Подбора кандидатов на вакантные рабочие места

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Эффективное управление персоналом чрезвычайно важно для любой организации.

Файлы: 1 файл

Глава 1 прием на работу.docx

— 75.60 Кб (Скачать)

 

 

2.3 Условия приема, ограничения, запреты при приеме на работу

 

  После рассмотренных  методов отбора на государственную  службу (а таковой является таможенная  служба) необходимо рассмотреть  и условия приема в таможенную  службу Российской Федерации,  а также законодательно установленные  запреты и ограничения для  будущих кандидатов.

  В соответствии с  Законом о службе в таможенных  органах Российской Федерации   кадровая служба таможенных органов:  обеспечивает реализацию кадровой  политики в таможенных органах;  осуществляет подбор и расстановку  кадров таможенных органов, организует  проведение аттестации сотрудников  таможенных органов; организует  и контролирует профессиональную  подготовку сотрудников таможенных  органов.

В ст.6 Закона указаны условия  поступления на службу в таможенные органы, такие как:

1. Сотрудниками таможенных  органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные  по своим личным и деловым  качествам, уровню образования  и состоянию здоровья обеспечивать  выполнение функций, возложенных  на таможенные органы.

2. Поступление на службу  в таможенные органы граждан  является добровольным и осуществляется  на условиях контракта о службе  в таможенных органах (далее  - контракт).

3. Гражданин при поступлении  на службу в таможенные органы  представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий  личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие  профессиональное образование;

5) медицинское заключение  о состоянии здоровья;

6) автобиографию;

7) данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте  жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной  сестры) или лица, на воспитании  которого он находился (далее  - близкие родственники).

4. Требования к состоянию  здоровья граждан, поступающих  на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов,  занимающих соответствующие должности,  устанавливаются Правительством  Российской Федерации.

5. При поступлении граждан  на службу в таможенные органы  сведения и документы, указанные  в пункте 3 настоящей статьи, подлежат  проверке в порядке, предусмотренном  федеральным законом.

  При установлении в  процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина  на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение  одного месяца со дня принятия  решения об отказе в приеме  на службу в таможенные органы  информируется в письменной форме  о причине отказа.

  Ограничения в приеме  на службу в таможенные органы  и при ее прохождении регулируются  ст.7 Закона:

1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме преподавательской,  научной и иной творческой  деятельности. При этом преподавательская,  научная и иная творческая  деятельность не может финансироваться  исключительно за счет средств  иностранных государств, международных  и иностранных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации;

2) совмещать службу в  таможенных органах с исполнением  обязанностей депутата федерального  органа законодательной власти, органов законодательной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

4) состоять членом органа  управления коммерческой организации,  а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного  совета, иного органа иностранной  некоммерческой неправительственной  организации либо действующего  на территории Российской Федерации  ее структурного подразделения,  за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть поверенным или  представителем по делам третьих  лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического  и информационного обеспечения,  финансовые средства, другое государственное  имущество, а также служебную  информацию;

7) получать гонорары за  публикации и выступления, связанные  с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических  и юридических лиц подарки,  денежные вознаграждения, ссуды,  услуги, средства на оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения, связанные  с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения  Президента Российской Федерации  награды, почетные и специальные  звания иностранных государств, международных и иностранных  организаций;

10) выезжать в служебные  командировки за пределы Российской  Федерации за счет средств  физических и юридических лиц,  за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации или на  взаимной основе по договоренности  федеральных органов государственной  власти с государственными органами  иностранных государств, международными  организациями;

11) использовать свое служебное  положение в интересах политических  партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений для  пропаганды отношения к ним;  в таможенных органах недопустимо  образование структур политических  партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений, за  исключением профессиональных союзов.

3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

  На сотрудника таможенного  органа распространяются ограничения,  запреты и обязанности, установленные  Федеральным законом "О противодействии  коррупции" и статьями (17, 18 и  20), за исключением ограничений,  запретов и обязанностей, препятствующих  исполнению сотрудником таможенного  органа обязанностей по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений  и определение сотрудников таможенных  органов, в отношении которых  применяются данные исключения, в каждом отдельном случае  осуществляются в порядке, устанавливаемом  нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

  В соответствии со  ст. 9 Закона для гражданина, поступающего  на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание  продолжительностью до шести  месяцев в зависимости от уровня  его профессиональной подготовки  и должности, на которую он  поступает. В этом случае гражданин  назначается на соответствующую  должность стажером без присвоения  ему специального звания. Продолжительность  испытания указывается в приказе  о назначении на должность.  Срок испытания может быть  сокращен по решению начальника  таможенного органа, назначившего  указанного гражданина на должность.

  Порядок и условия  прохождения испытания устанавливаются  руководителем Федеральной таможенной  службы. Для выпускников образовательных  учреждений Федеральной таможенной  службы, а также для граждан,  поступающих на службу в таможенные  органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения возмещаются Федеральной таможенной службой.

 

Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса.

 

3.1 Понятие оценки. Функции оценки персонала

   Оценка - это мнение (суждение) о степени развитости, практической выраженности какого-либо качества (группы качеств) работника (контингента работников), результатах его (их) трудовой деятельности. В этом смысле она имеет огромное самостоятельное значение, поскольку служит как основой для проведения анализа (численности, качественного состава, соответствия качеств персонала стратегическим целям и задачам организации и др.), так и, как следствием, базой для обоснования необходимости принятия кадрового решения.

  Оценка кандидатов на вакантные рабочие места — вид деловой оценки персонала, который принято называть процессом отбора персонала. В процессе отбора персонала могут участвовать как внешние по отношению к организации работодателю кандидаты на должность, так и собственные сотрудники. В процессе данного вида оценки проверяется соответствие кандидата требованиям должности или рабочего места. Сложившаяся в мировой практике технология проведения отбора персонала имеет несколько основных этапов: анализ анкетных данных, наведение справок, проверочные испытания, собеседование, формирование экспертного заключения оценочной комиссии.

  Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия решаются следующие задачи: установление места сотрудника в организационной структуре; разработка программы развития сотрудника; определение критериев и размера оплаты труда.

  Наиболее распространены следующие случаи, при которых проводится оценка персонала:

1. необходимо оценить вновь принятых на работу сотрудников или выбрать наиболее достойного кандидата на вакантное место;

2.  оценка необходима руководителю для выявления истинных причин возникающих конфликтов. Вполне возможно, что причиной может быть недостаточная компетентность или добросовестность некоторых работников;

3.  предстоит реорганизация организации и потому необходимо выявить кадровый резерв.

  По мнению многих авторов, оценка результатов деятельности работника должна осуществляться после того, как он адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения работы.

 

3.1.1 Функции оценки персонала

  Западные ученые особо выделяют следующие функции оценки персонала организации.

  Административные функции. После того как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для выполнения своей работы, необходимо определить степень эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить как продолжение функции контроля. Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия решений о повышении, переводе сотрудника или прекращения с ним трудового договора.

  Информационные функции. Сообщая подчиненным сведения о том, насколько эффективно они выполняют свои обязанности, руководитель не только информирует их, но и дает возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует общепринятому. При должной постановке процесса информирования работник не только узнает, достаточно ли хорошо он работает, но и что конкретно является его сильными и слабыми сторонами, в каком направлении он может совершенствоваться.

  Мотивационные функции. Оценка результатов трудовой деятельности – важное средство мотивации поведения людей. Оценка позволяет определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.

  Информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.

 

3.2 Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам

 

3.2.1 Методы оценки персонала

  Необходимость деловой  оценки возникает: при приеме  человека на работу, после окончания  им испытательного срока, при  формировании резерва на выдвижение, при отборе работника из резерва  для назначения на должность.  Разница в содержании оценки  применительно к названным целям  состоит в том, что в одних  случаях приходится ориентироваться  в основном на учет личных  качеств работника, а в других  на оценку и результаты деятельности  работника. Наиболее сложной представляется  оценка работника при приеме  на работу. Отличительная ее особенность  в том, что предстоит изучить  личные качества человека и,  исходя, из этого оценить потенциальные  его возможности как работника,  т.е. оценить ожидания, получить  от него определенную отдачу. Теоретической посылкой здесь  служит то, что имеется весьма  тесная связь между физиологическими  и психическими чертами человека  и результатами его деятельности.  Оценка деловых качеств работника  при приеме его на работу  затруднена и по существу также  сводится к изучению его потенциала. Для этих целей используются: изучение документов с прежнего  места работы, участие претендента  в разборе производственных ситуаций, оценка ситуационного поведения  при собеседовании, в необходимых  случаях привлекаются результаты  работы на протяжении испытательного срока. Итак, при подборе кадров чаще всего приходится иметь дело с оценкой личных качеств человека на соответствие требованиям должности. В прошлые годы на первое место, особенно при подборе руководителей, выдвигалась оценка идеологической позиции человека. В настоящее время такого рода критерий потерял свое значение, но отношение претендента к хозяйственной реформе, знание им новых официальных материалов и наличие элементов нового экономического мышления представляется существенным. Главное же требование в подборе кадров - профессиональная компетентность претендента.

Информация о работе Подбора кандидатов на вакантные рабочие места