Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:26, реферат
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является
основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды
Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по
совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в
1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений
(основная идея – нахождение в экономических организациях решений,
приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за развитие основ теории
принятия экономических и политических решений (основная идея –
принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).
По мнению Бернарда Шоу, экономика – это умение пользоваться жизнью
наилучшим образом. По-моему, нечто подобное можно сказать и о
менеджменте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 4
1.1. Теория принятия решений 4
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения 7
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 7
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 12
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия
решений 15
1.4. Процедура принятия решений 19
1.5. Краткая классификация управленческих решений 22
1.6. Стадии процесса принятия решения 24
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 26
2.1. Основные подходы 27
2.2. Механизм принятия управленческих решений 28
2.3. Характерные особенности управленческого решения 30
2.3.1. Особенности коллективного решения 30
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте 31
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список используемой литературы 36
с меняющимися обстоятельствами.
- Использование планов в принятии решений нацелено на
координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем
важным видом управленческой деятельности, на который руководители
тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов
осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными
уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета
приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач,
и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за
выполнением плановых показателей и имеют возможность их
корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости
перед высшими руководителями фирмы или руководителями
производственных отделений.
- Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в
принятии решений без обращения к высшему руководству способствует
принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за
выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители
разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с
внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями,
поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют
получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать
решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся
условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в
значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных
странах.
1.4. Процедура принятия решений
Для того чтобы принять эффективное управленческое решение,
менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и
достаточно квалифицированно применять на практике:
- методологию управленческого решения;
- методы разработки управленческих решений;
- организацию разработки управленческого решения;
- оценку качества управленческих решений.
Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера,
характерный для сферы принятия решений.
Методология управленческого решения представляет собой
логическую организацию деятельности по разработке управленческого
решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов
разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических
схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и
приемы выполнения операций, необходимых в разработке
управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки
информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает
упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных
работников в процессе разработки решения. Организация
осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных
требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант
последовательности операций разработки решения, выбранный по
критериям рациональности их осуществления, использования
специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий
выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми
обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере
потребностям успешного разрешения проблемы. Например,
своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность
предприятия независимо от его формы собственности. В частности,
объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
- техническое развитие;
- организация основного и вспомогательного производства;
- маркетинговая деятельность;
- экономическое и финансовое развитие;
- организация заработной платы и премирования;
- социальное развитие;
- управление;
- бухгалтерская деятельность;
- кадровое обеспечение;
- прочие виды деятельности.
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и
представляет собой руководство к действию на основе разработанного
проекта или плана работы.
Правильность
и эффективность принятого
определяется качеством экономической, организационной, социальной и
других видов информации. Условно все виды информации, которые
используются при принятии решения, можно подразделить:
- на входящую и исходящую;
- обрабатываемую и необрабатываемую;
- текстовую и графическую;
- постоянную и переменную;
- нормативную, аналитическую, статистическую;
- первичную и вторичную;
- директивную, распределительную, отчетную.
Правильно
поставленная задача
конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность
постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения
менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него
может зависеть результативность работы одного человека, группы людей
или всего народа определенного государства. С экономической и
управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать
как фактор повышения эффективности производства. Эффективность
производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от
качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно
условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии
предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на
образование прибыли.
Выполняя
свои функциональные
наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь
поставленной задачи.
1.5. Краткая классификация управленческих решений
Применительно
к управлению все решения
- общие;
- организационные;
- запрограммированные;
- незапрограммированные;
- рациональные;
- нерациональные;
- вероятностные;
- решения в условиях неопределенности;
- интуитивные;
- на основе компромисса;
- альтернативные.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные,
коллективные, стратегические (перспективные), тактические
(ближайшие), оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и
являются одной из функций работы менеджера, они направлены на
достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть
запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной
последовательности этапов или действий и принимается на основе
ограниченного количества альтернатив.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления
действия, и если решение принимается легко, без специальной
проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее
решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и
зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта,
личностных качеств.
Принятию
решения предшествуют
- возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым будет принято решение;
- разработка и формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
- утверждение (принятие) решения;
- организация работ по реализации решения - обратная связь.
1.6. Стадии процесса принятия решения
Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого
труда руководителя имеют определенную технологию: совокупность
последовательно применяемых приемов и способов достижения целей
деятельности. При этом руководитель, отвечающий за развитие системы,
сталкивается со множеством возможных целей и со значительным
числом конкурирующих способов и средств, которые могут быть
использованы для достижения каждой отдельной цели. Но прежде всего
требуется установить содержание задач, которые обеспечивают достижение
целей. Эти задачи могут
быть представлены в виде так называемого "дерева задач".
Процесс
принятия с технологической
виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой
прямые и обратные связи.
Технология международного менеджмента рассматривает
управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка
решения; принятие решения; реализация решения.
На стадии
подготовки управленческого
экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий
поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются
проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка
альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе
многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального
решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии
реализации решения
решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за
ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается
оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое
управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью
управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов,
средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению
оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих
факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений
и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое
решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти
определенные методологические основы.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных
целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена
наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в
конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять
правильное решение;
2) метод, основанный на принятии "здравого смысла", когда
управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными
доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им
практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе,
предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки
больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые
решения. Этот метод требует применения современных технических
средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема
выбора руководителем решения – одна из важнейших в современной науке
управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки
самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельности
принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Принятие
решений – это наука и
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений: основные подходы и технология