Подготовка и повышение квалификации персонала на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой состоит в оценке организации, подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, выработке мероприятий по ее совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала
1.1 Система подготовки и повышения квалификации персонала 5
1.2 Проблемы подготовки и повышения квалификации персонала
в современной России 14
2 Подготовка и повышение квалификации персонала на предприятиях
2.1 Основные методы обучения повышения квалификации
и подготовки персонала в условиях рыночной экономики 16
2.2 Формы повышения квалификации 18
2.3 Учебный центр на предприятии «Трансгаз» 28
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

ПОЛИНА.docx

— 240.41 Кб (Скачать)

Целью организации профессионального  обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных  форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений  в технике, технологии, организации  производства, в тесной увязке с  их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

При благоприятных обстоятельствах  обучение персонала выполняет важную двойную функцию наилучшего использования  работника и его мотивацию.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

- Внедрение новой техники,  технологии, производство современных  товаров, рост коммуникационных  возможностей;

- Мир превращается в  рынок с высоким уровнем конкуренции  между странами. Страны, имеющие  современную систему инженерного  труда и программы непрерывного  образования, лидируют в условиях  этой конкуренции;

- Непрерывные и быстрые  изменения в технологии и информатике  требуют непрерывного обучения  персонала;

- Для фирмы более эффективно  и экономично повышение отдачи  от уже работающих сотрудников  на основе их непрерывного  обучения, чем привлечение новых  работников.

На практике существуют три ступени  обучения – начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих  специальных дисциплин. Рабочие  последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.

Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного  времени работы по профессии направлено на достижение двух целей:

- обеспечение приспособления профессиональной  квалификации к новым тенденциям  в техническом и профессиональном  развитии путем проведения учебных  мероприятий, сопровождающих трудовой  процесс, преимущественно на самих  предприятиях;

-  подготовку профессиональной  карьеры с переходом на более  высокую ступень квалификации  в качестве специалистов и  руководящего персонала среднего  звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля  и т.д.), путем посещения курсов  на предприятии, при учебном  центре, обслуживающем множество  предприятий, или в профессиональной  школе.

2.2 Формы повышения квалификации

Повышение квалификации является результатом  самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет  достичь цели за более короткий срок.

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование  профессиональных знаний, умений и  навыков, рост мастерства по имеющейся  у работника профессии.

Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.

Организация повышения квалификации работников осуществляется в следующих формах и видах мероприятий:

- программы повышения  квалификации различной продолжительности,  проводимые на базе подразделений  (факультетов, кафедр, институтов);

- краткосрочные программы  повышения квалификации (до 20 часов), включая лекционно-семинарские циклы,  мастер-классы, групповые тренинги, проводимые на базе профильных подразделений  или филиалов;

- выездные мероприятия  по повышению квалификации, включая  летние школы, краткосрочные курсы и семинары в филиалах;

- дистанционное интерактивное  обучение, в т.ч. мастер-классы, курсы  обучения, семинары, групповые тренинги;

- индивидуальные стажировки  в подразделениях или филиалах;

- совместная научно-исследовательская  или проектная деятельность, в  том числе с участием работников  других вузов, а также зарубежных  специалистов;

- программы повышения  квалификации, проводимые приглашенными  специалистами, другими вузами  или специализированными организациями,  в том числе зарубежными;

- курсы повышения квалификации  на базе других вузов, научных  центров и специализированных  организаций, в том числе зарубежных;

- педагогические и научные  стажировки, целевые стажировки (для  административно-управленческого персонала)  в других вузах, исследовательских  центрах и специализированных  организациях, в том числе зарубежных, а также участие в конференциях  и других научных мероприятиях.

Организация повышения квалификации в вузах-партнерах осуществляется, как правило, в следующих формах:

- программы краткосрочного (менее 72 часов) тематического  обучения по вопросам конкретной  деятельности слушателей (со сдачей  соответствующего экзамена, зачета  или защитой реферата и последующей  выдачей сертификата о краткосрочном повышении квалификации);

- программы тематических  и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов) по актуальным проблемам  в предметных областях деятельности  слушателей (со сдачей соответствующего  экзамена, зачета или защитой  реферата и последующей выдачей  слушателям, успешно завершившим  курс обучения, удостоверения о  повышении квалификации);

- программы длительного  (свыше 100 часов) обучения специалистов  для углубленного изучения актуальных  проблем в предметных областях  деятельности слушателей (со сдачей  соответствующего экзамена, зачета  или защитой реферата и с  последующей выдачей слушателям, успешно завершившим курс обучения, свидетельства о повышении квалификации).

Такие программы повышения  квалификации могут осуществляться как на базе самого учебного заведения, так и на базе вузов-партнеров на основе Соглашений о сотрудничестве.

Повышение квалификации рабочих

Индикатором, свидетельствующим о  необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижения среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Поэтому систематическому анализу  должны подвергаться существующая и  требуемая квалификационные структуры  рабочих кадров. Прежде всего необходим  анализ причин сложившегося положения  — изменения в технике и  технологии выполнения работ, ставящего  перед рабочим задачу их освоения.

Другим индикатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего. Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

Система повышения квалификации, сложившаяся  на производстве, включает производственно-технические  курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым  профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых  методов труда, школы мастеров и  бригадиров.

Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются  в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих  до необходимого для выполнения ими  работ уровня, в целях повышения  квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии  и специальности. Продолжительность  обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства).

Задача курсов по обучению вторым и совмещаемым профессиям видна  из самого названия. Однако следует  иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или  профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у рабочего профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет  отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью  они осваиваются. Если рабочий осваивает  смежные профессии, т.е. находящиеся  в тесной связи с основной, относящиеся  к комплексу взаимосвязанных  работ, на выполнении которых начинает специализироваться рабочий (работник), это можно рассматривать как  повышение его квалификации, условие  применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.

Школы передовых приемов v методов  труда имеют своей целью массовое освоение рабочими приемов и методов  труда передавшее производства. Обучение включает в себя практические занятия, на рабочем месте, проводимыми передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами. Курсы целевого назначения создаются непосредственно  на предприятиях для. и зучения новой  техники, оборудования, технологии, техники  безопасности прогрессивных форм организации  труда. Их задача — краткосрочное  обучение вновь принятых или предприятие  квалифицированных рабочих с  тем, чтобы в течение первого  месяца работы на предприятии они  могли усвоить особенности технологических  процессов.

В последнее время в ряде министерств  и ведомств получила распространение  непрерывная система подготовки и повышения квалификации рабочих, которая построена на обучении рабочих  на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Обучение ставит целью дать комплекс органически связанных теоретических и практических знаний, призванных помочь рабочему овладеть профессией от начального до высшего уровня квалификации. Количество ступеней обучения в разных отраслях промышленности различно и устанавливается в зависимости от сложности профессии или специальности. Обучение осуществляется по единым по каждой ступени профессии учебным планам и программам и предусматривает наличие единой учебно-программной документации как в профессионально-технических училищах, так и на производстве.

Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинам, а  потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом  и без отрыва от производства (система  вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных  программ и т.п.), само обучение может  быть рассчитано на долгосрочный и  краткосрочный его варианты.

Повышение квалификации связано с  определенными издержками как для  предприятия (фирмы), так и для  работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение  квалификации и обучение с отрывом  от производства, вследствие чего предприятие  испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы  результат от этого-более высокий  уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов  и методов труда — перекрывал издержки.

Программа повышения квалификации и отбор направляемых на учебу  лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия (фирмы), с  его ориентацией на повышение  эффективности. С целью мотивации  работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и  увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением им своей квалификации.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются:

• доля рабочих (работников), повысивших квалификацию, в общей численности

• структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения

• доля повысивших разряд (категорию, класс) в общей численности рабочих (работников), повышавших квалификацию

• рост производительности труда (процента выполнения норм выработки)

• снижение брака и т.д.

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Современное производство предъявляет  высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного  персонала. Главная задача повышения  квалификации руководителей и специалистов — обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных  и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы). Один из путей совершенствования  системы повышения квалификации этой категории работников — переход  от стожившейся практики периодического (а чаще всего эпизодического) обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний.

Повышение квалификации служащих и  специалистов осуществляется в различных  формах. В частности, это могут  быть курсы при предприятиях и  учреждениях с использованием в  качестве преподавателей как собственных  квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел (бюро) подготовки кадров, а при его отсутствии — отдел кадров.

Информация о работе Подготовка и повышение квалификации персонала на предприятиях