Подбор и отбор кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть понятия и принципы подбора и отбора персонала.
Задачи данной курсовой работы зависят непосредственно от цели работы и состоят в том, что бы рассмотреть и проанализировать следующие вопросы и понятия:
Подбор персонала
Метод headhunting для подбора персонала
Отбор персонала
Роль качественного отбора персонала в управлении предприятием
Подбор и отбор персонала на КУП «Томск - торг»
Подбор и отбор персонала на примере ООО "Томский Торговый Альянс"

Оглавление

Введение 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА И
ОТБОРА КАДРОВ 5
1.1 Подбор персонала 5
1.2 Метод headhunting для подбора персонала 11
1.3 Отбор персонала 13
1.4 Роль качественного отбора персонала в
управлении предприятием 21

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДБОРА И ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Подбор и отбор персонала на КУП «Томск – торг» 23
2.2 Подбор и отбор персонала на
ООО «Томский Торговый Альянс» 38

Заключение 42
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №2.docx

— 101.53 Кб (Скачать)
  • Массовый подбор персонала осуществляется в условиях открытия нового предприятия, когда ставится цель в короткий срок обеспечить его сотрудниками. Отличительной особенностью массового набора является наличие большого количества однотипных вакансий (например, при открытии супермаркета — кассиры, продавцы, грузчики и т.д.).
  • Услуги временного персонала. Агентства представляют компаниям временных сотрудников в тех случаях, когда сроки поиска постоянного сотрудника на вакансию увеличиваются, а также на период временной нетрудоспособности постоянного сотрудника организации и отсутствии возможности его замены другим штатным сотрудником.
  • Также агентствами предоставляется услуга лизинга персонала. Это происходит в тех случаях, когда работа квалифицированного специалиста востребована компанией-работодателем на временной, а не на постоянной основе.

Подбор руководителей (executive search). Это направление рекрутмента  ориентировано на поиск профессионалов высокого уровня, а также руководителей  высшего звена. Метод, используемый этими агентствами, называется headhunting или «охота за головами», а рекрутеры, специализирующиеся в области executive search, называются хэдхантерами[11].

 

1.2 Метод headhunting для подбора персонала

 

Принцип действия данного  метода основывается на следующей предпосылке — руководители высокого уровня не ищут работу по объявлениям или через агентства, большинство из них успешно в своем деле и даже не помышляет о смене работы. Задачей «охотника» является предложение такому кандидату более выгодных условий в другой организации.

Хэдхантеры ведут поиск  на основе детального анализа рынка  и возможных компаний-доноров. Также  они должны хорошо знать специфику  работы предприятий в отдельных  секторах рынка, например, в нефтегазовом, банковском и т.д. Источниками информации для хэдхантеров служат[19]:

  • конфиденциальная сеть поиска.
  • отраслевые издания, публикующие рейтинги самых успешных руководителей и работников, а также, статьи, репортажи и прочие публикации;
  • отчеты и брошюры, публикуемые организациями;

К отобранным кандидатам осторожно  обращаются с предложением о перемене места работы, обсуждают ее специфику  и условия (уровень оплаты, социальные блага), после чего кандидата представляют организации-клиенту.

Хэдхантеры проводят тщательный анализ вакансии, составляют подробные  требования к ней, выявляют наиболее подходящий тип личности. Все эти  действия производятся на основании  требований, к кандидатам, сформулированных клиентом — работодателем. Хэдхантеры осуществляют самостоятельное тестирование кандидатов на соответствие этим требованиям.

Услуги хэдхантеров оплачиваются в абсолютном измерении. Сумма гонорара устанавливается до начала поиска и  в виде аванса выплачивается 25-30%. Столько  же выплачивается при предоставлении клиенту списка наиболее подходящих кандидатов. Оставшаяся часть гонорара выплачивается после приема подобранного кандидата на работу. К достоинствам headhunting относятся:

  • воздействие на нужную целевую аудиторию (традиционные средства привлечения персонала могут не коснуться потенциальных кандидатов на высокую должность);
  • если выбранный кандидат не хочет менять место работы, он может порекомендовать другого работника аналогичного уровня.
  • руководители, готовые рассматривать предложения о новой работе, сами дают понять хэдхантерам о своих намерениях, а не ищут открыто работы в конкурирующих организациях;

К недостаткам headhunting относятся:

  • кандидат может подкупить хэдхантера с целью рекомендации на хорошую должность;
  • разрушительное воздействие на эффективно налаженную деятельность организаций;
  • руководитель, поддавшийся хэдхантеру, сможет снова стать его клиентом. С целью предотвращения этого организации выплачивают сотруднику значительные средства в обмен на обязательство пребывания длительного срока в организации на занимаемой должности;
  • с целью наиболее эффективного поиска хэдхантер может запросить от компании - клиента конфиденциальную информацию.

 

 

 

 

 

 

1.3 Отбор персонала

 

Отбор персонала является естественным завершением процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации  в человеческих ресурсах.

Окончательное решение при  отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:

Ступень 1. Предварительная  отборочная беседа[19]

Беседа может проводиться  различными способами. Для некоторых  видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в других случаях это неважно и ее проводит специалист службы управления персонала.

Основная цель беседы —  оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной  работы менеджерам и специалистам целесообразно  использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе.

Ступень 2. Заполнение бланка заявления

Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить  специальный бланк заявления  и анкету.

Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего  выясняющую производительность будущей  работы претендента. Информация может  касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.

Ступень 3. Беседа по найму (интервью)

Исследования показали, что  более 90% решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов беседы[19].

Интервью является наиболее распространенным методом оценки кандидатов на должность. В процессе интервью не только работодатель получает информацию о кандидате, но и сам кандидат имеет возможность больше узнать не только об условиях работы (задавая  вопросы интервьюеру), но и о корпоративной  культуре этой организации. Сделать  выводы о корпоративной культуре организации-работодателя, а также  о своей совместимости с ней, кандидат может по уровню организации  и условий проведения интервью, по профессионализму интервьюера и  т.д.

Существуют следующие  виды интервью:

    • Биографическое интервью. Его задачей является выяснение прошлого опыта кандидата с целью прогнозирования его возможностей и способностей. В процессе биографического интервью уточняются различные аспекты профессиональной деятельности кандидата, которые не раскрыты в резюме. Биографическое интервью не дает возможности оценить сегодняшнюю ситуацию и мотивацию.
    • Ситуационное интервью. Кандидату предлагается решить несколько практических ситуаций (гипотетических или реальных проблем). Этот метод позволяет выявить общие и аналитические способности кандидата, используемые им подходы к решению нестандартных проблем и умение выходить из трудных ситуаций.
    • Структурированное интервью. Его целью является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата по заранее разработанному структурированному списку вопросов. Этот вид интервью наиболее распространенный. Он может сочетать в себе элементы всех других видов интервью.
    • Интервью по компетенциям. Цель этого вида интервью определить уровень соответствия кандидата ключевым компетенциям, необходимым для работы в данной организации и в данной должности. Для определения уровня компетенции, а также возможностей его развития, интервьюер в процессе интервью обращается к прошлому опыту кандидата[4].
    • Стрессовое интервью. Такой вид интервью применяться с целью оценки кандидата на предмет таких качеств, как стрессоустойчивость, умение корректно вести себя в провокационных, стрессовых ситуациях, скорость и эффективность принятия решения и т.д. Во время стрессового интервью кандидату задают провокационные, некорректные вопросы, например «Вы, уверены, что заслуживаете зарплату, на которую претендуете?» или «Почему мы должны нанимать именно Вас?» и т.д. Как правило, этот вид интервью проводят два и более интервьюера, что увеличивает стрессовую компоненту. Проведение интервью в неудобных и некомфортных условиях, когда соискателю постоянно приходится отвлекаться и трудно сосредоточить внимание (например, в шумных помещениях). Данная методология применяется, как правило, для оценки кандидатов на такие должности, в которых приходится работать в нестандартных ситуациях (например, секретарь в приемной, сотрудник службы безопасности и т.д.) [19].

В качестве интервьюеров, как  правило, выступают рекрутеры (или  менеджеры по работе с персоналом) и линейные руководители, в подразделения  которых ведется набор.

Существует несколько  основных типов беседы по найму:

  • По схеме — беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения информации.
  • Слабоформализованные — заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания.
  • Не по схеме — заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа — огромный источник информации.

Ступень 4. Тестирование, ролевые  игры, профессиональное испытание

Источник информации, который  может дать сведения о личностных особенностях, профессиональных способностях и умениях кандидата. Результаты дадут возможность описать как  потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы  деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить  сформировать мнение о способности  кандидата к профессиональному  и должностному росту, специфике  мотивации, особенностях индивидуального  стиля деятельности.

Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка

Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых  кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. Однако нецелесообразно обращаться за рекомендациями в организацию, в которой работает кандидат. Это может способствовать распространению информации, в которой кандидат не заинтересован, и вряд ли даст достоверную информацию для менеджера по персоналу: слишком велик компонент эмоционального отношения к человеку, увольняющемуся из организации. Целесообразно обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает один год, а также к коллегам из других организаций, профессиональных обществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам[19].

В настоящее время, кроме  тех документов, которые традиционно, на основе ранее действующих правил внутреннего трудового распорядка, затребует администрация, предприятиям можно порекомендовать получать характеристики с прежнего места  работы и образовательного учреждения. Они будут способствовать повышению  ответственного отношения к работе и учебе.

Желательно также изменить содержание листка по учету кадров. В документ возможно внесение следующих  пунктов: список патентов; общественная деятельность; вне- профессиональные навыки, увлечения профессионального уровня; время, когда человек может приступить к работе. На многих предприятиях вместо личного листка по учету кадров используют резюме-справку, характеризующую человека.

Ступень 6. Медицинский осмотр

Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.

 

Ступень 7. Принятие решения

  1. Сравнение кандидатов. Представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение.
  2. Принятие и исполнение решения.
  3. Предложение занять вакансию

Предположим, что в результате отбора удалось выявить подходящего  кандидата на вакансию, который может  получить предложение от компании. Обычно такое предложение делается в устной форме, и если претендент принимает его, компания направляет ему официальное предложение  в письменной форме. На первоначальном этапе предложение о работе требует  особого внимания, особенно в том, что касается следующих аспектов[19]:

  • кандидат должен быть ознакомлен с основными условиями работы, например, с режимом работы, продолжительностью отпуска, порядком выплаты премий, дополнительными льготами;
  • любое условие должно быть четко сформулировано;
  • предлагаемая кандидату заработная плата или вознаграждение должны не только быть соответствующими для данной должности и привлекательными для кандидата, но и не должны превышать заработков сотрудников компании того же ранга;
  • следует четко назвать предлагаемую должность и оговорить специальные условия;
  • следует четко определить следующий этап взаимодействия с кандидатом.

Если он просит предоставить ему время на раздумья, следует  договориться о сроках, когда он сообщит свой ответ.

Информация о работе Подбор и отбор кадров