Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью планирования трудовых ресурсов (кадрового планирования).
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий – поиск эффективных способов планирования и управления трудовыми ресурсами, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ 7
1.1. Понятие кадрового планирования и прогнозирования потребности в кадрах 7
1.2. Методика кадрового планирования и прогнозирования 13
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ НА ПРИМЕРЕ ДОП-4 «КОМСОМОЛЬСКАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ» 18
2.1. Краткая характеристика и основные технико- экономические показатели ДОП-4 «Комсомольской дирекции по обслуживанию пассажиров» 18
2.2. Определение потребности в структуре и численности персонала 22
2.3. Анализ системы кадрового планирования 25
3. ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Рис. 2.2. Динамика структуры персонала ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2005- 2006 года по образовательному составу
Как видно из рисунка 2.2, на предприятии наибольшую долю занимают работники с высшим образованием, причем в 2006 году доля работников с высшим образованием растет, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия.
Как видно из рисунка 2.3, на предприятии наибольшую долю занимают работники по возрасту старше 50 лет. Однако в 2006 году наблюдается тенденция к сокращению доли работников старше 50 лет и росту доли работников в возрасте от 37 до 50 лет. Таким образом, наблюдается омоложение состава персонала, что является весьма положительной тенденцией.
Рис. 2.3. Динамика структуры персонала по возрасту ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2005 - 2006 года
Рис. 2.4. Динамика структуры персонала ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2005- 2006 года по полу
Как видно из рисунка 2.4, наибольшую долю в общей численности персонала на предприятии занимают женщины (от 85 до 90 %). Причем в 2006 году наблюдался рост доли женщин в общей численности персонала.
Опишем, как производится количественная оценка персонала в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров».
Численность ППП и его отдельных
категорий в ДОП-4 «Комсомольская
дирекция по обслуживанию пассажиров»
определяется при помощи явочного
и списочного состава работников. Списочный
состав — это вся численность работников
предприятия ДОП-4 «Комсомольская дирекция
по обслуживанию пассажиров» (на определенную
дату), включая принятых с этого дня и исключая
уволенных с этого дня работников.
Списочная численность работников используется
при расчетах потребности предприятия
в рабочей силе, уровня производительности
труда.
Явочный состав — это численность работников
предприятия, фактически приступивших
к работе.
Отношение явочного числа работников (Чя) к списочному (Чсп) в данном периоде характеризует коэффициент явки (Кяв) в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров»:
Кяв = Чя/Чсп, (2.1)
Например, при списочном количестве сотрудников в организации – 60 человек и явочном количестве 45 человек коэффициент явки равен :
45/60 = 0,75.
Уровень стабильности кадров на предприятии
определяется такими показателями, как
коэффициент выбытия (Квыб) — отношение
числа уволенных работников к
среднесписочной численности
Квыб = Чув/Чсп * 100, (2.2)
Ктек = Чув/Чсп * 100. (2.3)
Для ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2006 года:
К выб = 4/60 = 6,7
К тек = 5/60 = 8,3
При определении численности
Для качественной оценки трудового потенциала в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» обычно пользуются системой статистических группировок работников по полу и возрасту, производственному стажу, общеобразовательному и квалификационному уровню и наличию специального образования.
Но обобщенную оценку в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» получают при использовании стоимостного критерия. Определение первоначальной стоимости трудовых ресурсов
Рперв = Зподг + Зпредпр, (2.4)
где Зподг — суммарные затраты на подготовку специалиста в учебном заведении; Зпредпр — суммарные затраты предприятия за срок подготовки специалиста по фактическим расходам;
Например, для ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2006 года
Р перв = 143200 +14000 = 157200 (руб.)
Планирование численности
- нужды развития предприятия (требуемый
прирост численности рабочих и количество
должностей, занимаемых специалистами,
в связи с увеличением объема производства,
реконструкцией, техническим перевооружением);
- возмещение естественного выбыт
- частичная замена
В расчетах дополнительной потребности специалистов в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» используется штатно-нормативный метод, который включает следующие виды расчетов: на основе типовых штатов специалистов, на основе норм обслуживания, на основе норм управляемости.
Рассмотрим более конкретно круг задач выполняемых отделом кадров на предприятии «Комсомольской дирекции по обслуживанию пассажиров»
Задачи отдела комплектования и подготовки кадров
Для выполнения возложенных задач отдел кадров обеспечивает осуществление следующих функций:
1. Осуществление подбора кадров.
2. Осуществление перемещения и замены кадров.
3. Обеспечение
необходимого уровня
4. Разработка
совместно с отделом
5. Представление
руководителю предприятия
6. Организация, формирование и представление на рассмотрение и согласование Программы подготовки и повышения квалификации персонала.
7. Осуществление
контроля за надлежащим
8. Подготовка и систематизация материалов при собеседовании на потенциальных работников.
9. Подготовка
необходимых материалов и
10. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями, приказами руководителя предприятия, выдача различного рода справок работникам предприятия.
11. Учет личного состава предприятия.
12. Хранение и заполнение трудовых книжек, ведение установленной документации по кадрам.
13. Ведение учета стажа работников предприятия.
14. Подготовка
материалов для представления
работников предприятия к
15. Подготовка
материалов по аттестации
16. Подготовка документов, необходимых для назначений пенсий работникам предприятия и их семьям, представление их в пенсионный фонд.
17. Подготовка и своевременное представление в пенсионный фонд необходимых документов по персонифицированному государственному страхованию.
18. Контроль за
исполнением руководителями
19. Изучение движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению.
20. Принятие мер
по трудоустройству
21. Составление всей установленной отчетности по вопросам кадров.
22. Ведение табельного учета фактического использования рабочего времени.
23. Контроль своевременности
предоставления работниками
24. Подготовка и систематизация кадровой документации для длительного архивного хранения.
Работа службы персонала «Комсомольской дирекции по обслуживанию пассажиров» имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка и др.
Опишем основные элементы системы кадрового планирования «Комсомольской дирекции по обслуживанию пассажиров».
Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий такой подход к поиску и отбору кадров, который четко увязан с целями и стратегией компании.
Кадровое планирование включает в себя:
1) анализа кадровой ситуации в регионе;
2) процесс набора персонала;
3) обучение и переподготовка персонала.
Проанализируем эти составляющие деятельности предприятия «Комсомольской дирекции по обслуживанию пассажиров» по управлению персоналом.
Анализ спроса и предложения на рынке труда Хабаровского края позволяет сделать следующий вывод. Наряду со снижением численности населения, снижением уровня безработицы растет спрос на квалифицированных работников. То есть в настоящее время спрос на рабочую силу растет в большей степени, чем предложение, хотя уровень безработицы остается достаточно высоким – 10,3%. Численность незанятых граждан в органах государственной службы занятости в расчете на одну вакансию составляла 3,5 человек. Для сравнения в 1996 г. этот показатель составлял 14 человек!
Рис.2.5. Заявленная организациями потребность в работниках, чел.
Что касается структуры предложения, то в летнем сезоне 2005 г. среди соискателей, обратившихся за трудоустройством, молодежь до 23 лет составляла 20%, люди 24-40 лет - 70%, более 40 лет -10% (рис.2.6).
Рис.2.6. Структура предложения рабочей силы
Из рисунков видим, что в основном в целях трудоустройства обращаются молодые и взрослые люди в возрасте до 23 и от 23 до 40 лет. Большая часть из них уже имеет опыт работы в турбизнесе, однако значительную часть составляют кандидаты без опыта работы. Руководители, как правило, стараются принимать на работу уже опытных специалистов, не устраивая при этом жестких систем набора персонала.
Проанализируем процесс набора персонала на предприятии «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров».
Набор персонала в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» проводится буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор в организации обычно ведут из внешних и внутренних источников.