Представительные органы в системе государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – совокупность общественных отношений, возникающих вокруг определения места представительных органов в системе органов государственной власти на современном этапе.

Актуальность работы подтверждает активизация деятельности государства и его органов по повышению уровня политического и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных прав.

Оглавление

Введение. 3

1. Структура и функции Федерального Собрания Российской Федерации. 5

2. Полномочия Совета Федерации в системе государственного управления. 9

3. Государственная дума, как институт представительства народа в системе государственного управления. 17

4. Представительные органы в системе муниципального управления. 25

5. Законодательные органы в субъектах Федерации. 38

Заключение. 44

Список использованных источников. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.09 Кб (Скачать)

   Оглавление.

Введение. 3

1. Структура и функции Федерального Собрания Российской Федерации. 5

2. Полномочия Совета Федерации в системе государственного управления. 9

3. Государственная дума, как институт представительства народа в системе государственного управления. 17

4. Представительные органы в системе муниципального управления. 25

5. Законодательные органы в субъектах Федерации. 38

Заключение. 44

Список использованных источников. 47

 

   Введение.

   Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить  на три группы.

   Родовые формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и  судебной власти, принято именовать  ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько  форм. Для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная. Точно также для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно—распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

   В настоящей работе будет рассмотрена  законодательная ветвь власти в Российской Федерации.

   Цель  работы: охарактеризовать роль и компетенцию  представительных органов государственной  власти Российской Федерации, раскрыть правовую основу и полномочия законодательных  органов на Федеральном и региональном уровне.

   В первой главе курсовой работы на основании Конституции Российской Федерации рассмотрена структура и функции Федерального собрания Российской Федерации, а во второй и третьей главах – входящих в него Совета Федерации и Государственной Думы соответственно. В четвёртой главе на основании Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» рассмотрено формирование и функционирование представительных органов муниципальных образований. В пятой главе рассмотрены особенности законодательных органов в субъектах Российской Федерации.

   Законодательные органы одновременно являются представительными  органами, т.е. представляющими и  выражающими интересы народа. Эти  органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий.

   Объект  курсовой работы – совокупность общественных отношений, возникающих вокруг определения  места представительных органов  в системе органов государственной  власти на современном этапе.

   Актуальность  работы подтверждает активизация деятельности государства и его органов  по повышению уровня политического  и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных прав.

 

   1. Структура и функции Федерального Собрания Российской Федерации.

   Федеральное собрание — парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.1 Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций.

   В основу порядка образования Федерального Собрания положены принципы федерализма и многопартийности. Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания, закреплённого в п. 1 ст. 95 КРФ. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) в Совете Федерации (в РФ 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации).

   Принцип многопартийности в отличие от принципа федерализма, который тем или иным образом всегда учитывался при построении органов государственной власти в Российской Федерации, — факт качественно новый в формировании российского представительного органа. Он заложен в ценностях мировой парламентской теории и практики, в которую постепенно вписывается практика отечественная.

   Многопартийная  система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент  представительной демократии, не может  считаться демократически избранным  без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы. 225 (из 450) депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

   Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и т.д. Многопартийный состав Федерального Собрания характеризует его как демократически организованный государственный орган представительной и законодательной власти.

   Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральными законами.

   Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.2 Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.3

   К ведению Совета Федерации относятся:4

  1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
  6. отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

   К ведению Государственной Думы относятся:5

  1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  2. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  4. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  5. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;
  6. объявление амнистии;
  7. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

 

   2. Полномочия Совета Федерации в системе государственного управления.

   Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

   Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6: палата состояла из представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате Федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

   8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»7. В состав палаты входят представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с п. 2 ст. 32 КРФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

   Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

   Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

   Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты, проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

   Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е. С. Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Информация о работе Представительные органы в системе государственного и муниципального управления