Подбора кандидатов на вакантные рабочие места

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Эффективное управление персоналом чрезвычайно важно для любой организации.

Файлы: 1 файл

Глава 1 прием на работу.docx

— 75.60 Кб (Скачать)

  Обычно исходят из  того, что есть как общие требования  к работникам данной должности  или группе однородных должностей (например, работники инженерного  профиля, экономического и т.п.), так и специфические, определяемые  должностными обязанностями применительно  к конкретному рабочему месту.  Кроме того, следует иметь в  виду, что в определенных условиях  при подборе работника учитывают  не только требования к должности,  но и задачи формирования управленческого  коллектива (команды). Поэтому требования  к работнику в одних случаях  могут отличаться от тех, которые  предъявляются к занятию аналогичной  должности в других условиях. Основное требование к набору  личных качеств для последующей  оценки - выбрать из большого числа  те, которые могут прямо или  косвенно влиять на эффективное  выполнение работником своих  должностных обязанностей. Поэтому  оценку нового работника целесообразно  проводить в разрезе факторов  результативности труда, акцентируя  внимание на:- знаниях (что должен  знать работник и что он  знает);- умении (что он должен  делать и что умеет делать);- свойствах характера (каковы требования  к личности работника и каков  он сам).

  Определенную помощь  в реализации данного подхода  может оказать тарифно-квалификационный  справочник служащих, в котором  дан достаточно подробный перечень  требований, предъявляемых к работникам  различных должностей и категорий  (что должен знать, уметь, требования  к образованию), но в нем, к  сожалению, отсутствуют требования  к личности работника. При разработке  требований к работнику, оценке  и подборе управленческих кадров  даже низового уровня необходимо  учитывать и тот факт, что особое  значение начинает придаваться  демократизации управления, широкому  использованию на практике так  называемого делегирования полномочий  и повышению ответственности  работника. При подборе кандидатов  особо важных профессий рассматриваются  не только требования тарифно-квалификационных  справочников, но и требования, заложенные  в профессиограммах. Сам процесс  оценки проходит по-разному. Можно  рассматривать каждое из личных  качеств работника в отдельности,  а саму их совокупность как  простой набор, подобранный с  учетом особенностей работы. Но  можно подходить к оценке работника  как к личности, что в методическом  плане представляет собой более  сложную задачу. Суть проблемы  состоит в том, что на деятельность  человека каждый фактор (качество) влияет не изолированно, а во  взаимосвязи, формируя личность  человека. Здесь будут полезными  методики, разработанные психологами  и отражающие связь между теми  или иными качествами личности  с проявлениями человеческого  поведения, т.е. позволяющие прогнозировать  поведение человека в тех или  иных ситуациях. Направленность  самой оценки определяет и  предпочтение (или приоритет) тех  или иных качеств работника  (физиологических или психологических  черт). При этом из многообразия  качеств работника необходимо  выделить фундаментальные, относительно  устойчивые, характеризующие потенциал  личности . Важно также учитывать  возможность развития качеств  работником под влиянием целенаправленного  воздействия (например, стимулирование  и активность в работе, расширение  самостоятельности и возможная  реакция на необходимость исполнения  жесткого приказа, исполнительская дисциплина и т.п.). Поэтому оценка работника не заканчивается с принятием его на должность. Меняется человек, меняются задачи, стоящие перед работником. По этой причине можно говорить о трансформации задачи подбора кадров в задачу выявления соответствия работника занимаемой должности по итогам работы. Организационной формой такой периодически проводимой оценки работника является аттестация. При формировании набора качеств следует исходить из принципа разумной достаточности: чтобы обеспечить возможность принятия обоснованного решения в ограниченные сроки с учетом минимизации затрат труда на проведение самой оценки. Но реализация данного принципа носит избирательный характер и зависит от должности: чем ответственнее должность, тем менее правомерно руководствоваться требованием максимальной экономии средств на проведение подбора работника. Оценка работника после определенного периода работы открывает большие возможности в выборе направлений анализа, которые должны быть в полной мере реализованы. Если при приеме на работу была проведена достаточно серьезная проверка степени наличия у работника тех или иных качеств, то следует взаимоувязать оценку личных качеств, деловых качеств и результатов деятельности. Если при подборе работника оценивался его потенциал, то после определенного периода работы в должности следует выявить, как эти возможности были им реализованы. Чтобы работник мог реализовать свои возможности, ему должны быть созданы соответствующие условия: условия труда, применяемая система оплаты и стимулирования творческой деятельности, возможности для реализации ожиданий работника от работы в данной должности и на данном предприятии и др. Отсюда логически вытекает необходимость включения в оценку работника и степени использования его потенциальных возможностей. Анализ должен дать ответ, чьей больше вины в том, что работник, обладающий хорошими качествами для выполнения данного вида деятельности, имеет посредственные результаты: он сам (слабая мотивация, отсутствие интереса к работе, снижение требовательности к себе и т.д.) или предприятие (отсутствие надлежащих условий для высокоэффективной работы). Деловая оценка специалистов предполагает введение описаний должностей, должностных инструкций для каждого работника, которые и выступают в качестве критерия оценки. Такая работа важна для упорядочения всей управленческой работы, организации работы специалистов, для проверки исполнения, контроля за результатами работы. Рассмотрим основные методы отбора персонала, в контексте оценки кандидатов применяемые при оценочных процедурах для проведения конкурса. Наиболее простыми методами оценки кандидатов являются анализ документов и собеседование.

  При анализе документов  изучается профессиональный путь  специалиста, оценивается его  опыт и уровень знаний. Обстоятельный  анализ каждой из поданных  «бумаг» позволяет составить  первичную картину о претенденте  и определить необходимость «контактного»  общения. Кроме официальных документов, конкурсная комиссия также рассматривает  анкеты кандидатов.

  При собеседовании  источником информации выступает  сам кандидат. Наиболее важными  качествами, оцениваемыми в ходе  собеседования, являются: профессиональный  опыт и умения кандидата, его  долгосрочные цели и намерения,  адекватность представлений о  будущей деятельности.

  В ходе собеседования  проясняется реалистичность и  профессиональная направленность  целей, которые ставит перед  собой кандидат, его собственная  оценка достижений и неудач, ориентированность  на профессиональный рост и  продвижение по службе, поэтому  необходимо заранее продумать  вопросы, которые будут заданы  кандидату при собеседовании.  Результаты собеседования должны  дополнить (а не изменить или  подтвердить) данные письменных  источников. К проведению собеседования  руководители и члены комиссии  должны иметь заранее подготовленные бланки с критериями оценки кандидатов. Соответствие каждому критерию может оцениваться по 5-ти бальной шкале.

  Тестирование заключается  в оценке претендента по результатам  выполнения им заранее подготовленных  задач (тестов) и установления  на этой основе количественных  показателей, определяющих уровень  качеств кандидата. Претенденту  на должность предлагается какая-либо  задача по его конкретной специальности,  логическая, на определение характера  и скорости психофизиологической  реакции и т.д. Наблюдая за  ходом решения предложенной задачи  и результатом, можно получить  дополнительную информацию о  профессиональных, деловых и личностных  качествах претендента. Общим  условием решения любых тестов  является ограниченность времени,  отводимого на решение задачи, и наличие специального эталона  для сравнения. Тестирование позволяет  оценить качества кандидата по  решению уже выявленной и сформулированной  проблемы.

  В органах государственной  власти необходимо также использовать  тесты на знание Конституции  РФ, законов о государственной  службе и других федеральных  и региональных законов, касающихся  будущей деятельности кандидатов.

  Для оценки личностных  качеств кандидатов необходимо  использовать психодиагностические  тесты (методики). С их помощью  можно получить информацию о  качествах, существенно влияющих  на поведение человека в организации,  но с трудом поддающихся непосредственному  наблюдению, например, готовности к  обучению, интеллектуальных способностей, самооценки, внутренней конфликтности  и т.д. Выявление латентных  характеристик личности существенно  для объективной комплексной  оценки кандидатов. Психодиагностика  не заменяет оценку действий  человека, а дополняет ее, так  как позволяет определить актуальный  уровень развития его способностей  и потенциал. Кроме того, применение  стандартизированных и валидизированных  психодиагностических тестов дает  возможность соотнесения индивидуальных  результатов между собой, а  также с общими и групповыми  нормами. Сокращение времени на  обследование и оценку также  является мотивом обращения к  компактным тестам.

  Интерпретация результатов  тестирования имеет значение  лишь в соотнесении с системой  критериев оценки. Поэтому на  этапе проектирования конкурсной  процедуры специально обсуждаются  и согласуются варианты методик,  условия проведения и обработки,  форма представления результатов.

  При проведении процедуры  конкурса возможно использование  следующих типов психодиагностических  методик:

· типологические и характерологические  тесты-опросники, дающие достаточно полную картину склада личности человека. Например, методика 16 PF Кэттела позволяет  выявить 16 первичных и 4 вторичных  фактора, глубоко и всесторонне  описывающих индивидуально-психологические  особенности личности;

· тесты оценки отдельных  свойств и параметров личности, тесты  способностей и ценностей (тесты  на интеллект и т.д.);

· аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и  долговременной памяти);

· проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей человека, его общего представления о мире и собственном  месте в нем (цветовой тест Люшера, рисуночные тесты и др.).

  В отличие от тестов  для определения профессиональных  знаний, которые могут составить  и провести сами работники  органов государственной власти, для организации и проведения  психодиагностических тестов необходимо  привлечение профессиональных психологов, имеющих соответствующее образование  и опыт работы с тестами.

  Оценка по рефератам  — при этом методе претендентам, независимо друг от друга, предлагается  изложить свою программу работы  в случае их назначения на  должность. При этом кандидаты  должны ответить на одинаковые  вопросы, касающиеся будущей работы, с целью сопоставления ответов,  например: оценка кандидатом на  должность основных целей и  задач подразделения, в котором  он предполагает работать, предложения  по улучшению деятельности подразделения,  программа своей будущей деятельности  и др.

  Матричный метод оценки  — сущность его состоит в  том, что для каждой должности  составляется таблица — матрица,  представляющая собой перечень  необходимых целевых и личностных  качеств работника и список  кандидатов. В таблицу-матрицу заносятся  показатели оценки качеств каждого  из кандидатов и весовые коэффициенты, определяющие их важность для  выполнения обязанностей по балльной  системе. Весовые коэффициенты  устанавливаются по степени важности  относительно какого-нибудь качества, принятого за единицу. Используя  оценки качества и весовые  коэффициенты, можно с помощью  матриц перевести качественные  показатели в количественные  и получить итоговый балл, а  также так называемый «коэффициент  соответствия», что позволит более  объективно осуществить выбор  наиболее подходящего кандидата.

  Метод групповой дискуссии  — суть метода заключается  в свободной беседе с кандидатами  по теме их будущей работы  и выборе по определенным критериям  наиболее активных, самостоятельных,  информированных, логично рассуждающих  людей. В качестве вспомогательных  средств, помогающих выбрать кандидата,  рекомендуются: составление диаграммы,  отражающей связи между участниками  в процессе дискуссии, частоту  высказываний каждого и их  соответствие теме; анализ роли  участника (по балльной системе): инициативная, стимулирующая, критическая,  аналитическая, руководящая, решающая  и т.д.

  Деловые игры как  метод оценки кадров — претендентам  на должность в игровой форме  предлагаются различные ситуации, во время которых участники,  исполняя предложенные им роли, проявляют свои профессиональные, деловые и личностные качества.

  В целях адекватного  изучения личности рекомендуется  использовать различные методы  оценки кадров в их оптимальном  сочетании, что позволит получить  наиболее объективную оценку, близкую  к реальной действительности.

  Моделирование ситуации  позволяет непосредственно ознакомиться  с квалификацией претендента,  так как в условиях инсценировки  конкретных ситуаций он демонстрирует  приближенное к требуемому профессиональное  поведение, квалификационные навыки  и мастерство.

  В этом случае обязательно  использование записей членов  комиссии или наблюдательного  листа, на основании которого  проверяется единодушие выставленных  оценок, и выясняются возникшие  противоречия. При вынесении оценки комиссия должна констатировать, с одной стороны, отвечает ли кандидат минимальным требованиям вакантной должности, а, с другой, – в какой степени можно с помощью последующего целевого обучения устранить его слабые стороны.

  Для получения информации  о способах и средствах действий  кандидатов в коллективе возможно  моделирование ситуаций коллективной  деятельности. При этом оцениваются  коммуникативные и организационные  навыки участников, способности  к аргументации своей точки  зрения, системность и гибкость  мышления.

3.2.2 Критерии оценки

1. Профессиональная  компетентность государственного  служащего

1.1. Образовательный уровень

  Уровень, профиль и  качество основного и дополнительного  профессионального образования.

1.2. Профессиональный опыт

  Продолжительность и  особенности деятельности в соответствующей  профессиональной сфере; достижение  конкретных результатов в профессиональной  деятельности; особенности карьеры.

1.3. Специальные профессиональные  знания, умения и навыки

  Уровень профессиональных  знаний в соответствующей сфере,  позволяющий эффективно выполнять  должностные обязанности; знание  законодательства Российской Федерации,  регламентирующего профессиональную  деятельность; владение современными  профессиональными технологиями. Готовность  к саморазвитию, постоянное стремление  совершенствовать свои знания, умения  и навыки, расширять кругозор, приобретать  знания и опыт в смежных  профессиональных областях.

1.4. Общие инструментальные  навыки

  Уровень владения навыками, повышающими общую эффективность  профессиональной деятельности (владение  компьютером, общая грамотность,  владение иностранными языками  и т.п.).

2. Личностные и деловые  качества государственного служащего

2.1. Аналитические способности

  Уровень системности  и гибкости мышления, позволяющий  решать сложные задачи, требующие  анализа и структурирования информации; способность находить новые, нестандартные  решения.

2.2. Коммуникативная компетентность

  Соблюдение этики делового  общения; способность аргументировано  отстаивать собственную точку  зрения и убеждать оппонентов; владение навыками ведения деловых  переговоров.

2.3. Ответственность

  Обоснованность и самостоятельность  в принятии решений; готовность  следовать взятым на себя обязательствам  в достижении результата. Следование  в деятельности принципам служения  обществу и государству, соблюдения  законности, правил служебной этики.

2.4. Организаторские способности

  Умение достигать результата  за счет эффективного планирования  собственной деятельности и деятельности  подчиненных, постановки задач,  распределения функций, полномочий  и ответственности. Стремление  проявлять инициативу при решении  поставленных задач, способность  эффективно действовать в условиях  физических и эмоциональных нагрузок.

Ключевыми принципами при  оценке кандидатов могут быть следующие:

– критериальность: оценка производится по критериям (компетенциям), имеющим  непосредственное отношение к успешности профессиональной деятельности; критерии формулируются на основе анализа  и проектирования деятельности.

– моделируемость: в процессе оценки создаются ситуации, воспроизводящие  основные аспекты профессиональной деятельности (ситуации принятия управленческих решений, деловой коммуникации, работы с документами и др.).

Информация о работе Подбора кандидатов на вакантные рабочие места