Представительные органы в системе государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – совокупность общественных отношений, возникающих вокруг определения места представительных органов в системе органов государственной власти на современном этапе.

Актуальность работы подтверждает активизация деятельности государства и его органов по повышению уровня политического и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных прав.

Оглавление

Введение. 3

1. Структура и функции Федерального Собрания Российской Федерации. 5

2. Полномочия Совета Федерации в системе государственного управления. 9

3. Государственная дума, как институт представительства народа в системе государственного управления. 17

4. Представительные органы в системе муниципального управления. 25

5. Законодательные органы в субъектах Федерации. 38

Заключение. 44

Список использованных источников. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.09 Кб (Скачать)

   В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, в соответствии с п. 18 ст. 35 ФЗ-131 должны быть проведены досрочные выборы в указанный представительный орган в сроки, установленные федеральным законом.

   Согласно п. 4ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

 

   5. Законодательные органы в субъектах Федерации.

   Согласно п. 2 ст. 5 КРФ, субъекты Федерации имеют свое законодательство, а также конституцию (республики) или устав (другие субъекты Федерации – край, область, город Федерального значения, автономная область, автономный округ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.9 Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города Федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.10 Из этого неизбежно вытекает, что каждый субъект Российской Федерации нуждается в органах, принимающих такое законодательство.

   Но, кроме функции принятия законодательства, эти органы служат также представительными органами – то есть они избираются непосредственно народом, именно в силу этого принимаемые ими законы носят общеобязательный характер, как выражение государственной воли народа Российской Федерации. Это подразумевает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (КРФ ст. 32 п.2). Ни один закон в субъектах Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен законодательными (представительными) органами этого субъекта. Также эти органы осуществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти (утверждение бюджета, право отказывать в доверии правительству и т.д.)

   В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (далее ФЗ 184), законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

   Законодательные органы республик могут иметь название - Государственное (Народное, Законодательное) Собрание или Государственный (Верховный) Совет. В названиях законодательных органов власти республик Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Саха (Якутия) присутствует слово «парламент», а в Чеченской, Кабардино-Балкарской, республике Северная Осетия – Алания эти органы называются именно Парламентами. Также названия законодательных органов республик могут содержать национальные наименования – Хасэ в Республике Адыгея, Эл Курултай в Республике Алтай, Курултай в Республике Башкортостан, Народный Хурал в Республике Бурятия и Республике Калмыкия, Халкъа Гулам в Республике Ингушетия, Ил Тумэн в Республике Саха, Великий Хурал в Республике Тыва.

   В других субъектах Российской Федерации законодательные (представительные) органы обычно носят название Законодательное Собрание или Дума (чаще всего Областная, Городская – в Москве, Губернская – в Самарской области, Законодательная – в Приморском крае или даже Государственная – в Ставропольском крае, Астраханской и Томской области, Ямало-Ненецком автономном округе). Кроме того, используются названия: Совет народных депутатов (Алтайский край, Амурская, Камчатская, Кемеровская, Орловская область), Совет депутатов (Липецкая область Российской Федерации, Новосибирская область) или Собрание депутатов (Архангельская и Псковская область, Ненецкий автономный округ), а в Эвенкийском автономном округе – Законодательный Суглан.

   Такое различие в наименованиях органов законодательной власти обусловлено различием в статусе субъектов Российской Федерации, а также историко-культурными особенностями различных регионов.

   Численность депутатов законодательных органов власти зависит от территории и статуса субъекта Российской Федерации. В республиках максимальное число депутатов – в Великом Хурале Республики Тыва (в целом по двум палатам – 162 депутата), минимальное – в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия (27 депутатов). В субъектах Федерации, не являющихся республиками, максимальное число депутатов – в Законодательном Собрании Краснодарского края (70 депутатов), минимальное – в Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (11 депутатов).

   Большинство законодательных органов власти в Российской Федерации являются однопалатными, кроме: Парламента Кабардино-Балкарской республики, состоящего из Совета Республики (36 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам) и Совета Представителей (36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы и избранных по трехмандатным избирательным округам); Великого Хурала Республики Тыва, состоящего из Палаты представителей (130 депутатов) и Законодательной палаты (32 депутата); и Законодательного Собрания Свердловской области, состоящего из Областной Думы (28 депутатов) и Палаты Представителей (21 депутат).

   Законодательные органы осуществляют выражение воли населения и возведение этой воли в закон путем принятия нормативно-правовых актов. Эти полномочия реализуют как функцию представительства, так и процедуру разработки и принятия нормативно-правовых актов. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могут принимать следующие нормативно-правовые акты:

  • законы (нормативно-правовые акты, обладающие после Конституции (Устава) высшей юридической силой на уровне субъекта Федерации);
  • постановления (круг вопросов, по которым они принимаются, определен п. 3 ст. 5 ФЗ 184. Это определение порядка деятельности указанного органа, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц субъектов Федерации (или оформление согласия на такое назначение), назначение даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также даты выборов высшего должностного лица субъекта РФ, назначение референдума субъекта РФ, выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу субъекта Федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие, утверждение соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, назначение на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

   Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут осуществлять законотворчество в сфере конституционного строительства – принимать решения и нормативно-правовые акты относительно административно-территориального устройства субъекта Федерации и его органов власти, основные законодательные акты субъекта Федерации (уставы, конституции, кодексы), обеспечивать законодательное регулирование в пределах своего ведения и единообразие применения законодательных актов на территории субъекта Федерации.

   В сфере экономического и социально-культурного строительства – определять внутреннюю политику субъекта Федерации, порядок экономической деятельности, сбора налогов и распоряжения собственностью, вопросы социальной политики и культурной жизни.

   В сфере внешних сношений – определять и осуществлять внешние связи субъектов Федерации, ратифицировать и денонсировать международные договоры и соглашения.

   Учредительные полномочия – создание определенных организационно-правовых форм деятельности, служащих для эффективного выполнения поставленных задач. Это внутренние полномочия (самоорганизация законодательных органов власти, прежде всего путем принятия самих Конституций и Уставов субъектов Федерации, а также регламентов, законов о правовом статусе законодательных органов) и внешние (например, учреждение средств массовой информации в Ульяновской области; учреждение, реорганизация и ликвидация областного банка в Челябинской области).

   Полномочия в сфере контроля – заслушивают ежегодные послания или доклады глав субъектов Федерации о положении дел, осуществляют контроль над действиями должностных лиц и депутатов. Эти полномочия обуславливаются представительностью выборных органов, которые должны сообщать действиям органов исполнительной и судебной власти «открытость» перед народом.

   Иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, уставами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации – например, устанавливает награды и почетные звания уровня субъекта Федерации, и т.д.

   Порядок деятельности парламентов республик определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах; порядок деятельности законодательных (представительных) органов других субъектов Федерации - их регламентами. Внутренней деятельностью этих органов власти руководят избранные из них председатели, а также заместители председателя. Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов – президиумов парламента, на которые возлагается координация деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний (Дагестан, Башкортостан). Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют постоянные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов, контроль исполнения законов и иных решений парламента, предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению законодательных органов власти. 11

 

   Заключение.

   В Российской Федерации Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

   В разветвленной системе органов  государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции.

   Во-первых, как орган народного представительства  оно (его члены) представляет различные  слои населения, а также субъекты Федерации. Тем самым, Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.

   Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную  законодательную функцию. Федеральное Собрание принимает Федеральные конституционные законы, Федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой.

   В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. П. 3 ст. 80 КРФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и Федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов Федерации, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения.

   В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.

   В-пятых, парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полупрезидентской, полупарламентарной республики, парламентский  контроль в отношении органов  исполнительной власти, в области  различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета  и т.д.

   Функционированию  народного представительства препятствует отсутствие в современной России какого-либо механизма влияния избирателей  на деятельность депутатов и других выборных лиц. После принятия Конституции  РФ 1993 г., по существу, оборвалась обратная связь между ними. В результате российские избиратели были лишены возможности влиять на деятельность своих представителей в процессе осуществления ими законодательных и иных депутатских полномочий.

Информация о работе Представительные органы в системе государственного и муниципального управления