Представительные органы в системе государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы – совокупность общественных отношений, возникающих вокруг определения места представительных органов в системе органов государственной власти на современном этапе.

Актуальность работы подтверждает активизация деятельности государства и его органов по повышению уровня политического и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных прав.

Оглавление

Введение. 3

1. Структура и функции Федерального Собрания Российской Федерации. 5

2. Полномочия Совета Федерации в системе государственного управления. 9

3. Государственная дума, как институт представительства народа в системе государственного управления. 17

4. Представительные органы в системе муниципального управления. 25

5. Законодательные органы в субъектах Федерации. 38

Заключение. 44

Список использованных источников. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.09 Кб (Скачать)

   Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

   Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 7 и не более 15 членов Совета Федерации (за исключением Комитета Совета Федерации по бюджету), в состав комиссии палаты - не менее 11 и не более 25 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

   Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

   Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

   Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

   Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

   Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

   Комитет Совета Федерации по бюджету;

   Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

   Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

   Комитет Совета Федерации по международным делам;

   Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

   Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

   Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению;

   Комитет Совета Федерации по образованию и науке;

   Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму;

   Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

   Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

   Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

   Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

   Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;

   Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

   Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

   Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

   Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике;

   Комиссия Совета Федерации по культуре;

   Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

   Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества;

   Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

   Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации Федеральным законам, а также по Федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

   Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

   Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации Федеральных конституционных законов и Федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

   Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
  2. в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты Федеральных законов и Федеральных конституционных законов.

   Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой Федеральные законы по вопросам: Федерального бюджета; Федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

   Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

   Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

   По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

   Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации (действующая редакция Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждена постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ и от 29 марта 2002 года № 173-СФ, с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением от 25 декабря 2009 года № 552-СФ).

   Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

   Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ)8.

 

   3. Государственная дума, как институт представительства народа в системе государственного управления.

   Государственная дума (кратко — Госдума) — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации.

   Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

   С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

   Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

   Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

   Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.

   Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.

   Государственная дума принимает Федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

   Под принятым Федеральным законом по смыслу п. 1 ст. 107 КРФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с п.п. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 КРФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с п. 5 ст. 105 КРФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с п. 3 ст. 107 КРФ. Кроме того, принятый Федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

   В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение Федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию Федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

   Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

   Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

   Руководители Аппарата Государственной думы:

   Войков Андрей Иванович (1994—1996)

   Трошкин Николай Никитич (1996—2002)

   Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)

   Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)

   Сигуткин Алексей Алексеевич (с 2007)

   Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Председатели Государственной Думы.

Информация о работе Представительные органы в системе государственного и муниципального управления