекта и состояния экономической среды используют сочетание двух-трех методов наиболее подходящих в данной ситуации.

Информация о работе Проведение оценки стоимости бизнеса