Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:53, отчет по практике
Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие “Стройтехнорм”, ранее Государственное предприятие “Стройтехнорм”, принадлежит на праве собственности Республике Беларусь и находится в ведении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Предприятие создано приказом Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 июня 1995г. №157 и зарегистрировано Администрацией Центрального района г. Минска решением от 17 декабря 1996г. № 132 в реестре общереспубликанской регистрации за № 7592.
Чтобы повысить рентабельность, нужно использовать следующие источник резервов:
- увеличение прибыли за счет снижение их себестоимости услуг, согласно законодательству.
V. Особенности организации маркетинговой службы и ее влияние на изменение организационной структуры.
В РУП «Стройтехнорм» отдел маркетинга не создан, числится отдельная штатная единица в каждом структурном подразделении.
Рассмотрим основные задачи специалиста по маркетингу на предприятии:
1) разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
2) исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на услуги предприятия;
4) исследование потребительских свойств предоставляемых услуг и сбор информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия данных услуг потребностям покупателей;
5) выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
7) разработка стратегии рекламы по каждому виду услуг и плана проведения рекламной кампании: организация рекламы при помощи СМИ, обеспечение наружной рекламы, организация участия предприятия в выставках, разработка предложений по формированию фирменного стиля.
Также на него возложено выполнение следующих функций и задач:
1) задачи
координация работы с поставщиками с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ.
2) функции
обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков оказания услуг
организация оказания услуг в соответствии с заключенными
договорами;
участие в разработке ценовой политики предприятия;
организация работы по рекламе предоставляемых услуг, изучению рынка сбыта.
В состав аналитической функции маркетинга входят следующие мероприятия:
1) изучение рынка не производится, что является существенным недостатком. Ведь, зная условия и тенденции развития экономики, политики, законодательства, а также стиля жизни и демографические изменения, можно предвидеть спрос на тот или иной вид услуги.
2) проводится исследование услуг конкурентов, уровня их качества, цены, конкурентоспособность изучаются при посещении работника предприятия различных организаций, оказывающих аналогичные услуги; при этом не посещаются выставки, на которых представлены оказываемые услуги конкурентов, что является, несомненно, отрицательным моментом работы предприятия.
Анализ рекламной деятельности
В проекте Закона Республики Беларусь "О рекламе" дано следующее определение рекламы: "Реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Рассмотрим средства массовой информации, используемые РУП «Стройтехнорм» - это: «Строительная газета», «Оптом и в розницу», «Вся стройка и ремонт», каталог «Стройка», реклама в Интернет.
Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2008-2010 г.г. и количеством реализуемой продукции в рублях (табл. 2.7) можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.
Таблица 4 - Структура рекламного бюджета в 2009-2011гг.
Виды рекламы, используемые на предприятии | Расходы на рекламу, тыс.руб |
Удельный вес расходов в рекламном бюджете, % | ||||
2009г.
|
2010г. |
2011г.
| ||||
2009г. | 2010г. | 2011г. | ||||
Печатные СМИ | 870 | 2390 | 3940 | 100% | 59,75% | 69,1% |
Реклама в Интернет | - | 1610 | 1760 | - | 40,25% | 30,9% |
Примечание – Источник: собственная разработка автора.
Вместе с тем необходимо все же отметить, что на предприятии рекламе не уделяют должного внимания. Хотя в последнее время и наблюдается развитие маркетинговой деятельности, однако на предприятии по-прежнему нет отдела рекламы и маркетинга, наличие которого способствовало бы проведению четко и целенаправленно разработанной рекламной компании. В связи с этим, анализируя организационную структуру предприятия, необходимо отметить, что сотрудники структурных подразделений, на которых возложены обязанности специалистов по маркетингу, перегружены работой, поскольку им необходимо выполнять большое количество функций, что сказывается на качестве работы. Так, не анализируются, и не проводится расчет эффективности осуществляемых рекламных мероприятий, который бы позволил обосновать успешное применение тех или иных средств рекламы и помог в будущем в выборе наиболее эффективных средств продвижения оказываемых услуг. Кроме того, для такого крупного предприятия необходимо расширять штат сотрудников, в частности создать отдельную структурное подразделение – отдел рекламы и маркетинга.
VI. Маркетинговые исследования потребительского спроса, рынка сбыта, конкурентоспособности продукции.
Основным направлением деятельности предприятия является оказание услуг. Ассортимент услуг включает в себя испытания и метрологическое обеспечение, обследовательские и проектные работы, типографские издания ТНПА, ИПС "СтройДОКУМЕНТ",обновление ИПС "СтройДОКУМЕНТ", технологические карты, журнал "ТНССС", большой строительный терминологический словарь-справочник, строительный инжиниринг.
Анализ реализации по видам услуг
Общая сумма реализации в 2009 году составила более 15419 млн. руб., а в 2010 году более 15050 млн. руб. ,в 2011 году более 16873 млн.руб. Клиентами компании (заключившие договора на оказание услуг), являются свыше 2000 организаций. Сезонные колебания в оказании услуг существуют. Это объясняется тем, что среди клиентов большое количество строительных организаций и других учреждений с сезонным характером работы.
Определение спроса
При формировании спроса и цен на оказываемые услуги учитывается то, кто будет покупать данные услуги, какие требования будут предъявляться к качеству и сколько клиенты готовы (и могут) за них заплатить.
Далее в таблице приводятся результаты исследования по выбору потребителем предприятия по оказанию услуг.
Таблица 5.1 - Выбор потребителем предприятия
| Крупные предприятия | Средние и малые предприятия | Частные лица |
низкий | Приобретут услугу и получат высокое качество,и низкие цены | Приобретут услуги и получат приемлемое качество по доступной цене | Приобретут услуги, но не получат высокого качества и низких цен |
средний | Неоднократно воспользуются услугами | Возможно длительное сотрудничество | Не воспользуются услугами |
высокий | Возможно длительное сотрудничество | Воспользуются услугами при невысоком требовании к качеству | Не воспользуются услугами или воспользуются однократно |
Примечание – Источник: собственная разработка автора.
Экономические возможности предприятий и физических лиц, являющихся клиентами компании различны. Так, физические лица, вследствие своих материальных возможностей, вынуждены обращаться к фирмам, чьи расценки ниже и, зачастую, проигрывают в качестве продукции и услуг.
Анализ отрасли и конкуренции
Для построения экономического профиля отрасли используем стандартный набор экономических параметров:
1) Емкость рынка. Рынок является насыщенным, с очень развитой конкуренцией.
2) Масштабы конкуренции. Конкуренция носит национальный характер.
3) Спектр оказываемых услуг имеет сильную дифференциацию по группам.
4) На рынке оказываемых услуг число конкурентов исчисляется десятками, среди которых есть крупные организации, имеющие большой удельный вес по этому показателю.
На рынке оказываемых инжиниринговых улуг РУП «Стройтехнорм» занимает достаточно заметную долю рынка, вследствие раннего вхождения в эту отрасль и тех конкурентных преимуществ, которые фирма добилась за годы своей работы. Можно говорить о том, что на рынке оказываемых улуг компания входит в десятку наиболее сильных конкурентов.
К числу потенциальных покупателей можно отнести:
- строительные организации;
- всевозможные посредники;
- небольшие организации, деятельность которых может быть связана с производством.
5) Барьеры входа в отрасль. В момент появления компании на рынке в 1995 г. существовала небольшая группа конкурентов, которые едва восполняли возрастающий спрос на данные услуги. Поэтому на тот момент как таковых барьеров входа не существовало, к тому же сам рынок был достаточно разрозненным. На сегодняшний день эти барьеры выросли в связи с появлением большего числа конкурентов и заполнением рынка, однако эти барьеры не смогут сильно воспрепятствовать вхождению на рынок новых игроков, особенно если это будут крупные фирмы, решившие диверсифицировать свою деятельность в этом направлении.
6) Потребность капитала связана с этапом в деятельности фирмы. Возможность вложения каких-то инвестиций в деятельности аналогичных фирм, позволяет повысить конкурентоспособность предприятия за счет:
- расширения ассортимента предлагаемых услуг;
- рационального использования внутренних ресурсов;
- создание хорошей клиентской базы;
- создания небольших филиалов, что сокращает сроки выполнения заказов и повышает прибыльность.
Информация о работе Отчет производственной практики в НППРУП “Стройтехнорм”