Проведение оценки стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ применяемых в настоящее время современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать существующие методики оценки стоимости бизнеса;
• оценить стоимость бизнеса на реальном примере;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы оценки бизнеса 6
1.1. Мнения современных экономистов об оценке стоимости бизнеса 6
1.2. Методы оценки стоимости бизнеса 16
2. Проведение оценки стоимости бизнеса 34
2.1. Краткая характеристика объекта оценки 34
2.2. Финансовый анализ для целей оценки 35
2.3. Ориентировочная стоимость бизнеса с помощью рыночного подхода 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53

Файлы: 1 файл

курсовая (Оценка бизнеса ЦУМ, 53 с., ВШЭ) 4776-1.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     Величина  стоимости акционерного капитала компании может быть найдена методами, традиционно применяемыми в моделях дисконтирования прибыли и денежных потоков при расчете коэффициента дисконтирования. В частности, для компаний, чьи акции торгуются на открытом рынке, рекомендуется применять модель CAPM (capital asset pricing model), найденные при этом значения могут быть применены к сравнимым закрытым компаниям, а так же тем, чьи акции недостаточно ликвидны. В России, однако, из-за сравнительной неразвитости фондового рынка, нахождение коэффициента β, необходимого для расчетов по CAPM, представляет определенные проблемы.

     Модель EBO обладает достаточным потенциалом  для ее успешного применения в  российских условиях. Поскольку базой  для определения стоимости компании, а часто и большей ее составляющей в данной модели служит текущая величина чистых активов, найденная итоговая сумма должна вызывать большую степень доверия у консервативно настроенной части оценщиков и аналитиков. Тот факт, что гораздо меньшая, чем в методах DDM (дисконтирование дивидендов) и DCF (дисконтирование денежных потоков), часть стоимости компании “распределена во времени”, снижает риски неправильного прогнозирования, хотя, безусловно, не элиминирует их совсем. Для потенциального инвестора модель Ольсона является мощным инструментом, дающим представление о том, какая часть рыночной стоимости фирмы выражена ее реальными активами, а какая – нематериальным «гудвиллом» (goodwill), что позволяет более точно. 8 

     Говоря  о методиках оценки бизнеса, нужно  отметить такое понятие как «гудвилл». Понятие «гудвилл» в последнее время стало достаточно распространенным. В отечественных нормативных документах «гудвилл» определен как комплекс мер, направленных на увеличение прибыли компании, без увеличения активных операций, включая использование управленческих способностей, новые технологии и т. п. Превышение стоимости покупки компании как целостного имущественного комплекса над текущей стоимостью всех материальных активов составляет «цену компании» (гудвилл), которая отражается в балансе как нематериальный актив.

     В зарубежной литературе такой подход называется теорией «большого котла», то есть «гудвилл» - цена, которую покупатель готов заплатить за компанию сверх  рыночной стоимости ее материальных активов. Гудвилл определяется как  совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжить пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят фирме прибыль сверх той, которая требуется для разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая доход на все прочие нематериальные активы. которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.9 Гудвилл бизнеса иногда может быть отделен от владельцев и персонала, но он никогда не может быть продан отдельно от компании.

     Как известно, одним из приоритетных факторов функционирования компании является ее доходность. Известные методы оценки доходности являются базой для оценки гудвилла, в частности, используется метод избыточного дохода. Метод основан на определении прогнозной операционной прибыли, из которой выделяется избыточный доход, то есть доход, остающийся сверх типичной прибыли компании такого типа. Этот доход отражает стоимость гудвилла и других нематериальных активов (стоимость определяется посредством капитализации).

     Гудвилл может быть связан с месторасположением компании, персоналом, различными правами или льготами легального характера (т.е. закрепленными законодательно), постоянным общественным признанием. Гудвилл является нематериальным активом, часто не отражаемым или отражаемым по заниженной стоимости. Однако эксперту-оценщику необходимо его учитывать при оценке действующей компании. Гудвилл возникает, когда компания получает прибыль выше среднего, то есть стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл принимается к учету на баланс только в момент смены владельца компании.

 

2. Проведение  оценки стоимости  бизнеса

2.1. Краткая характеристика  объекта оценки

     Полное  наименование – открытое акционерное  общество «Центральный универмаг». Краткое наименование - ОАО «ЦУМ».

     Юридический адрес: Россия, Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы 117.

     Структура органов управления: Собрание акционеров, Совет директоров, Генеральный директор.

     Местонахождение и почтовый адрес – Россия, Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы 117.

     Структура уставного капитала.

     Уставный  капитал ОАО «Центральный универмаг» составляет  76 022,64 рублей.

     Общее количество размещенных акций – 37 266 шт. Категории выпущенных акций - обыкновенные именные, бездокументарные. Номинальная стоимость – 2,04 руб. Общие данные о ценных бумагах: вид ценных бумаг – обыкновенные именные бездокументарные акции.

     Состав  акционеров:

    • Кириллов В.Б – 26,25%
    • Эйриян А.В. – 26,25%
    • Лебедикова М.А. – 1,4%
    • Управление имущественных отношений г. Соликамска – 24,24% (9 033 акции)
    • и прочие акционеры

     Продукция.

     Основные  виды деятельности ОАО  “Центральный универмаг“ – предоставление в  аренду нежилого недвижимого имущества.

     Конкуренция.

     На  рынке розничной торговли в г. Соликамске «Центральный универмаг» является  крупным торговым центром, хотя и испытывает конкуренцию, как со стороны областного центра, так и со стороны небольших магазинов.

     Производственная  деятельность.

     Итоги работы за  2008 год.

     Выручка от реализации продукции и услуг  – 5 385 тыс. рублей, прибыль (убыток) от продаж -  415 тыс. рублей, чистая прибыль – 264 тыс. руб.

     Итоги работы за  2009 год.

     Выручка от реализации продукции и услуг  – 5 758 тыс. рублей, себестоимость реализованной  продукции – (4319) тыс. рублей, прибыль (убыток) от продаж -  438 тыс. рублей, чистая прибыль – 287 тыс.руб. 

2.2. Финансовый анализ для целей оценки

     Схема проводимого нами анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия:

    1. Анализ ликвидности компании;
    2. Анализ рентабельности капитала и рентабельности деятельности компании.

     Информационной  основой послужили данные бухгалтерского баланса на 31 декабря 2009г.

     Вертикальный  анализ баланса.

     Позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге.

     Горизонтальный  анализ баланса.

     Заключается в построении значений, характеризующих темпы роста абсолютных показателей.  
 

     Таблица 2.1

     Сравнительный аналитический баланс на 31 декабря 2009г. (тыс. руб.) - пассив

№ п/п   Наименование статей  баланса Показатели  структуры пассива  баланса предприятия  в валюте баланса
На начало периода На  конец периода Прирост, снижение
Абсолют Уд. вес Абсолют Уд. вес Абсолют Уд. вес
  ПАССИВ            
1 Источники собственных  средств предприятия 1 981 46,6 2 149 38,9 168 -7,7
2 Долгосрочные  обязательства 12 0,2 13 0,2 1 0
3 Краткосрочные обязательства 2270 53,2 3358 60,9 1088 7,7
3.1 Краткосрочные кредиты банков и различные займы 0 0 0 0 0 0
3.2 Кредиторская  задолженность предприятия, в том  числе  2270 100 3358 100 1088   0
3.2.1. Задолженность поставщикам 1236 54,4 2247 66,9 1011 12,5
3.2.2 Задолженность перед бюджетом, соцстрахом, внебюджетные фонды 39 1,7 39 1,2 0 -0,5
3.2.3. Задолженность перед персоналом 122 5,4 129 3,8 7 -1,6
3.2.4 Задолженность по налогам и сборам 205 9 275 8,2 70 -0,8
3.2.5 Прочие кредиторы 668 29,5 668 19,9 0 -9,6
3.3. Задолженность учредителям по выплате доходов 0 0 0 0 0 0
3.4. Доходы будущих  периодов 0 0 0 0 0 0
3.5. Резервы предстоящих  расходов 0 0 0 0 0 0
3.6. Прочие краткосрочные  обязательства 0 0 0 0 0 0
  Валюта баланса 4263 100 5520 100 1 257  
 

     Вертикальный анализ.

     Анализируя  структуру пассива баланса, следует  отметить, как положительный момент финансовой устойчивости предприятия  – наличие источников собственных  средств или положительную долю капитала и резервов: 38,9 % на конец  периода, тогда как доля краткосрочных обязательств составила – 60,9%. В составе краткосрочных обязательств наибольшая доля приходится на кредиторскую задолженность - 100%, следует отметить, что в кредиторской задолженности преобладают: задолженность поставщикам – 66,9% и задолженность прочим кредиторам – 19,9%.

     Горизонтальный  анализ.

     Появилась задолженность перед бюджетом, соцстрахом, внебюджетными фондами в валюте баланса которая составляет 2,8%, в  конце периода. Задолженность по оплате труда уменьшилась с 5,4% до 3,8%. Увеличилась задолженность предприятия перед поставщиками с 54,4% до 66,9% в валюте баланса. Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить, что доля капитала и резервов, т. е. собственных средств предприятия, на конец периода уменьшилась на 7,7%, и соответственно увеличилась доля краткосрочных обязательств.

     Таблица 2.2

     Сравнительный аналитический баланс на 31 декабря 2009г. (тыс. руб.) - актив

  № п/п   Наименование статей  баланса Показатели  структуры актива баланса предприятия  в валюте баланса
На  начало периода На  конец периода Прирост, снижение
Абсолют
Уд. вес Абсолют Уд. вес Абсолют Уд. вес
  АКТИВ            
1 Внеоборотные  активы 2535 59,5 2440 44,2 -95 -15,3
1.1 Нематериальные  активы 0 0 0 0 0 0
1.2 Основные средства 2522 99,5 2426 99,4 -96 -0,1
1.3 Незавершенное строительство 0 0 0 0 0 0
1.4. Долгосрочные  финансовые вложения 0 0 0 0 0 0
1.5. Отложенные  налоговые активы 14 0,5 14 0,6 0 0,1
2 Оборотные активы 1728 40,5 3080 55,8 1352 15,3
2.1 Запасы и  затраты 1318 76,3 1952 63,4 634 -12,9
2.1.1 Сырье и материалы 203 15,4 77 3,9 -126 -11,5
2.1.2. Животные на выращивании 0 0 0 0 0 0
2.1.3. Незавершенное производство 0 0 0 0 0 0
2.1.4. Готовая продукция  и товары для перепродажи 1107 84 1875 96,1 768 12,1
2.1.5. Расходы будущих  периодов 8 0,6 0 0 -8 -0,6
2.2. Дебиторская задолженность  свыше 12 месяцев 0 0 0 0 0 0
2.3. Дебиторская задолженность  в течение 12 месяцев 27 1,6 672 21,8 645 20,2
2.4. Краткосрочные финансовые вложения 0 0 0 0 0 0
2.5. Денежные средства 13 0,8 98 3,2 85 2,4
2.6. Прочие оборотные активы 120 6,9 151 4,9 31 -2
2.7. НДС по приобретенным  ценностям 250 14,4 206 6,7 -44 -7,8
  Валюта баланса 4263 100 5520 100 1257 29,5
 

     1. Вертикальный анализ.

     Доля  оборотных активов составляет – 55,8%, соответственно доля внеоборотных активов – 44,2%, где преобладают основные средства – 99,4%. В структуре оборотных активов, наибольший вес принадлежит запасам и затратам – 63,4% и дебиторской задолженности – 21,8%. Денежные средства, т.е. максимально ликвидные активы предприятия составляют 3,2% от суммы текущих активов.

     2. Горизонтальный анализ.

     На  рассматриваемом предприятии валюта баланса увеличилась на 29,5 % и  составила на конец отчетного  периода – 5 520 тыс. руб. Доля внеоборотных активов уменьшилась с 59,5% до 44,2% и составила  2 440 тыс. руб. Доля оборотных активов в валюте баланса соответственно увеличилась с 40,5% до 55,8%. При этом уменьшилась доля запасов и затрат с 76,3% до 63,4%, доля дебиторской задолженности увеличилась с 1,6% до 21,8 %. Так же в структуре запасов и затрат увеличилась доля готовой продукции и товаров для перепродажи с 84% до 96,1%, но уменьшилась доля сырья и материалов с 15,4% до 3,9%.

     Выводы:

     Структура источников и распределение средств  в пассиве ОАО “Центральный универмаг“ свидетельствует о стабильном,  положении предприятия, так как присутствуют источники собственных средств и предприятие не имеет  убытков 

     Кредитоспособность  – это способность предприятия  своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам. В ходе анализа  кредитоспособности проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса.

     Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимого для превращения  их в деньги. Чем меньше времени  понадобится для превращения  активов в деньги, тем они более  ликвидны.

     Ликвидность баланса выражается в степени  покрытия обязательств предприятия  его активами, срок превращения которых  в деньги соответствует сроку  погашения обязательств. Техническая  сторона анализа ликвидности  баланса заключается в сопоставлении  средств по активу с обязательствами по пассиву. Активы должны быть сгруппированы в порядке убывания ликвидности, пассивы – в порядке возрастания сроков уплаты.

     Таблица 2.3

     Анализ  ликвидности баланса  на 31.12. 2009г. (тыс. руб.)

Актив На  начало периода На  конец периода Пассив На  начало периода На  конец периода Платежный излишек или недостаток
На  начало периода На  конец периода
Наиболее  ликвидные активы

А1

13 98 Наиболее срочные  обязательства 

П1

2270 3358 -2257 -3260
Быстро  реализуемые активы

А2

397 1030 Краткосрочные пассивы

П2

0 0 397 1030
Медленно  реализуемые активы

А3

1318 1952 Долгосрочные  пассивы

П3

12 13 1305 1939
Трудно  реализуемые активы

А4

2535 2440 Постоянные  пассивы 

П4

1 981 2 149 554 291
БАЛАНС 4 263 5 520   4 263 5 520    

Информация о работе Проведение оценки стоимости бизнеса