Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации.
Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач:
1. Выявить основные принципы разработки стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации;
2. Провести анализ стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ЧАО «Комсомольское РУ»;
3. Вынести предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ЧАО «Комсомольское РУ».
ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами:
теория вопроса
Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
в организации
Разработка тактики управления человеческими ресурсами
в организации
2. Анализ стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в ЧАО «Комсомольское РУ»
2.1. Краткая характеристика ЧАО «Комсомольское РУ»
2.2. Кадровый аудит предприятия
2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в ЧАО «Комсомольское РУ»
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии
и тактики управления человеческими ресурсами в ЧАО «Комсомольское РУ»
3.1. Внутрифирменное обучение как стратегия развития кадрового
потенциала организации
3.2. Совершенствование тактики управления человеческими ресурсами
с помощью кадровой психодиагностики
Заключение
Список использованных источников
- разработка
проектов совершенствования
Реализация такой кадровой политики предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации. Главной целью службы управления персоналом является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи организации в рыночных условиях.
Стратегия управления персоналом зависит от стратегии кадровой политики. Более того, стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом организации.
В настоящее время выделяют три концепции стратегии кадровой политики.
Первая концепция предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.
Вторая концепция основывается на том, что стратегия управления персоналом является центральной, самостоятельной и не зависит от стратегии организации. Занятые в организации работники рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых в зависимости от их качества и способностей можно решать различные задачи, возникающие в условиях рыночной экономики. В данном случае стратегия кадровой политики зависит от имеющихся или потенциальных кадровых ресурсов.
Третья концепция является синтезом двух предыдущих. Сопоставлением стратегии организации с имеющимися и потенциальными кадровыми ресурсами определяется ее соответствие направлениям стратегии кадровой политики. В результате такого сопоставления может быть изменена стратегия деятельности всей организации и ее кадровой политики.
При разработке и реализации стратегии управления персоналом организации в последнее время стали использовать технологии управления компетенциями.
Управление компетенциями представляет собой процесс сравнения потребности организации в кадрах с наличными трудовыми ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с требованиями производства.
В данном случае под потребностью организации понимается необходимый количественный и качественный состав персонала, определяемый в соответствии со стратегией ее развития. Под ресурсами подразумеваются работники организации с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивацией, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов становятся управленческие решения о ротации, продвижении, найме, развитии персонала.
Технология управления компетенциями интегрирует технологии управления по целям, определения требований производства и предусматривает приведение персонала организации в соответствие этим требованиям.
Компетенции - это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения.
Совокупность знаний предусматривает обладание информацией, требуемой для выполнения работы. Знания определяют интеллектуальный потенциал человека.
Навыки
- это владение средствами и методами
выполнения определенных задач. Навыки
проявляются в широком
Способности обусловлены врожденной предрасположенностью выполнять определенный вид деятельности. Способность можно также рассматривать как приблизительный синоним одаренности.
Прилагаемые усилия связаны с сознательным приложением в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда нельзя простить недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые так же полны «способностей», однако безжизненно стоят на рельсах.
Стереотипы поведения - это видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения определенных работ. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации и ситуационные раздражители. В нашем поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации.
Компетенции можно охарактеризовать через уровни их выраженности
Таблица 1.1.
Уровни выраженности компетенции менеджера
Наименование уровня |
Характеристика уровня |
Четвертый |
Лидерский уровень (дополняет базовый и сильный уровни) - менеджер задает нормы для коллектива, когда не только он, но и другие начинают проявлять данную компетенцию; менеджер помогает другим проявлять необходимые навыки. |
Третий |
Сильный уровень (дополняет базовый уровень) - компетенция может проявляться в трудовых процессах, при решении сложных задач. |
Второй |
Базовый уровень - компетенция развита нормально; менеджер проявляет необходимые для работы качества. |
Первый |
Уровень понимания - менеджер понимает необходимость данных компетенции, он старается их проявлять, но это не всегда получается. |
Компетенция
имеет понятное для сотрудников
организации детализированное описание,
что существенно облегчает
Вот, например, как описывается компетенция «Гибкость», присущая работнику:
- Быстро
адаптируется к работе в
- Меняет
свои подходы к работе в
соответствии с переменами
- Понимает
и ценит достоинства
- Даже
после выбора оптимального
- Сохраняет способность к продуктивному труду даже в тех случаях, когда надежды на первоначально избранный путь не оправдались .
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.2
Структура стратегического управления рис1.2
Анализ
среды обычно считается исходным
процессом стратегического
Анализ
макроокружения включает в себя изучение
влияния таких компонентов
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
- организация управления;
- производство,
включающее организационные,
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура .
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
После того
как определены миссия и цели, наступает
этап анализа и выбора стратегии.
Этот процесс по праву считается
сердцевиной стратегического
Выполнение
стратегии является критическим
процессом, так как именно он в
случае успешного осуществления
приводит фирму к достижению поставленных
целей. Очень часто наблюдаются
случаи, когда фирмы оказываются
не в состоянии осуществить
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации .
1.2. Разработка тактики управления человеческими ресурсами
в организации
Существует мнение, что процесс реализации стратегии или тактики представляет собой традиционную, т. е. обычную, рутинную, деятельность по выполнению принятого долгосрочного плана. Это - заблуждение, которое приводит к соответствующим ошибочным действиям на практике.
Причина же ошибок заключается в том, что на самом деле традиционный процесс выполнения долгосрочного плана и процесс реализации стратегии различаются существенным образом.
Современный процесс реализации стратегии по своей сути является творческим действием, которое в обязательном порядке предполагает постоянный мощный мониторинг результатов реализации стратегии, а также гибкую систему ее коррекции в виде адекватных и своевременных изменений.
При этом существует только один критерий правильности для любых стратегических изменений - это бизнес-успех и конечная эффективность его достижения .
Таким образом,
первое существенное отличие процесса
реализации стратегии от процесса выполнения
долгосрочного плана
Вторым существенным отличием является то, что на этапе реализации стратегии происходит активное, творческое, практическое создание всех значимых условий осуществления, как данной реализуемой стратегии, так и всех будущих стратегий организации.
Третье существенное отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана состоит в следующем. Традиционное выполнение плана - это только, в той или иной мере, точное, добросовестное, но в любом случае просто исполнение уже принятых решений, заданных в достаточно четких и строгих границах. Как говорится, «вот тебе план - приступай к исполнению и думай только о том, как его точно выполнить; а самоё содержание плана - это не твоя забота».
Со стратегией дело обстоит совсем иначе. Современный процесс реализации стратегии с самого первого этапа своего осуществления - это не просто начало выполнения уже принятой стратегии, но и старт процесса создания следующей, т. е. будущей, стратегии организации.
С первых моментов практической реализации официально принятой стратегии через обратную связь системы стратегического менеджмента начинает поступать информация о результатах, и сразу запускается механизм осмысления этих результатов, т. е. начинает действовать процесс стратегической рефлексии, а также вся система стратегического анализа в целом.
Таким образом, начало процесса реализации корпоративной стратегии, которое знаменует собой завершение одного цикла стратегического развития, одновременно является началом другого цикла такого развития.
Кроме того,
существенное отличие процесса реализации
стратегии от обычного процесса выполнения
долгосрочного плана