Планирование и бюджетирование в системе контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью при составлении бюджетов является координация всех сторон деятельности предприятия . Задачи, которые призвано решить бюджетирование, можно сформулировать следующим образом:
− бюджетирование необходимо для понимания где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию;
− бюджетирование необходимо для определёния объёма и суммы ресурсов, необходимы для достижения поставленных целей;
− бюджетирование необходимо для эффективного использования привлечённых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Бюджетирование.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Остатки материалов на конец  периода рассчитываются по формуле:

, где

- средний срок хранения материалов  на складе ( = 5 дней).

 

Шаг 4. Трудовой бюджет

В трудовом бюджете рассчитывается основная заработная плата основных производственных рабочих, которая определяется на основе трудоемкости и средней часовой тарифной ставки.

Таблица 4.

Трудовой бюджет на 1 мая 2011 года

Наименование продукции

Трудоемкость, час

Средняя

,

руб/час

Прямые затраты на

ЗП на 1 шт, руб

Заработная плата, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

А

8

95

760

636,12

570

В

12

115

1 380

768,66

676,2

Итого

-

-

-

1 404,78

1 246,2


 

 

Шаг 5. Бюджет общепроизводственных расходов

Сумма общепроизводственных расходов зависит от состава затрат и от их поведения относительно объема производства.

Таблица 5.

Бюджет общепроизводственных расходов на 1 мая 2011 года

Статьи

Сумма, руб.

на 1 нормо-час

На трудоемкость валовой продукции (Т)

1

2

3

Переменная часть (руб)

1) Эксплуатация оборудования

5,33

71 315,4

2)Износ инструмента

0,17

2 274,6

Итого переменных затрат

5,5

73 590

Постоянная часть (руб)

1)Содержание АУП

55 000

2)Амортизация ОПФ

938

3)Текущий ремонт ОПФ

150

4)Эксплуатация здания

29 000

5)Износ МБП

250

Итого постоянных расходов

85  338

Всего общепроизводственных расходов (тыс. руб)

158,93


 

 

Трудоемкость валовой продукции определяется следующим образом:

, где

- трудоемкость изготовления i-го  изделия (данные трудового бюджета), час.

= 8 * 837 + 12 * 557 = 6 696 + 6 684 = 13 380

 

 

 

 

 

Шаг 6. Бюджет цеховой себестоимости

Исходными данными для разработки бюджета цеховой себестоимости  является бюджет материалов, трудовой бюджет и бюджет общепроизводственных расходов.

 

 

Таблица 6.

Бюджет цеховой  себестоимости на 1 мая 2011 года

Статьи затрат

Продукция А

Продукция В

Итого,

тыс.

руб.

на ед., руб.

на 

,

тыс. руб.

на ед., руб.

на 

,

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

Прямые переменные затраты

1.Основные материалы

214

179,12

255

142,04

321,16

- по материалу 1

150

125,55

15

8,36

133,91

- по материалу 2

64

53, 57

240

133,68

187,25

2.Заработная плата основных производственных рабочих

760

836,12

1 380

768,66

1 604,78

3.Страховые взносы

( =34%)

258,4

284,28

469,2

261,34

545,62

Итого переменные затраты

1 232, 4

1 299,52

2 104,2

1 172,04

2 471,56

Переменные общепроизводственные расходы

1.Эксплуатация оборудования

42,64

35,69

63,96

35,63

71,32

2.Износ инструмента

1,36

1,14

2,04

1,14

2,28

Итого переменные общепроизводственные расходы

44

36,83

66

36,77

73,6

Всего переменных затрат

1 276,4

1 336,35

2 170,2

1 208,81

2 545.16

Постоянные общепроизводственные расходы

1.Содержание АУП

-

-

-

-

55,0

2.Амортизация ОПФ

-

-

-

-

0,94

3.Текущий ремонт ОПФ

-

-

-

-

0,15

4.Эксплуатация здания

-

-

-

-

29,0

5.Износ МБП

-

-

-

-

0,25

Итого постоянные общепроизводственные расходы

-

-

-

-

84,34

Всего цеховая себестоимость

-

-

-

-

2 308, 34


 

 

Шаг 7. Бюджет общехозяйственных расходов

Статьи данного бюджета, в основном, не зависят от объема производства, поэтому рассчитываются общей суммой за период.

 

Таблица 7.

Бюджет общехозяйственных  расходов на 1мая 2011 года

Статьи затрат

Сумма, тыс. руб

А. Расходы на управление

45,21

Б. Общехозяйственные расходы

58,72

В. Налоги, отчисления

6,99

Всего

110,92


 

 

Шаг 8. Бюджет коммерческих расходов

Переменная часть коммерческих расходов рассчитывается на объем реализации (продаж) каждого изделия, а постоянная часть общей суммой за рассматриваемый  период.

 

Таблица 8.

Бюджет коммерческих расходов на 1 мая 2011 года

Статьи затрат

Продукция А

Продукция В

Итого,

тыс.

руб.

на ед., руб.

на 

,

тыс. руб.

на ед., руб.

на 

,

тыс. руб.

Переменные затраты

1.Тара, упаковка

0,9

0,68

1,1

0,54

1,22

2.Транспортировка готовой продукции

2,7

2,03

3,9

1,91

3,94

3.Комиссионные (1,2 % от объема продаж)

17,29

12,97

29,49

14,45

27,42

Итого переменных затрат

20,89

15,68

34,49

16,9

32,58

Постоянные расходы

1.Расходы на рекламу

-

-

-

-

0,7

2.Содержание службы маркетинга

-

-

-

-

1,46

Итого постоянные расходы

-

-

-

-

2,16

Всего коммерческих расходов

-

-

-

-

20,43


 

 

Шаг 9. Бюджет прибыли и убытков

Шаги 1, 6, 7, 8 содержат достаточно информации для составления бюджетного расчета  о прибылях и убытков. Расчет бюджета  может быть более подробным, но тогда  необходимо подготовить несколько дополнительных расчетов.

Таблица 9.

Бюджет прибыли  и убытков

Наименование показателей

Данные шагов

Сумма, тыс. руб.

1.Общая выручка

1

2 696

2.Чистая выручка

1

2 284,75

3.Себестоимость реализованной продукции (переменные затраты)

6, 8

1 276,4 * 750 + 2 170,2 * 490 +          32 580 = 2 039 358

(2 053,28) тыс. руб.

4.Сумма покрытия

расчет

231,47

5.Постоянные затраты

6, 7, 8

84,34 + 110,92 + 2,16 = (197,42)

6.Операционная прибыль

расчет

34,05


 

 

III РАЗДЕЛ. ОПИСАНИЕ ВОЗМУЩАЮЩИХ ФАКТОРОВ

 

Изменение операционной прибыль зависит  от воздействия большого количества взаимосвязанных факторов, которые  влияют на результаты деятельности предприятия  разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения  основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Можно выделить три группы факторов прибыли:

В сфере производства: его объем, качество продукции, ассортимент, уровень  оптовых цен и т.д.

В сфере обращения: организация  оперативной работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь с потребителями и т.д.

Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: перебои в материально-техническом  снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой  продукции и др.

Факторы классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на внепроизводственные  и производственные.

К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в  современной литературе, можно выделить основные из них:

    • степень политической стабильности;
    • состояние экономики государства;
    • демографическая ситуация в стране;
    • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
    • темпы инфляции;
    • ставка процента за кредит;
    • государственное регулирование экономики;
    • платежеспособный спрос потребителей;
    • цены, устанавливаемые поставщиками товаров;
    • налоговая и кредитная политика государства;
    • развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг;
    • развитие профсоюзного движения;
    • экономические условия хозяйствования;
    • емкость рынка.

IV РАЗДЕЛ. РАСЧЁТ БЮДЖЕТА С УЧЁТОМ ВОЗМУЩАЮЩИХ ФАКТОРОВ

 

 

Учтём 2 фактора:

1. Предполагается, что цена материалов для производства снизилась на 3% ниже, чем в плане.

Пересчитаем затраты на материалы  с учётом изменения цен.

При планировании цена материала 1 составляла 75р., с учётом снижения цен стоимость за одну единицу материала стала 72,72р.

При планировании цена материала 2 составляла 160р., с учётом снижения цен стоимость  за одну единицу материала стала 155,2р.

Перерасчёт себестоимости.

Таблица 10

Информация о работе Планирование и бюджетирование в системе контроллинга