Контроллинг в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:39, лекция

Краткое описание

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента.
Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

Файлы: 1 файл

Контроллинг в системе менеджмента.docx

— 167.68 Кб (Скачать)

Контроллинг в системе менеджмента

Контроллинг- комплексная систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.  
 
Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента.

Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

  1. Контроллинг. Задачи и функции.Сущность контроллинга.

 
В настоящее время не существует однозначного определения понятия ”контроллинг” - системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путём:

  •  
    адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям среды;
  •  
    согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  •  
    координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
  •  
    создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  •  
    создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  •  
    адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения её гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

 
Узловыми компонентами концепции  контроллинга являются:

  •  
    философия доходности – ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
  •  
    разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
  •  
    создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления..

 
В определении  контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие. 
 
Исходя из вышеизложенного, контроллинг можно определить как интегрированную управленческую функцию, объединяющую учет, контроль и анализ, связанную с реализацией информационного, комментирующего обеспечения, ориентированного на результат управления предприятием.

    1.  
      Причины необходимости внедрения контроллинга.
  •  
    Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
    •  
      смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего
    •  
      увеличение скорости реакции на изменения внешней среды
    •  
      необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней сред предприятия
    •  
      необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций
  •  
    Вследствие научно-технического прогресса непрерывно увеличивается сложность продукции и технологического процесса
  •  
    Информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления
  •  
    Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Виды контроллинга.

 
Стратегический  и оперативный контроллинг. 
 
«Делать правильное дело» - стратегический контроллинг. Основная задача – помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Служба стратегического контроллинга поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения. 
 
«Делать дело правильно» - оперативный контроллинг. Основная задача — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей 
 
ориентирован на краткосрочный результат. 
 

    1. Виды Стратегический контроллинг.

 
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. 
 
Целевая задача стратегического планирования заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегий - возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием. 
 
Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:

  •  
    поиск и формулирование стратегической цели (альтернативные варианты, ограничения, варианты решений);
  •  
    оформление и оценка стратегии;
  •  
    принятие стратегического решения (выявление приоритетов, установление целенаправленных действий).

 
Основная задача стратегического контроллинга - сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности. 
 
Фазы стратегического контроллинга 
 
Процесс стратегического контроллинга состоит из трех фаз:

  •  
    формирование контролируемых величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-сценарии, рубежи и последствия);
  •  
    проведение контрольной оценки (эффективность текущего процесса и созданной структуры, правильность поставленной цели, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения);
  •  
    принятие решения по результатам стратегического контроллинга (по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия, стимулируется проведение самих корректировок).

 
 
 Система стратегического контроллинга 
 
Области контроллинга:

  •  
    стратегические цели (качественные и количественные);
  •  
    критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
  •  
    узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.

 
Требования при  осуществлении контроллинга:

  •  
    объем показателей должен быть ограничен;
  •  
    показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
  •  
    выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (как минимум, за пять лет);
  •  
    показатели должны носить характер раннего предупреждения.

 
Анализ выбранных  показателей включает следующее:

  •  
    сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
  •  
    выявление причин и виновников отклонений;
  •  
    определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
  •  
    анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.

 
 
2.2. Оперативный  контроллинг. 
 
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы. 
 
Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде. 
 
В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера. 
 
Цель оперативного контроллинга 
 
Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения “затраты - прибыль” и для поддержки оперативных решений по недопущению кризисного состояния 
 
Оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. 
 
Основные подконтрольные показатели:

  •  
    рентабельность капитала;
  •  
    производительность;
  •  
    степень ликвидности

 
Оперативный контроллинг в значительной степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию. Глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом, дополняется более тонким управлением в рамках оперативного контроллинга в том смысле, что последний ориентирован на конкретные коммерческие действия и их условия.

    1.  
      ^ Характеристика оперативного и стратегического контроллинга.

 
Признаки

 
Стратегический  контроллинг

 
^ Оперативный  контроллинг

 
Ориентация

 
Внешняя и внутренняя среда предприятия

 
Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия

 
^ Уровень  управления

 
Стратегическое

 
Тактическое и оперативное

 
Цели

 
Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание  потенциала успеха

 
Обеспечение прибыльности и ликвидности  предприятия

 
Главные задачи

  •  
    Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия
  •  
    Ответственность за стратегическое планирование
  •  
    Разработка альтернативных стратегий
  •  
    Определение “критических” условий, лежащих в основе стратегических планов
  •  
    Определение “узких” и “слабых” мест
  •  
    Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями
  •  
    Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений
  •  
    Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)
  •  
    Руководство при оперативном планировании и разработке текущего бюджета
  •  
    Определение “узких” и поиск “слабых” мест для тактического управления
  •  
    Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями
  •  
    Сравнение плановых и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений
  •  
    Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов
  •  
    Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений

 
Методы

  •  
    Анализ конкурентной ситуации
  •  
    Анализ предприятий
  •  
    Анализ рынков/ окружающей среды
  •  
    Стратегическое планирование «люков» (разрывов)
  •  
    Стратегическая калькуляция

 

  •  
    Расчет издержек по местам их возникновения
  •  
    Расчет маржинальной прибыли
  •  
    Полная и частичная калькуляция издержек
  •  
    Проектные расчеты
  •  
    Планирование ликвидности
  •  
    Средне- и краткосрочное финансовое планирование
  •  
    Баланс движение денежных средств
  •  
    Двойная бухгалтерия

 
Результат

 
Стратегический план

  •  
    Планирование результата
  •  
    Планирование баланса и отчета о прибылях и убытках

 
Основное различие между  стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний, напротив, "смотрит" в настоящее.

  •  
    стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат;
  •  
    контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга;
  •  
    объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;
  •  
    в оперативной области доминирует контроль со стороны (со стороны отдела контроллинга), а в стратегической - самоконтроль

 

  1. Функции и задачи контроллинга.

 
Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и изменяются по содержанию. Меняется весомость отдельных задач. Так, Великая экономическая депрессия 1930-х гг. показала американским предпринимателям значимость управленческого учёта и планирования для обеспечения выживаемости предприятия в долгосточной перспективе. До этого момента практики забывали об указанных функциях управления или не придавали им должного значения. В результате середина 1930-х гг. стала в США периодом интенсивного роста числа предприятий, внедряющих принципы и философию контроллинга. 
 
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. по Европе прокатилась волна банкротств, и это подтолкнуло предпринимателей к пониманию необходимости внедрения на предприятиях современных инструментов планирования и управления. Крупные предприятия занялись децентрализацией управления, что сразу же привело к необходимости внедрения системы координации деятельности хозяйствующих субъектов. Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной и достоверной информацией о состоянии предприятия в различных аспектах деятельности. Постепенно определялся основной круг обязанностей служб контроллинга. 
 
В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлечённых экспертов-контроллёров вполне привычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга. В современных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров. 
 
На малых предприятиях основные функции контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если её выполняет сам руководитель предприятия. Небольшие предприятия очень редко решают также проблемы покупки других фирм или продажи филиалов. На среднем по размерам предприятия с монопроизводством объём функций и задач учёта, планирования и отчёта будет, естественно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием. 
^

Информация о работе Контроллинг в системе менеджмента