Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:57, курсовая работа
У большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации. О конфликте - даже не употребляя это слово - писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись.
Введение………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы разрешение конфликтов в системе муниципальной службы………………………………………………
1.1 Понятие и сущность конфликта………………………………….
1.2 Классификация конфликтов и проблема их регулирования……
Глава 2. Особенности возникновения и разрешения конфликтов в Администрации пгт. Игрим…………………………………………..
2.1 Социально-экономическая характеристика Администрации пгт. Игрим……………………………………………………………...
2.2 Исследование генезиса конфликтных ситуации в Администрации пгт. Игрим…………………………………………..
2.3 Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуации………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Таблица 2.4
Результаты диагностики по методике Томаса
№ испытуемого |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
0 |
5 |
8 |
8 |
9 |
2 |
1 |
7 |
8 |
9 |
5 |
3 |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 |
5 |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 |
6 |
2 |
6 |
9 |
9 |
8 |
7 |
5 |
7 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
1 |
9 |
10 |
5 |
9 |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 |
10 |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 |
11 |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 |
12 |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 |
итого |
33 |
66 |
79 |
116 |
70 |
Компромисс – готовность к взаимным уступкам; в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов. Результат компромисса - различная степень удовлетворенности и неудовлетворенности всех сторон. Ситуация: Главный специалист Администрации готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Выполняет работу, не предусмотренную ее должностной инструкцией. (См. таблицу. 2. 4)
Более наглядно результаты диагностики по методике Томаса представлены (см. Рисунок 11)
Рис. 11. Стратегии поведения работников Администрации по методике Томаса (в % к общей численности)
Таблица 2.5
Результаты диагностики самооценки конфликтности, баллы
№ испытуемого |
Самооценка конфликтности (баллы) |
1 |
41 |
2 |
21 |
3 |
41 |
4 |
21 |
5 |
26 |
6 |
26 |
7 |
28 |
8 |
36 |
9 |
18 |
10 |
21 |
11 |
15 |
12 |
9 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест диагностики самооценки конфликтности (См. Приложение 9).
Результаты этого теста (См. таблицу 2.5) свидетельствуют о склонности респондентов избегать конфликтных ситуаций.
Более наглядно результаты диагностики самооценки конфликтности представлены (См. Рисунок 12)
Рис. 12. Результаты диагностики самооценки конфликтности (в % к общей численности)
Для подтверждения гипотезы вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле
Где - сумма квадратов разностей рангов,
- число парных наблюдений
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции (r=-0,69) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов. На практике это означает, что конфликтные личности выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Таблица 2.6 Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и степени конфликтности личности
№ п/п |
Стратегия избегания, баллы |
Самооценка конфликтности, баллы |
Ранги по стратегии избегания |
Ранги по самооценке конфликтности |
Разность рангов, d |
d2 |
1 |
8 |
41 |
4 |
14 |
10 |
100 |
2 |
9 |
21 |
6,5 |
6 |
-0,5 |
0,25 |
3 |
11 |
18 |
12,5 |
3,5 |
-9 |
81 |
4 |
10 |
21 |
9,5 |
6 |
-3,5 |
12,25 |
5 |
10 |
24 |
9,5 |
8 |
-1,5 |
2,25 |
6 |
9 |
26 |
6,5 |
9 |
2,5 |
6,25 |
7 |
8 |
28 |
4 |
10,5 |
6,5 |
42,25 |
8 |
10 |
36 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 |
9 |
10 |
18 |
9,5 |
3,5 |
-6 |
36 |
10 |
11 |
21 |
12,5 |
6 |
-6,5 |
42,25 |
11 |
12 |
15 |
14 |
2 |
-12 |
144 |
12 |
8 |
9 |
4 |
1 |
-3 |
9 |
∑d2 = 484.5
r = 1 - 6 * 484, 5 = -0, 69
12 (122-1)
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество. Также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации.
Таким образом, из результатов исследования в Комитете можно сделать следующие выводы:
Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса). Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса).
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально-психологическом климате коллектива.
Далее мы провели групповое, сплошное анкетирование работников Администрации. (См. Приложение 10).
Анкетирование использовали с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играли лишь вспомогательную роль. При помощи метода анкетирования с наименьшими затратами получили высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода его анонимность (личность респондента не фиксировалась, фиксировались лишь его ответы).
На вопрос о месте конфликтов в трудовой деятельности 10 % респондентов ответили, что конфликты занимают важное место, 70 % опрошенных не придают им большое значение, для 20 % респондентов конфликты являются малозначительным фактом (См. рисунок 13).
Рис. 13. Место конфликтов в трудовой деятельности
При ответе на вопрос, с какими конфликтными ситуациями сталкиваются сотрудники Администрации, 80 % респондентов ответили, что основной вид конфликтов - это конфликты производственного характера, 10% респондентов решили, что это конфликты личного характера и 10 % конфликты с гражданами (См. рисунок 14).
Рис. 14. Виды конфликтов в трудовой деятельности
Одним из важных вопросов был вопрос об эффективности мероприятий по регулированию конфликтных ситуаций. 60 % опрошенных ответили, что мероприятия по регулированию конфликтных ситуаций проводятся эффективно, 30 % затруднились ответить на вопрос, 10% считают, что мероприятия неэффективны. (См. рисунок 15)
На вопрос о нарушениях трудовой и технологической дисциплины, 35 % респондентов ответили, что это опоздание на работу, по 20 % ответов приходятся на нарушение правил техники безопасности, по 10 % нарушение правил внутреннего распорядка, по 35 % - приходятся на халатность.
Рис. 15. Эффективность мероприятий по регулированию конфликтных ситуаций (в %)
Рис. 16. Отношение работников к наказаниям за нарушение трудовой дисциплины (в %)
На вопрос об отношении к наказаниям за нарушения трудовой дисциплины, 50% респондентов ответили, что поддерживают наказания, 50% отрицательно относятся к наказаниям за правонарушения (См. рисунок 16).
Что касается соблюдения трудовой дисциплины, как одного из серьезных факторов производительности труда, в Комитете такие конфликтные ситуации наблюдаются.
Какие отношения у вас с коллегами по работе, на этот вопрос 90 % респондентов считают, что в коллективе сложились хорошие отношения между сотрудниками, 10 % считают, что отношения между сотрудниками плохие.
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы о причинах, возникающих в Комитете конфликтов и, как следствие, необходимости внедрения рациональных элементов управления конфликтами.
К основным причинам возникновения конфликтов в организации относятся:
- личные претензий и амбиций работников;
- недовольство условиями труда;
- недовольство заработной платой
- недовольство руководителем.
Поэтому для управления конфликтами и минимизации их негативных последствий предложим некоторые рекомендации.
Главной проблемой является социально-психологическая напряженность в Администрации. Это, несомненно, отражается на результатах работы Администрации в целом. Чтобы таких проблем не возникало необходимо предпринять ряд мер по нормализации психологического состояния сотрудников.
Для своевременного предотвращения конфликтов необходимо четко знать состояние коллектива, общий психологический фон и примерную психологическую устойчивость каждого члена коллектива.
В связи с этим рассмотрим ряд предложений, которые бы способствовали снижению конфликтов в трудовых коллективах:
1. Главным решением по
Информация о работе Особенности возникновения и разрешения конфликтов в Администрации пгт. Игрим