Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучение и анализ планирования в системе менеджмента.
Задачи: изучение основных понятий планирования, типов планирования, принципов планирования, методологии, методик и технологий плановой деятельности принципов и методов планирования, порядка осуществления планирования, этапов планирования
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. Планирование: основные понятия, предмет и метод.
1.1. Типы планирования
1.2. Общие принципы планирования сформулированные А. Файолем:
1.3. Методы планирования.
1.4. Этапы планирования
1.5. Порядок осуществления планирования.
Глава 2. Стратегическое планирование Unilever
2.1 Основные показатели Unilever с 2006 по 2009 год.
2.2 Прогноз основных показателей Unilever в период c 2010 по 2015 год
2.3 Анализ Портера: мирового рынка безалкогольной продукции.
Глава 3. Основные сведения о компании ТНК-ВР.
3.1 Стратегический обзор
3.2 Финансовые показатели
3.3. Перспективы на 2010 год.
3.4. SWOT анализ.
Список литературы
2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.
Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.
Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.
Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.
Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
распределения ресурсов;
координации деятельности между отдельными подразделениями;
координации с внешней средой (рынком);
создания эффективной внутренней структуры;
контроля за деятельностью;
развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
процесс целеполагания (определение системы целей);
процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:
тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.
Стратегическое планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды.
Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу. Основными объектами долгосрочного планирования являются:
организационная структура
производственные мощности
капитальные вложения и т.д.
1920
Сначала объединяются Jurgens и Van der Bergh для создания Маргаринового Союза – Margarine Unie. Затем, двумя годами позднее, происходит одно из самых крупных слияний своего времени - Margarine Uni объединяется с Lever Brothers, чтобы создать Unilever.
1930
Unilever в Великобритании закрывает 50 мыло-производящих предприятий, чтобы сосредоточиться на нескольких брендах. В конечном итоге заводы Unilever по производству маргарина и пищевых жиров сокращаются с десяти до пяти.
Но, несмотря на спад, бизнес продолжает расширяться: частично через запуск новых продуктов на тех же рынках, частично за счет приобретения компаний для производства новых видов товаров, таких как замороженные продукты или продукты быстрого приготовления.
1940
Расположенные локально компании Unilever начинают работать с высоким уровнем независимости и фокусируются на особенностях местного рынка.
В течение 40-х годов Unilever продолжает свое развитие в области продуктов питания. Захватываются новые рынки с разнообразным списком продукции, а ресурсы направляются в область исследований и развития новых материалов и технологии производства.
1950
С конца 40-х и в течение всех 50-х развитие новых массовых рынков товаров народного потребления, включая Африку и Азию, предоставляет возможности для расширения.
Что помогает создавать новые местные производства.
С ростом научного прогресса Unilever начинает уделять повышенное внимание технологии производства и создает в Port Sunlight исследовательское подразделение, ответственное за лаборатории Великобритании и Нидерландов.
1960
Расширение Unilever, внедрение инноваций, а так же развитие маркетинговых исследований.
Unilever расширяется, его продукция становится разнообразнее, внедряются инновации и совершаются новые приобретения. Также развиваются рекламные агентства, компании по проведению маркетинговых исследований и упаковочный бизнес.
Решение о направлении средств на поддержание низкоприбыльных отделов.
1980
Сосредоточиться в области производства ключевых продуктов с создание сильных рынков сбыта c сильным потенциалом к росту.
К началу 80-х Unilever является 26-м по величине бизнесом в мире.
В начале десятилетия Unilever резко меняет стратегию и принимает решение сосредоточиться в области производства ключевых продуктов с созданием сильных рынков сбыта и таким же сильным потенциалом к росту.
К 1989 году результат роста основного бизнеса становится очевидным.
1990
Сокращает количество производимых им категорий товаров с 50-ти до 13-ти
Продажа многих торговых марок и концентрацию на оставшихся - тех, которые имеют наибольший потенциал.
Реструктуризация бизнеса ведет к появлению четырех ключевых отраслей: Товары по уходу за домом, Товары по уходу за собой, Продукты питания, Профессиональные химические препараты.
2000
Развитие ведущих торговых марок, совершенствование производственных мощностей и ускорение роста компании.
XXI век начинается в Unilever с запуска новой программы – Путь к Росту (Path to Growth).
Эта стратегия ведения бизнеса, рассчитанная на пять лет, была направлена на развитие ведущих торговых марок, совершенствование производственных мощностей и ускорение роста компании.
Стратегия «Путь к Росту» способствовала многим приобретениям, она помогла расширить портфолио брендов, относящихся к продуктам питания, внести новые рационализаторские идеи в производство и т.д. К концу 2003 года производственные мощности выросли с 11% до 15.7%, успешно завершилась интеграция с компанией Bestfoods, были внесены радикальные изменения в принадлежащие компании торговые марки: за счет продажи 140 различных брендов, 93% всех продаж в компании пришлось на ряд ведущих торговых марок.