Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью работы является исследование формирования организационной культуры в организации.
В ходе исследования были рассмотрены следующие задачи:
раскрыть сущность организационной культуры и ее основных элементов;
провести анализ организационной культуры ОАО «Сибур-Волжский»;
разработка рекомендации по улучшению состояния организационной культуры ОАО «Сибур-Волжский»
Введение.
Теоретико-методологические аспекты значения организационной культуры и персонала в менеджменте.
Сущность и значение организационной культуры предприятия в менеджменте.
Формирование и поддерживание организационной культуры предприятия.
2. Повышение эффективности управления ОАО «Сибур-Волжский» на основе формирования организационной культуры.
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Сибур-Волжский» .
3. Анализ организационной культуры ОАО «Сибур-Волжский».
Заключение.
Список используемой литературы.
Современный высококвалифицированный работник хочет получить от организации нечто большее, чем только заработную плату. Возникновение и воздействие целого ряда социальных факторов привели к формированию значительной прослойки современной рабочей силы, ожидания которой весьма отличны от тех, которые преобладали у предыдущего поколения работников. Современные работники рассчитывают не только на то, что будут материально преуспевать, но и также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.
Разделяя и развивая взгляды психолога Д.А. Леонтьева, можно выделить три основные формы существования корпоративных ценностей:3
Эти формы имеют иерархическую
структуру осознания
Американские социологи Томас Питерс и Роберт Уотерман, авторы книги «В поисках эффективного управления», на основании обследований таких компаний как IBM, Boeing, McDonald's, Behtel и других, пришли к выводу, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией на ценности4.
«Одна из важнейших вещей, которую дали компании ее основатели, - пишет нынешний президент и исполнительный директор «Хонда Мотор Ко, Лтд» Нобухико Кавамото, - это философия».5 Именно она служит компании надежно и сегодня, составляя мировоззренческий базис всей разносторонней деятельности мощной финансово-промышленной группы «Хонда». Причем, философия, подчеркивает Н. Кавамото, бессмысленна, если она остается лишь словами, а не выливается в деятельность, не укореняется как организационная культура компании. «Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова» - был убежден С.Хонда6.
Следующий элемент организационной культуры - это символы. Они так или иначе связаны с системой корпоративных ценностей. Всем знакома трехконечная звезда «Мерседеса» в кольце, но мало кто знает, что основатели компании «Даймлер Бенц», которая теперь выпускает автомобили, трактовали ее, как «господствующее положение в воздухе, на воде и на земле».
Развитые корпоративные культуры вырабатывают довольно разнообразную мифологию. Мифология предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют на предприятии. Обычно они связаны с основателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до служащих ценности компании.
Мифы, легенды, истории о героях призваны в наглядной, образной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности. Оказывая сильное эмоциональное влияние на служащих, они дают необходимые ориентиры для поступков, этические образцы поведения, типы и нормы достижений. Легендарные герои, находящие отклик в сердцах сотрудников, служат примером для подражания. Мифы и легенды призваны продемонстрировать, что усердие, труд, инициатива, находчивость могут вывести рядового служащего в лидеры коллектива; что в критических, экстремальных ситуациях «герой» не теряется, проявляет смелость, решительность, целеустремленность, а главное - сохраняет лояльность фирме и ее ценностям; что руководитель - тоже человек и «ничто человеческое ему не чуждо».
Структуру элементов организационной культуры можно отразить в виде «двуглавой» пирамиды, которая включает в себя элементы внутренней и внешней культуры; материальную и духовную культуру (см. рис. 1.2).7
Рисунок 1.2. - Структура элементов организационной культуры.
Такое отображение не может претендовать на универсальность, применимость к каждой конкретной организации. Именно неповторимость всех элементов культуры и путей их развития говорит об уникальности каждого отдельно взятого предприятия. Однако в общем случае, при рассмотрении элементов культуры и их взаиморасположения, для формирования отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим высшие духовные элементы, эта схема представляется полезной.
Таким образом, каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации.
Перед тем как заняться проектированием организационной культуры, необходимо изучить принципы и задачи формирования культуры предприятия вообще, а также классификацию типов корпоративных культур.
В основе формирования системы ценностей и культуры предприятия лежат следующие основные принципы8:
При формировании и развитии культуры предприятия необходимо также учитывать ее наиболее существенные признаки, ее специфику9:
Модель, в которой в более общем виде представлена связь между культурой и результатами деятельности организации представлена американским социологом Т. Парсоном.10
Суть модели состоит в
том, что для своего выживания
и процветания любая
Очень интересной в этой связи представляется схема четырех типов организационной культуры.
1. Клановая культура. Дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры организаций воспринимаются как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях.
В клановой культуре выделяют два типа лидеров:
Основные базисные допущения в клановой культуре состоят в том, что с внешним окружением лучше всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников; что потребителей лучше всего воспринимать как партнеров; что организация действует в бизнесе, создающем для рабочего гуманное внешнее окружение; и что главная задача менеджмента состоит в делегировании наемным работникам полномочий, проявления преданности делу и преданности организации.
2. Адхократическая культура. Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство-предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
В адхократической культуре лидер - это новатор - талантлив и созидателен. Личность, способная предвидеть изменения. В основании его влияния лежит предвидение лучшего будущего. Активно поощряются новаторство и приспособляемость. Личность, озабоченная тем, куда идет организация, делающая акцент на возможностях и оценивающая вероятности. Признак этого стиля лидерства - стратегическое направление и непрерывное улучшение деятельности.
Среди характеристик присущих адхократической культуре присутствуют следующие:
Роли лидера в иерархической культуре:
4. Рыночная культура. Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
В рыночной культуре лидер это - боец - агрессивный и решительный. Личность, активно преследующая решение задач и достижение целей, получающая заряд энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы - доминантная цель. Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным трудом. В основании его влияния лежит настойчивая и разумная аргументация в пользу доведения дела до конца. Активно поощряется продуктивность.