Практическая реализация кадрового потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее исследование кадрового потенциала предприятия и основных направлений его повышения.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, ключевые факторы и стратегии управления кадровым потенциалом предприятия;
- проанализировать кадровый потенциал ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт;
- выявить преимущества и недостатки системы управления персоналом;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования кадрового потенциала и персонал предприятия как его основа…………………………………………………………6
1.1 Понятие кадрового потенциала предприятия…………………………...6
1.2 Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом предприятия………………………………………………………………………...19
2. Практическая реализация кадрового потенциала предприятия……….25
2.1 Экономическая характеристика ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт……………………………………………………………………………...25
2.2 Анализ кадрового потенциала ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт……………………………………………………………………………...27
2.3 Преимущества и недостатки системы управления персоналом……...33
2.4 Разработка организационно-технических мероприятий, направленных на увеличение кадрового потенциала предприятия…………………………………38
Заключение…………………………………………………………………..50
Глоссарий…………………………………………………………………….53
Список использованных источников……………………………………….58

Файлы: 1 файл

Водолазова ВКР.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

2.3 Преимущества и недостатки системы управления персоналом

 

Рассмотрим действующую на предприятии систему управления персоналом.

Через функцию управления персоналом реализуется кадровая политика ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт, основными задачами которой являются:

- Выявление потребности в кадрах.

- Установление документации по  кадрам и ведение учета личного  состава ОСП Подольский почтамт.

- Ведение личных дел работников  и личных карточек ф. Т – 2.

- Подготовка материалов для аттестационной  и квалификационной комиссии.

- Разрабатывать мероприятия по  устранению текучести кадров  и выявлять их причины.

- Оформлять документы, необходимые  для назначения пенсий работникам  и их семьям.

- Заполнять и хранить трудовые  книжки, выдавать справки о трудовой  деятельности, подсчет трудового стажа.

- Представлять отчетность о работе  с кадрами.

- Вести учет предоставления отпусков  и соблюдать контроль над графиком  отпусков.

Рассмотрим основные элементы системы управления персоналом в ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт.

Порядок предоставления отпусков.

Очередные, дополнительные, учебные и прочие отпуска предоставляются сотрудникам в соответствии с трудовым законодательством и коллективном договором. На сотрудника, которые уходят оформляется приказ, в котором указывается вид отпуска, количество рабочих дней за кокой период предоставляется отпуск, дата ухода и выхода из отпуска.

Текучесть кадров. Численность работников.

Частой причиной увольнения работников Почты России – собственное желание.

Основанием для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности является правонарушение, которое в трудовом праве именуется проступком. Дисциплинарным проступком в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ является не надлежащие или не исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей или нарушение работником трудовых обязанностей без  уважительных причин, к которым относится нарушение законодательства, обязательств по трудовому договору, нарушение правил трудового распорядка, должностных инструкций, приказов и прочее:

Оставление сотрудником без уважительной причины свое рабочее место.

Не согласие сотрудником без уважительных причин выполнять трудовые обязанности с изменением в установленном порядке норм труда ст. 162 ТК РФ.

Уклонение или отказ без уважительных причин от медосвидетельствования сотрудника, а так же не согласие сотрудника от прохождения в рабочее время сдачи экзаменов по охране труда и специального обучения, правило эксплуатации и техники безопасности, если это является основным условием допуска к работе.

Увольнения сотрудника производится в соответствии с действующим законодательством. Инспектор по кадрам выписывает на увольняющегося сотрудника «приказ о прекращении трудового договора» по форме Т – 8, который подписывает начальник отдела и начальник отдела кадров. В приказе указываются личные данные увольняющегося сотрудника, сведенья о работе, причину увольнения и основание для увольнения. Приказ о прекращении трудового договора передается в бухгалтерию, как основание для контроля произведенных расчетов.

На основе проведенного анализа кадрового состава предприятия и эффективности его работы можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (таблица 2.10). 

Таблица 2.10 - Преимущества и недостатки системы управления персоналом  ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт

Преимущества

Недостатки

  • Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств;
  • При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение;
  • Отсутствие долгосрочного планирования кадров;
  • Отсутствие четкой кадровой политики;
  • Низкое организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности кадровой службы;
  • Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке;
  • Учет мнений персонала.
  • Отсутствие кадрового резерва;
  • Несовершенная и неудовлетворительная система найма и отбора кадров;
  • Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах;
  • Низкое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне;
  • Неэффективная система стимулирования труда и социально-правовой защиты работников

 

Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом предприятия. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге  они сказываются на конечном результате деятельности предприятия и сказываются на его кадровом потенциале.

Возможные мероприятия по устранению данных недостатков:

1) Отсутствие четкой кадровой политики.

Для повышения кадрового потенциала, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).

2) Низкое организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности кадровой службы.

-  Разработка типовых форм документов (приказов, договоров, графиков, анкет, справок и др.).

- Разработка положений об отделах и должностных инструкций, регламента работы.

3) Отсутствие долгосрочного планирования.

Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении производственного процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего  требованиям из-за срочной потребности в приеме.

4) Отсутствие кадрового резерва.    

Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности предприятия в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).

5) Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.    

При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.

6) Несовершенная и неудовлетворительная система найма и отбора кадров.

- Создание профессиональных и психологических моделей должностей. Это является особенно важным именно для данной организации в связи с особенности деятельности основных категорий работников: почтальонов и операторов. Это позволит более точно подбирать персонал в соответствии с теми или иными профессиональными или психологическими качествами кандидата.

- Подбор методик профессионально-психологической диагностики по группам должностей. Так же позволит более эффективно расставлять персонал исходя из профессиональных и психологических особенностей личности сотрудника для более эффективной деятельности последнего.

- Формирование информационной базы данных о выпускниках учебных заведений. Необходимость в этом для почты России особенно актуальна, т.к. по уровню образования данная организации имеет достаточно низкие показатели, что становится источником множества проблем и в т.ч. увеличивает текучесть кадров на предприятии.

- Осуществление мониторинга карьеры выпускников.

7) Низкое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации.

- Подготовка и реализация мероприятий по подготовке кадров.

- Проведение дистанционного обучения.

- Объединение стажировок и семинаров в единый процесс повышения квалификации.

- Разработка и размещение в учебных заведениях заказов по обучению.

8) Неэффективная система стимулирования труда и социально-правовой защиты работников.

- Анализ индивидуальных затрат труда и их влияния на результаты стимулирования.

- Проведение опроса для выявления отношения к системе стимулирования.

- Совершенствование системы оплаты труда.

В следующем параграфе будут рассмотрены предложения по устранению выявленных недостатков, тормозящих развитие кадрового потенциала ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт и разработаны мероприятия по его увеличению на предприятии.

2.4 Разработка организационно-технических  мероприятий, направленных на  увеличение  кадрового потенциала предприятия

 

Прежде, чем приступить к разработке организационно-технических мероприятий, направленных в нашем случае на  увеличение кадрового потенциала предприятия, необходимо определиться с целями организации. Для этого построим дерево целей (приложение Ж).

Исходя из приведенного дерева целей, можно приступить к разработке мероприятий, направленных на увеличение кадрового потенциала для ФГУП «Почта России» ОСП Подольский почтамт.

Первым мероприятием, предлагаемым к внедрению, является использование информационных технологий в управлении персоналом.

Для большинства предприятий характерна разрозненность информации о персонале по разным отделам. Зачастую отделы, непосредственно работающие с персоналом, не обладают полной информацией о них. Или информация отделов  поступает на обработку и принятие решений в другие отделы  лишь устно либо на бумаге. Это приводит к частым задержкам и ошибкам, неудовлетворенности персонала и как итог снижения эффективности работы предприятия в целом.

Наиболее перспективным решением в сложившейся ситуации является информационная система «Oracle Персонал», представляющая удобное средство оптимизации использования трудовых ресурсов в интересах организации. Автоматизированное решение поддерживает тщательно разработанную политику привлечения, развития и удержания персонала в организации с учетом лучшего опыта кадрового менеджмента в российских и западных организациях. Данный программный продукт представляет собой единый источник информации о персонале.

Система является частью семейства Е-бизнес приложений Oracle, интегрированного набора проектных решений, предназначенных для полной автоматизации процесса управления предприятием.

В качестве основных процедур данной системы можно выделить:

1. Полная автоматизация кадровых процедур, контроль расходов. В системе настраивается информация об оргструктуре и штатном расписании, должностях и профессиях, с учетом всей хронологии и возможностью моделирования различных версий организации, использования справочников. В частности, система поддерживает ведение и обновление основных российских классификаторов, все формы первичных учетных документов.

2. Учет требований законодательства и организации. Работа в системе менеджмента человеческих ресурсов все в большей степени должна ориентироваться на полный учет требований законодательства и требования организации. Гибкость предлагаемого решения предлагает отразить это при настройке и своевременном обновлении оргструктуры и штатного расписания, использовании стандартных и пользовательских справочников. Подбор персонала, его расстановка, перемещение и другие кадровые процессы осуществляются с учетом единых требований на базе детальной объективной информации. Автоматизация позволяет существенно сократить количество ошибок, контролировать расходы, поддерживать настроенные бизнес процессы организации.

3. Управление талантами. Возможность принятия обоснованных управленческих решений в области персонала базируется, в частности, на использовании единого языка компетенций в решении всех кадровых вопросов. Весь профессиональный багаж знаний, навыков и умений, потребностей сотрудников предприятия будет должным образом описан в единых категориях и послужит основой привлечения сотрудников, их оценки, обучения и развития, мотивации. Библиотека целей позволит унифицировать подход к отражению задач организации, их каскадирования, использования при проведении оценки с соблюдением политики.

Библиотека представляет собой базу данных о сотрудниках по основным ключевым компетенциям, образованию, стажу работы, выполняемым функциям, владению теми или иными программными продуктами  и т.п. Это позволяет увеличить эффективность использования персонала при назначении тех или иных функциональных задач и индивидуальных заданий.

4. Разработка привлекательных компенсационных схем для привлечения и удержания сотрудников. В нынешних условиях успех организации напрямую зависит от ее способности найти и удержать наиболее подходящих ей работников, при этом, не выходя за рамки установленного бюджета.

Автоматизация компенсационных схем позволит существенно сократить количество ошибок и время по расчету всех видов компенсации, привязать назначаемые виды выплат к определенным критериям. Система поддерживает все виды материального и нематериального вознаграждения, предлагает гибкую настройку и обновление правил компенсации.

Информация о работе Практическая реализация кадрового потенциала предприятия